Лекция 4. Воспитание как система в условиях целостностного педагогического процесса. Понятие о воспитательной системе школы

4.1. Целостность педагогического процесса.

4.2. Цели и задачи процесса воспитания.

4.3. Понятие воспитательной системы, её сущность, структурные компоненты.

4.4. Этапы становления и развития воспитательных систем.

4.5. Воспитательные системы в современном мире. Авторские воспитательные системы.

Процесс воспитания (и одновременно обучения) - деятельность по взаимодействию учителя и ученика. Исходя из этого, структура целостного педагогического процесса включает:

1) целевой компонент;

2) содержательный компонент;

3) деятельностный компонент (организационно-управленческийкомпонент, отражающий взаимодействие педагогов и воспитуемых);

4) результативный компонент (характеризует достигнутые результаты, изменения в личности в соответствии с целями).

Этапы педагогического процесса:

1) подготовительный - создание условий для протеканияпроцесса в соответствии с целями (целеполагание), диагностика условий. прогнозирование достижений, трансформация общих целей, сбор информации о возможностях педагогов, проект организации процесса (план);

2) основной - взаимодействие педагогов и воспитанников, использование форм, методов, средств взаимной связи, стимулирование процесса воспитания, оперативный педагогический контроль;

3) заключительный - анализ достигнутых результатов.

Содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса:

1) детский коллектив как основная, ведущая содержательная форма целостности педагогического процесса;

2) обучение;

3) общественно-полезный и производительный труд;

4) взаимодействие школы, семьи и общественности.

Процесс воспитания - целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности по овладению общественным опытом. Целенаправленность - важнейшая характеристика процесса воспитания. В философской литературе цель определяется как " идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельность" (9). Будучи единым и единственным теоретическим объектом, процесс воспитания характеризуется конечной целью - представлением об идеальном воспитаннике. В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей ( общечеловеческих, национальных, индивидуальных, религиозных). Различают ценности:

1) трансцендентные (абсолютные - в рамках религий, ориентация на высшее божественное существо);

2) социоцентрические (общечеловеческие; групповые - расовые, национальные, профессиональные, т.е. ориентация на социальные потребности);

3) антропоцентрические (индивидуальные) - возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей.

Цель воспитания - изменяемая категория: в первобытном обществе - выживание подрастающего поколения; в античном обществе - воспитание гармонически развитой личности; в эпоху Ренессанса - воспитание гуманной личности и т.д.

Кстати, А.С. Макаренко писал, что цель воспитания как развитие гармонически развитой личности ставить нельзя, т.к. слишком абстрактная, заимствованная у Запада цель и невозможно проверить результат. Цель должна быть практически выполнима и выражаться в реальных качествах личности

Содержание целей воспитания характеризуется не самими ценностями как влияниями объективного мира, а суждениями о них: т.е. по своему содержанию цели воспитания - это социальные идеи, формулируемые обществом на определенном этапе его развития (активный строитель коммунизма, всесторонне и гармонически развитая личность, человек культуры) и имеющие на себе отпечаток идеала. Однако социальное содержание - только одна сторона цели воспитания. Ведь цель воспитания - это представление не о самой ценности, а о лично- сти воспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестве руководства для собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитания реальна, если ей придана психологическая форма - концепция направленности личности, развитая в работах Л.И.Божович: целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью. Отсюда появилось понятие " позиция личности " как сложной системы ценностных отношений личности к окружающей действительности, другим людям, самому себе (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.В.Бондаревская). Таким образом, цель воспитания можно рассматривать в виде ценностного отношения воспитанника к действительности - "позиции личности", что можно, в свою очередь, принять за общую цель воспитания. Цели воспитания имеют определенную структурную организацию:

1) определение идеала воспитания - это первый уровень определения цели;

2) образец социальной подготовки личности, образец человека-профессионала (соцзаказ государства);

3) смысл жизни человека - личная цель воспитания.

Цель воспитания конкретизируется в задачах воспитания, реализуемых на примере анализа поступков и действий воспитанников в конкретных ситуациях: "Задача - это и есть цель, данная в определенных условиях" (Леонтьев А.Н., М., 1977. С. 107).

Для того, чтобы понять значение воспитательной системы, необходимо обратиться к понятию "система", т.к. это понятие часто употребимо в педагогической науке. Систему составляют отдельные элементы, связи между этими элементами, рассматривают качества системы как целого понятия, а также взаимодействие системы как явления с другими явлениями, его окружающими, т.е. средой.

Причины создания воспитательных систем школы:

1) неудовлетворённость педагогов результатами своего труда;

2) возможность моделирования школы;

3) нередко в угоду моде за систему воспитания выдаётся нечто другое: система воспитательных мероприятий, технология работы школы.

Структура воспитательной системы: 1) цель как исходная концепция (или совокупность идей, ради которых она создаётся); 2) деятельность, обеспечивающая реализацию идей; 3) субъект деятельности, её организующий; 4) отношения в совместной деятельности; 5) формы и методы организации ведущей деятельности, технологии обучения и воспитания; 6) среда. Деятельность состоит из двух блоков: блок дидактический и блок воспитательной работы (системообразующая деятельность).

Воспитательная система - это социальная система, специфика которой заключается в том, что её элементами являются живые люди. Связи между людьми строятся на основе деятельности и общения. Это осуществляется как внутри системы за счёт внутренних резервов, так и за счёт более широкой системы, среды, так как воспитательная система является социальной системой, то её могут назвать организацией.

Воспитательная система имеет определённые признаки:

1) наличие целей, исходя из которых строится деятельность данной системы;

2) наличие управленческих процессов.

Любая воспитательная система представляет собой единство общего, особенного и единичного, того специфического, что свойственно только конкретному учреждению с определённым составом педагогов, школьников и окружающей средой.

Понятие "воспитательная система" актуально и в ближайшей перспективе, т. к., по мнению учёных, оно станет ключевым понятием в педагогике. Это объясняется некоторыми причинами:

1) утратила значение ставка на какие-то фрагментарные эксперименты;

2) наступило осознание того, что не отдельный приём или метод позволяет достигнуть высоких результатов, а определённая система используемых методов, приёмов и средств.

Понятие "воспитательная система" связано со следующими понятиями:

1) процесс воспитания как целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Лиметсон). Согласно этому определению, педагоги ставят ребёнка в субъективную позицию, включая его в педагогический поиск, учат применять полученные знания на практике, регуляции жизнедеятельностина снове принципа самоуправления при помощи педагогических средств. Этот процесс представляет собой педагогическую систему.

Воспитательная система не сводится только к педагогической системе, т.к. она, с одной стороны, является психолого-педагогической системой, а с другой стороны, социальной системой и влияет она на уч-хся не только как педагогический фактор, осуществляясь при помощи учителя, учебников, уроков, классных часов, но и как фактор социальный, т.е. через включение в окружающую среду через отношения, складывающиеся между учениками, учителями, родителями через общий положительный климат взаимоотношений.

Таким образом, педагогическая система - более узкое понятие, чем воспитательная система,но она является основой воспитательной системы.

2) система воспитательной работы - это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, дел, акций, адекватных поставленной цели.

3) дидактическая система - такая система, которая характеризуется через цели в сфере образования, содержание образования, через методы, формы организации образования, т.е. воспитательная система в целом даёт подрастающему поколениюопределённую систему ЗУН, приобщает его к культуре, готовит к самостоятельной деятельности, продолжению образования, а также способствует формированию у школьников отношения к окружающему миру, окружающей среде, осознанию себя в этом мире.

Воспитательная система школы имеет определённую структуру: а) цели, выраженные в концепции (совокупность идей, для реализации которых она создаётся), б) деятельность, обеспечивающая реализацию этой системы, в) субъект деятельности - её организующий и в ней участвующий, г) отношения, рождающиеся в деятельности и общении между субъектами этой системы, д) среда системы, освоенная субъектом, е) управление, обеспечивающее интеграцию всех перечисленных компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы.

Любая воспитательная система школы имеет теоретическую базу. Концепция воспитательной системы школы включает в себя принципы, ведущие идеи, педагогические теории прогрессивных педагогов, обоснование и создание условий для развития личности и их практическое осуществление. Дидактическая подструктура включает в себя блок целей, общность людей, деятельность, общение, технологию, среду, освоенную школой.

Деятельность системы осуществляется в процессе решения определённых задач: 1) формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Задача школы - дать возможность ребёнку как можно более широко представить, прочувствовать целостную картину мира; 2) формирование гражданского самосознания, ответственности; 3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного поведения; 4) развитие и формирование у детей такого качества, как креативность - творческой способности; 5) формирование самосознания, осознания собственного "Я".

Воспитательная система осуществляется через деятельность (труд, учение, клубная деятельность - организация деятельности по интересам).

Воспитательная система школы - открытая система. В её развитии большую роль играет окружающая среда не только как влияющая извне, но и как пространство, в котором осуществляется деятельность самой системы (охрана природы, помощь детскому саду, работа в микрорайоне).

Ядро воспитательной системы школы - воспитательный коллектив - своеобразное единство педагогического и ученического коллективов. Изначально субъектом педагогической деятельности и деятельности воспитательной системы школы является педагогический коллектив, но это не означает, что учащиеся занимают пассивную позицию. Только в содружестве этих двух коллективов будет осуществляться полноценная деятельность воспитательной системы школы. Развитие школы - это не самоцель. Основным показателем уровня воспитательной системы школы, её эффективности является самочувствие ученика в школе, его включение в деятельность, общение, его ценностные ориентации, характер самореализации.

Воспитательная система школы - это подвижное явление. Оно развивается, преодолевает противоречия между настоящим и будущим, между школой и средой, между воспитательной деятельностью педагогов и деятельностью школьников.

Опыт показывает, что в своём становлении воспитательная система школы проходит несколько этапов. Деление на этапы условное, приблизительное, т.к. на предыдущем этапеможно увидеть характеристики последующего.

Этапы становления воспитательной системы школы:

1) становление системы начинается с решения организационных вопросов, постановки целей, задач, проектирования коллективных ценностей. Цель - выработка нового педагогического мышления школьников. Этот этап характеризуется недостаточностью связей между участниками этапа. Выделяются уч-ся, обладающие организаторскими способностями, лидеры. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный характер. Особые требования - темп системообразования очень высок.

2) отработка системы. Главная цель - развитие школьного коллектива. органов самоуправления, создание условий для коллективного творчества. Утверждаются системообразующие виды деятельности. Главная трудность на данном этапе в том, что необходимо соотнести темп развития ученического и учительского коллективов.

3) Окончательное оформление воспитательной системы школы. Школьный коллектив - это содружество учеников и учителей, детей и взрослых, объединённых общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества. В центре внимания - личность школьника. Преобладает демократический руководства и управления. Внимание к каждому ученику. Учителя усваивают систему личностно-ориентированного подхода. Осуществляется педагогизация среды, накапливается опыт взаимодействия, передаются традиции.

4) Это процесс обновления и перестройки системы, который может приобретать характер кризиса. Термин "кризисное развитие" является условным, т.к. происходит лишь относительное изменение, усиливается поиск нового. Ощущается дефицит новизны дела, появляется состояние усталости, инертности. Нельзя относиться к данному состоянию как к кризису, негативу, т.к. возникновение кризисных моментов свидетельствует о том, что система развивается, движется. Обновление может происходить революционным и эволюционным путём. Первый вызывается чрезвычайными обстоятельствами в жизни школы и общества, второй связан с эффективно поставленной системой управления. Информация хорошо налажена обо всех изменениях, наличие сложившегося единого коллектива. Но при этом обновление системы может иметь прогрессивный и регрессивный характер. Ведущую роль играет педагогическая концепция, лежащая в основе системы, и её адекватность перспективам развития общества. Все изменения, происходящие в воспитательной системе, поднимают её на новую ступень, на определённый уровень сформированности. Для определения уровня сформированности системы используют две группы критериев: 1) критерий "факта" - упорядоченность жизнедеятельности школы, т.е. соответствие содержания, объёма и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы, наличие единого школьного коллектива, интегрированность воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий. Рассматривается вопрос, есть ли система в школе.

2) критерий "качества" системы даёт представление об уровне сформированности и эффективности системы. Степень приближенности к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы школы, общий психологический климат в школе, стиль отношений, психологическое самочувствие ученика, его социальная защищённость, внутренний комфорт. Уровень воспитанности учеников, определяющая черта которого - чувство собственного достоинства.

В настоящее время существует много различных воспитательных систем школ. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, для каждой характерны творческий подход, отношения сотрудничества, общее доверие и внимание по отношению к каждому участнику воспитательной системы школы.

а) вальдорфская школа возникла в начале 20 века при спичечной фабрике для детей рабочих. Основатель Рудольф Штейнер разработал теоретический подход к системе воспитания детей рабочих. Основная идея, лежащая в основе этой системы, - понимание человека как отражения трёх миров, единство трёх тел (физического, духовного и душевного). Он стремился создать школу, где осуществилось бы развитие ребёнка в соответствии, гармонии с его физическим и психическим развитием, т.е. в гармонии с его природой и окружающим миром. Основной принцип системы - принцип свободы, права выбора. Идея создания союза свободных людей, независимых от внешних проявлений, способных творчески организовать свою жизнь, т.е. развитие вкуса, эстетических качеств, бережное отношение к природе как части окружения, людям, восприятие их такими. какие они есть.

б) система "справедливых сообществ" - воспитательная система, возникшая в США в 60-е годы 20 века. В основе - идеи Лоуренса Кольберга, который рассматривал воспитание как продвижение личности от низшего к более высшему уровню морального развития. Его концепция рассматривает следующую идею: нравственное развитие личности зависит от умственного развития; нравственное становление происхоит последовательно, по восходящим ступеням. "Справедливое сообщество" - добровольная организация администрации школы, уч-хся, учителей и родителей. Школа имеет свой особо разработанный кодекс поведения. Управление осуществляется выборными органами самоуправления на основе демократии. Разнообразная творческая полезная деятельность на пользу людям. Управление осуществляется при помощи собрания при помощи круга. В основе системы лежит понятие заботы. Параллельно данной системе, в России, в Санкт-Петербурге, в 50-е годы была создана система И. Иванова - система коллективно-творческих дел (КТД). Осуществление деятельности происходит через шесть этапов: 1) разведка: школа - центр социума, занимается тем, что нужно сделать; 2) коллективный сбор: обсуждаются идеи, что и как будут делать; 3) совет дела: работа в микрогруппах; 4) само проведение дела: помощь детского сада ветеранам ВОВ; 5) подведение итогов дела; 6) последействие: построение перспектив. В основе КТД - коллективно-творческая организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, эмоциональное насыщение жизни (деятельности) коллектива, общественная направленность деятельности коллектива (участие каждого члена коллектива в общественной деятельности), развитие творческих способностей ребёнка через игру, фантазию, сплочение взрослых и детей, принцип "творческий, иначе зачем?", происходит сплочение между активными и пассивными членами коллектива.

в) школа диалога культур (В. Библер, Курганов): в основе - идея диалога культур на уровне содержания и воспитания. Диалог - основный метод учебно-воспитательного процесса. В этом подходе - отражение идеи М.М. Бахтина о культуре как диалоге: "Любая культура - живой процесс общительной связи", идеи Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу. Суть подхода - изменение содержания и смысла самой идеи образования в диалог культур. Основная идея - переход человека образованного к идее человека культуры. Главное в культуре не знания и предметы, а нравственные ценности и нормы, способствующие развитию мышления и творчества. Организация образования уровневая, поклассовая: 1-2 классы - классы точек удивления (формы - загадка числа, явлений, природы, загада слова, момента истины); 3-11 классы делятся на циклы по два года (античная культура, эпохи Средневековья, культура Нового времени, современная культура). Отстаивание своей точки зрения, дискуссии, обсуждение проблемы, обращение внимание на личность.

г) Авторские школы: Гузик Н.П. (Одесса): в основе - вариативность, индивидуальность программы. Организация политехнических школ с пятью направлениями: гуманитарно-общественному, физико-математическому, химико-биологическому, реальному, эстетическому.

Тубельский (Москва, школа № 734): школа - открытая система, функционирующая по принципу перехода от учения - обучения к позиции обучения - образования. Предлагает межпредметные связи по направлениям: принцип совместно-раздельной деятельности, изучение одного из предметов глубоко, на выбор - ситуация выбора. Кабинеты-лаборатории.

Школа гармонии (Д. Лебедев): в основе - труд, наука, искусство. Подход к преподаванию дисциплин связывается с потребностью уч-хся к практической реализации. Интегрированные уроки (совмещённые по тематическим или иным видаи искусства. "Не надо бороться с недостатками уч-хся, нужно развивать способности". Программа "САД".

Тарасов Л.В. (Москва): "Экология и диалектика". Ученик - часть природы: либо он погибнет, либо улучшать экологическое воспитание.

А. Захаренко - идея воспитательных центров, в которых организована жизнь и творчество школьников разного возраста; идея "средового подхода".

В сложившихся ранее воспитательных системах школы просматриваются типичные недостатки организации, связанные с необъективной направленностью воспитания, подавлением внутренних сил развития, авторитарным стилем руководства и др. В настоящий момент используется принцип демократизации и гуманизации, что выражается в отсутствии бюрократического подхода, единообразия в формах, учёте того, что недостатки могут возникнуть при новой модели школы: авторские школы возникают стихийно, представляя собой набор инноваций: процесс управления системой начинается с разработки её модели, при построении которой учитывается тип школы; материальная база школы; состав коллектива уч-хся и учителей; социальный заказ, который дают родители, учреждения, которые заинтересованы в выпускниках школы. Моделируя воспитательную систему школы, необходимо выбратьглавное - лицо воспитательной системы школы, что послужит основанием для её самоорганизации. Должны быть сформулированы цели, задачи, определена концепция развития этой системы, условия эффективности работы воспитательной системы школы: 1) привлечение к моделированию системы учеников, учителей, родителей; 2) моделирование должно быть поэтапным; 3) необходимо учитывать и максимально использовать возможности внешней среды; 4) педагогика сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: