Структура речи

Структура доклада

Примерное время Основные рубрики Содержание (ход изложения)
0-0.2 Представление - назвать тему и руководителя
0.2-1.5 Введение - объяснить проблематику работы, используя определения ключевых терминов из названия работы
- четко определить собственный объект исследования, в качестве которого всегда выступает биологическое явление
- дать оценку актуальности работы, определить ее необходимое место в системе современных знаний
- определить цель и задачи исследования, решение которых найдут свое отражение в нижеследующих выводах
1.5-3 Материалы и методы - осветить вопросы: где, когда, чего, сколько, как
- назвать помощников и выразить благодарности
3-9 Результаты (- пауза)
(0.5) А. Вступление - назвать блоки данных, отдельные стороны явления или фрагменты работы, которые удобнее рассматривать по отдельности
(0.4) В,C,.. Рассказ о блоках данных 1. вступление, дать общую характеристику (постановка научного вопроса)
(0.3) 2. представить иллюстрации, отражающие основные вопросы дипломного проекта: · назвать иллюстрацию, · назвать единицы измерения, · озвучить легенду
(1.5) 3. совместно с аудиторией вести поиск закономерностей: · назвать сначала общую и очевидную для всех закономерность, видную невооруженным глазом, · назвать частную, особенную, отмеченную только автором новую закономерность, · назвать неявные и недоказанные, но интересные тенденции, обнаруженные автором
(0.3) 4. дать резюме, промежуточное заключение по блоку данных, сравнить собственные материалы с литературными данными, объяснить явление
(0.5) Заключение Решить проблему, снять интригу
9-10 Выводы - констатировать обобщенные решения поставленных задач с приведением главных числовых данных (оптимально иметь 3-5 выводов, первыми идут наиболее общие, затем - более частные, последними – методические).

· доклад должен быть предварительно написан,

· выступая перед аудиторией, его не нужно читать, важно рассказывать, следуя логике доклада; прочесть можно цель и задачи, а также выводы; полезно также выписать на карточку начала фраз ключевых блоков, посматривая в них по ходу дела,

· говорить нужно повернувшись лицом к залу, при обращении к таблице лишь ненадолго поворачивать к ней голову,

· важно делать паузы перед каждым новым разделом доклада,

· не возвращаться к упущенной мысли словами: «Я забыл сказать, что…», разрушая созданный перед этим контекст; постарайтесь «ввернуть» забытое в другом месте.

3. Интрига –

это когда в самом начале доклада выдвигается интересный вопрос, решение которого будет получено только в его конце. Доклад с интригой выгодно отличается от повествовательного тем, что слушатели с интересом и с удовольствием ожидают развития мысли автора. Доклад с интригой невыгодно отличается от повествовательного тем, что если аудитория будет разочарована авторским решением проблемы, ему не сносить головы. Виды интриг:

- выдвижение практически или методически значимого вопроса, решение которого найдено в результате проведенного научного исследования («Что нужно для того, чтобы…?», «Можно ли …?»),

- решение общеизвестного, но для многих загадочного явления из жизни растений или животных («Как удается…?»),

- обнаружение новых аргументов для возобновления давнишней общеизвестной дискуссии («Кто прав…?»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: