Лекция 1. Фундаментальные понятия рынка ценных бумаг
Учет затрат
Подконтрольные затраты – это те составляющие затрат, которые находятся в сфере ответственности конкретного менеджера или руководителя.
Неподконтрольные – те, которые не находятся в сфере ответственности кого-либо.
Подконтрольность – понятие относительное.
В зависимости от того, каковы способы воздействия на величину затрат, их делят на:
· технологические (достоверные) – их величина может быть с достоверностью предсказана и оценена.
· регулируемые (изменяемые) затраты – их величина и возникновение целиком зависит от решения, принятого менеджером (затраты на рекламу).
· неизбежные (профинансированные) затраты – являются следствием ранее принятых решений (амортизационные отчисления, з/п менеджера)
Первые 2 категории затрат являются подконтрольными.
target hosting –
Нормативная прибыль (PN), Цр, Sp = Цр - PN
Ц = S + Р, Sp ≥ Sф, Sp ‹ Sф
Будем считать, что затраты переменные и плановые.
З = 1д.е./шт. Зр = 480 д. е.
|
|
Qпл = 400 шт. Qф = 500 шт.
Ф | Пл. | ||
1 сп. | 80 Н | ||
2 сп. |
2 способ – правильный. 1 способ – жесткий бюджет, а 2 способ – гибкое бюджетирование.
Учет по центрам ответственности
Центр ответственности – это такой структурный элемент, у которого есть руководитель, т. е. человек, который наделен определенными задачами и правами в отношение тех ресурсов, которые закреплены за данным сегментом.
Учет результатов и деятельности.
Они ведутся на регулярной основе. Но объекты калькулирования – разные.
ЦО\прод. | А | В | … | j | … | N | |
W1A | W1B | … | W1j | … | W1N | 1/∑j=A W1j | |
W2A | W2B | … | 1//∑j=A W2j | ||||
… | Wij | … | |||||
I | N/∑j=1 ij | ||||||
… | |||||||
M | WMN | ||||||
M/∑i=1 WiA |
W1j – это те затраты, которые возникают в сфере ответственности i при выпуске j продукции
Центры ответственности:
1. центры затрат – данный вид ответственности устанавливается в том случае, если результаты не имеют стоимостного выражения; центры затрат, ориентированные на минимизацию затрат.
2. центры дохода – те центры ответственности, деятельность которых оценивается по выручке (отдел сбыта).
3. центры прибыли – такое подразделение, менеджер которого отвечает как за затраты, так и за выручку.
4. центры инвестиций – деятельность структурного подразделения оценивается на основе показателя рентабельности, т.е. менеджер может оказывать влияние на величину актива.
Остаточный доход – прибыль за вычетом тех платежей за возможность использовать те или иные активы.
|
|
X | Y | |
ИК | ||
P. | ||
Rc | 9,5% | 9,5% |
Rn | 15% | 9% |
n | ||
p-n | (50) | (50) |
R = 12%
С момента появления первой ценной бумаги прошло около восьми столетий. Конечно,
фондовый рынок за это время прошел большой путь, современную экономику трудно представить
без ценных бумаг. Даже в СССР, в государстве с централизованной, директивно управляемой
экономикой существовали облигации государственных займов, во внешней торговле использовались векселя и коносаменты, во внутренних и внешних расчетах – чеки, а всем нам знакомый «Интурист» всегда был ВАО «Интурист» (Всероссийское акционерное общество
«Интурист»). Конечно, в одной главе трудно рассмотреть всю историю развития фондового
рынка, поэтому мы остановимся лишь на некоторых, с нашей точки зрения, ключевых моментах истории ценных бумаг.
Хотелось бы сделать акцент на том, что развитие всей финансовой сферы (а рынок ценных бумаг – часть финансового рынка) осуществляется не само по себе, а идет «вслед» за развитием производственной сферы, вытекает из потребностей и закономерностей самого производства. И новые виды финансовых инструментов (ценных бумаг), форм торговли ими появляются по мере возникновения потребности в них вместе с развитием экономики в целом.