Структура доклада
Примерное время | Основные рубрики | Содержание (ход изложения) |
0-0.2 | Представление | - назвать тему и руководителя |
0.2-1.5 | Введение | - объяснить проблематику работы, используя определения ключевых терминов из названия работы |
- четко определить собственный объект исследования, в качестве которого всегда выступает биологическое явление | ||
- дать оценку актуальности работы, определить ее необходимое место в системе современных знаний | ||
- определить цель и задачи исследования, решение которых найдут свое отражение в нижеследующих выводах | ||
1.5-3 | Материалы и методы | - осветить вопросы: где, когда, чего, сколько, как |
- назвать помощников и выразить благодарности | ||
3-9 | Результаты | (- пауза) |
(0.5) | А. Вступление | - назвать блоки данных, отдельные стороны явления или фрагменты работы, которые удобнее рассматривать по отдельности |
(0.4) | В,C,.. Рассказ о блоках данных | 1. вступление, дать общую характеристику (постановка научного вопроса) |
(0.3) | 2. представить иллюстрации, отражающие основные вопросы дипломного проекта: · назвать иллюстрацию, · назвать единицы измерения, · озвучить легенду | |
(1.5) | 3. совместно с аудиторией вести поиск закономерностей: · назвать сначала общую и очевидную для всех закономерность, видную невооруженным глазом, · назвать частную, особенную, отмеченную только автором новую закономерность, · назвать неявные и недоказанные, но интересные тенденции, обнаруженные автором | |
(0.3) | 4. дать резюме, промежуточное заключение по блоку данных, сравнить собственные материалы с литературными данными, объяснить явление | |
(0.5) | Заключение | Решить проблему, снять интригу |
9-10 | Выводы | - констатировать обобщенные решения поставленных задач с приведением главных числовых данных (оптимально иметь 3-5 выводов, первыми идут наиболее общие, затем - более частные, последними – методические). |
· доклад должен быть предварительно написан,
|
|
· выступая перед аудиторией, его не нужно читать, важно рассказывать, следуя логике доклада; прочесть можно цель и задачи, а также выводы; полезно также выписать на карточку начала фраз ключевых блоков, посматривая в них по ходу дела,
· говорить нужно повернувшись лицом к залу, при обращении к таблице лишь ненадолго поворачивать к ней голову,
· важно делать паузы перед каждым новым разделом доклада,
· не возвращаться к упущенной мысли словами: «Я забыл сказать, что…», разрушая созданный перед этим контекст; постарайтесь «ввернуть» забытое в другом месте.
3. Интрига –
это когда в самом начале доклада выдвигается интересный вопрос, решение которого будет получено только в его конце. Доклад с интригой выгодно отличается от повествовательного тем, что слушатели с интересом и с удовольствием ожидают развития мысли автора. Доклад с интригой невыгодно отличается от повествовательного тем, что если аудитория будет разочарована авторским решением проблемы, ему не сносить головы. Виды интриг:
|
|
- выдвижение практически или методически значимого вопроса, решение которого найдено в результате проведенного научного исследования («Что нужно для того, чтобы…?», «Можно ли …?»),
- решение общеизвестного, но для многих загадочного явления из жизни растений или животных («Как удается…?»),
- обнаружение новых аргументов для возобновления давнишней общеизвестной дискуссии («Кто прав…?»).