Этапы развития письма. Типы письма

Письмо появляется тогда, когда возникает общественная по­требность в нем, желание сохранять сказанное. Произошло это в эпоху разложения первобытно-родового строя и образования пер­вых государств. Именно в этот период человеческой истории рас­ширяются производство и торговля, между государствами заклю­чаются военные, экономические и политические договоры, уста­навливаются законы, формируются религии, пробуждается инте­рес к своей истории и т.п. Письмо в этих условиях оказывается крайне необходимым. Его появление связано с необходимостью повысить эффективность выполнения основной функции языка -коммуникативной.Этой цели подчинены все разновидности пись­ма, которые выделяются в зависимости от того, что обозначается графическим знаком — нерасчлененное высказывание, слово, слог или фонема.

На этой основе различают следующие типы письма:

- фразографию (от греч. phrasis «фраза», высказывание и grapho «пишу»), основной графической единицей которой служит фразограмма - письмо-рисунок;

- логографию (от греч. logos «слово» и grapho «пишу»)/ идеографию, основная графическая единица -логограмма, или идеограмма, иероглиф;

- силлабографию (от греч. syllabi «слог»), графический знак которой - силлабограмма (письмо слогами);

- фонемографию, или фонографию (от греч. phone «звук»), графический знак которой - фонемограмма, или фонограмма (буквенно-звуковое письмо).

Данная типология письма ориентирована на объект графиче­ского обозначения. Существует также иная, традиционная, типо­логия, которая содержит три основных (с подтипами) типа пись­ма - пиктографическое, идеографическое и фонетическое, или звуковое. Эта классификация типов письма подвергается критике за отсутствие единого принципа: первые два типа отражают ха­рактер графических знаков, а третий - объект обозначения (звук). Однако указанный недостаток легко устраним, если третий тип называть буквенным, или буквенно-звуковым письмом.

Пиктография (от лат. pictus «нарисованный»; греч. grapho «пишу») /

Фразография (от греч. phrasis «фраза», высказывание и grapho «пишу»)

Первая «проба пера» человека в виде «пе­щерной живописи» измеряется тремя десят­ками тысячелетий. В основном это были изоб­ражения охоты и других не менее важных со­бытий в жизни первобытного человека (см. рис. 6). Поскольку письменным знаком в та­ких случаях служил рисунок, то этот тип пись­ма называют пиктографией, т.е. «письмо рисунками». Это преднамеренное изображение на камне, дереве, глине, цель которого — передача определенной информа­ции. Поэтому оно служит средством общения. Сам рисунок как своеобразный письменный знак называется пиктограммой, а пиктограм­мы, высеченные или нарисованные на ска­лах, еще называют петроглифами (греч. petra «скала, камень» + греч. glyphe «резьба»).

Письменным знаком пиктограмму можно называть лишь условно из-за ее особых отличий от других знаков письма. Дело в том, что отдельные графические элементы пиктограммы лишены самостоятельности. Они не расчленяют высказывания (сообще­ния) на слова. Пиктограмма передает высказывание или фразу в целом. Поэтому этот тип письма называют еще фразографией. Специфика пиктографии состоит также в том, что она пере­дает лишь содержание высказывания, не отражая при этом язы­ковых особенностей сообщения (звучания слов, их грамматиче­ских форм, порядка следования и т.д.).

Отражение языкового строя на письме — более поздний и со­вершенный этап человеческой цивилизации.

Синтетический характер пиктографии (передача нерасчлененного сообщения) органично соответствовал инкорпорирующему (полисинтетическому) строю языков американских индейцев и на­родов Крайнего Севера. Такое обозначение фразы (сообщения) соответствовало специфике самой фразы в языках инкорпорирую­щего строя, которая служит описанием события в его целостности, нерасчлененно. Д. В. Бубрих полагал, что в первобытной речи фразе типа «летит птица» соответствовало единое звуковое целое, од­новременно адекватное и слову, и предложению — птицелетание.

До нас дошло немало первобытных рисунков, однако не все они являются пиктограммами. Многие из них были лишены коммуникативного назначения, поскольку служили иным целям — эстетическим, магическим, религиозно-культовым. В связи с этим собственно пиктографическое письмо возникло гораздо позже, в эпоху неолита (VIII-VI тысячелетия до н.э.), когда формиру­ются достаточно крупные общественные объединения - союзы родственных племен, расселявшихся на больших пространствах. В этих условиях пиктограммы были необходимы как средство об­щения с адресатом, отдаленным от их создателя расстоянием и временем. Следовательно, пиктограммой является не любой ри­сунок, а лишь тот, который преднамеренно выполняет функцию передачи сообщения.

Существуют и более строгие подходы к определению начального эта­па графического общения. По мнению В. фон Гумбольдта, последнее зависит от того, насколько использование и свойство знаков более или менее привязано к определенным словам или хотя бы мыслям и вместе с этим насколько дешифровка приближается более или менее к подлин­ному прочтению. Близок к подобным суждениям и Л.В.Щерба, считав­ший пиктографию типом письма лишь условно, поскольку она не переда­ет речь, а лишь замещает ее. По этим же соображениям И.М.Дьяконов выводит пиктографию за пределы письма, в его предысторию. Он утверж­дает, что настоящее письмо возникает только там, где фиксируется именно речь, где каждое слово в речи и все грамматические отношения между словами находят свое воспроизведение в начертательных знаках... Что касается «настоящего письма», автор прав, хотя и слишком жестко под­ходит к определению начального этапа письма.

Пиктография - все же тип письма, и этот статус поддержива­лся ее целью (коммуникация) и средствами (пиктограмма - на­чертательное, графическое обозначение). Ей соответствует инкор­порирующий строй языка, хотя пиктография все же ориентирова­ла на план содержания, как и другой подтип семасиографии - логографическое, или идеографическое письмо.

При всех своих достоинствах (пиктограммы имели реалисти­ческое значение, их мог разгадывать каждый, они были средством общения разноязыковых народов, порядок их «чтения» определя­ла композиция рисунка) пиктография все же страдала рядом не­достатков:

- допускала неоднозначное «прочтение» разными людьми;

- обладала ограниченными возможностями для передачи аб­страктных понятий;

- требовала знаний конкретных исторических условий созда­ния пиктограммы, особенностей быта народа, использующего сим­волику.

Идеография (от. греч. idea «мысль» и grapho «пишу») /

Логография (от греч. logos «слово» и grapho «пишу»)

Устранить недостатки пиктографии была призвана идеография - второй, более совершенный этап развития письма, возникший на базе пиктографического. Письменный знак - идеограмма - передает значение слов, не воспроизводя их звучания. Идеограмма в основном символична: упрощенное изоб­ражение пирамиды, например, служит здесь не наименованием пер­вичного объекта обозначения, а названием страны - Египта.

Существует несколько систем идеографии. Возникли они не­зависимо друг от друга в разных регионах Земли – Месопота­мии, Египте, Китае, Америке. Идеограммы, в отличие от пик­тограмм, не разгадываются, а читаются, т.е. при чтении воспро­изводятся предложения - слово за словом. Со временем идеог­раммы упрощались, приспосабливались к скорописи.

Наиболее распространенными идеограммами в современном мире явля­ются иероглифы (от греч. hieroglyphika «священные знаки»). Иерог­лифическое письмо соотносимо с таким этапом развития языка, когда слово, хотя и было нечленимым, уже оформилось в само­стоятельную единицу.

Различают следующие три разновидности иероглифов:

- монументальные, или подлинные, изображавшие рисунок в деталях;

- контурные - «силуэты подлинных иероглифов»;

- линейные, передававшие лишь контуры, схему рисунка.

Упрощенное линейное письмо называлось иератическим (от греч. hieratikos «священный, жреческий»). Это название про­тиворечило сфере применения иератического письма - исклю­чительно в светских целях. Религиозно-культовым оставалось пись­мо при помощи линейных иероглифов. К VII в. до н. э. монумен­тальные и линейные иероглифы отмирают. Дольше просущество­вало иератическое письмо, но и оно к VI в. до н. э. преобразова­лось в беглое демотическое (от греч. demos «народ»), которое, в свою очередь, заменилось коптским письмом (в его основу поло­жены 24 буквы греческого алфавита и 7 знаков демотики).

NB. Идеогра́мма (от греч. ’ιδέα - идея и греч. γράμμα - запись) - письменный знак, условное изображение или рисунок, соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме. Идеографи́ческое письмо́ - вид письменности, знаки которой (идеограммы) обозначают некоторую идею (противопоставление пиктограммам, обозначающим изображённый ими объект).

Теоретически, надписи идеографическим письмом могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках, даже если идеографические письма этих языков различны. Так, идея воды изображается в виде волны в египетской письменности, потока в китайской, ёмкости, закрашенной синим цветом в ацтекской письменности. Несмотря на формальные различия, все эти знаки могут быть поняты человеком, не знакомым с соответствующей письменностью.

Иероглиф может обозначать звук, слог, часть слова или целое слово, иероглифы не являются универсальными обозначениями, в отличие от идеограмм.

Постепенно идеографическое письмо приближалось к переда­че звукового строя языка. Так, по данным французского исследо­вателя Ж. Р. Шампольона, в египетском письме различались сле­дующие три рода знаков:

- идеограммы (фигуративные и символические), обозначавшие понятия;

- фонограммы, передававшие слоги и звуки, если понятия не поддавались изображению или возникала необходимость записать имена царей (например, Птолемей или Клеопатра) — в этом слу­чае рисунок обозначал отдельный звук;

- детерминативы (от лат. determine «определяю»), которые не читались, а лишь указывали, к какому роду понятий относится соответствующая группа знаков (людям, животным, счету и т.п.). – зарождение грамматики.

Приближалась эра звукового письма. Однако египетские фо­нограммы еще не были буквами. Они соотносились не со звуками и слогами, а со значимыми, смысловыми элементами речевого потока - морфемами (корневыми и служебными), обозначавши­мися консонантными знаками.

Ближайшим предвестником звукового письма была клинопись, созданная шумерами и вавилонянами, обитателями Месопотамии (долины между Тигром и Евфратом). Клинописью называются пись­мена на глине. Выполненные при помощи резца, они по внешнему виду напоминали клинья. Как более древняя шумерская клинопись была идеографической, т.е. передавала изначально понятия. Позже появляются элементы слогового письма. Около середины III тыся­челетия до н. э. шумерскую клинопись приспособили для семитских флективных языков вавилоняне (аккадцы) и ассирийцы, которые изменили направление строки: не сверху вниз и справа налево, а горизонтально, слева направо. Слоговой принцип клинописи стано­вится господствующим после того, как это письмо было заимствова­ноэламами (эламитами), хурритами, хеттами, удартами, угаритами, персами и другими народами. Так, персы, завоевав Вавилонию, за­имствовали из клинописи только буквенные знаки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: