Тема 2. Правовые и организационные основы функционирования

государственной службы

Понятие, принципы и особенности государственного менеджмента. Государственная служба и гражданское общество.

Понятие государственной службы в соответствии с действующим законодательством. Источники законодательства о государственной службе.

Системно-структурный анализ государственной службы. Цели и функции государственной и службы. Виды государственной службы: федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Российской Федерации. Специфика государственного управления. Особенности организации государственной службы в Российской Федерации. Принципы государственной службы. Управление государственной службой. Исторический очерк развития государственной службы в России.

1. Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. Public policy).

Публичное администрирование – это управление в публичной сфере социальной жизни общества. Под публичностью понимается такая характеристика администрирования, которая связана с определенной территориальной общностью людей, ориентирована на рынок общественных интересов, отличается открытостью общему доступу.

Государственный менеджмент – это система современных подходов к управленческой деятельности государства, ориентированной на результаты, а не на процедуры и аккумулирующей новейшие управленческие технологии, показавшие свою эффективность в бизнесе:

· ориентация на клиента,

· рыночная оценка деятельности госструктур,

· конкуренция между частными и государственнымми организациями,

· приватизация многих направлений деятельности государственных агентств,

· децентрализация управления на основе принципа субсидиарности

2. Государственная служба - комплексный правовой и социальный институт, функционирующий посредством осуществления определенными гражданами (госслужащими) профессиональной деятельности по реализации компетенций (полномочий) госорганов и государственных должностей.

- это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

· Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

· субъектов Российской Федерации;

· органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации

для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

(ФЗ "О системе государственной службы российской федерации" от 27.05.2003 №58-ФЗ)

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).

2. Федеральный Закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

3. Федеральный Закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Выделим задачи государственной службы:

· обеспечение конституционного строя;

· исполнение функций государственного (публичного) управления;

· обеспечение стабильности в политической и социально-экономической сферах жизни общества;

· подготовка и выполнение политических решений;

· обеспечение общественного благосостояния, защита прав и свобод человека и гражданина;

· обеспечение принципа верности государственных служащих государству;

· применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения, т.е. осуществление правоохранительной функции с целью обеспечения общественной безопасности и правопорядка;

· осуществление деятельности “позитивного” характера, которая не требует применения мер государственного принуждения, например, управление в органах публичной власти и др.

· осуществление управления в социально-экономической и культурной сферах жизни общества: финансовая и структурная поддержка отраслей экономики и структурных подразделений, создание и финансирование учреждений культуры;

· реализация созданного в стране механизма налогообложения.

Основные функции государственной службы:

· информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, которая необходима для осуществления государственной деятельности;

· прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;

· планирование: разработка целей, задач, направлений развития и реформы всей государственной деятельности и государственной службы;

· организация: формирование системы государственной службы, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи;

· распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности;

· руководство - установление правил, нормативов, направлений должности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов;

· координация - согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;

· контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;

· регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и ее функционирования;

· учет и фиксация информации - фиксирование в количественном выражению всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственной службы.

Система государственной службы включает в себя виды и уровни государственной службы. К видам государственной службы отнесены:

· государственная гражданская служба;

- федеральная

- ггс субъектов РФ

· военная служба;

· правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба это вид государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гражданской государственной службы, обеспечивающих исполнение полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов Федерации.

Государственная гражданская служба подразделяется на два уровня - федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, то военная и правоохранительная службы являются видами лишь федеральной государственной службы.

Субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) вправе учреждать лишь государственную гражданскую службу.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, полномочий федеральных органов государственного управления, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Принципы государственной службы, установленные Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации” (ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»):

· верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

· приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

· единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;

· разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

· равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностью и профессиональной подготовкой;

· обязанности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

· единства основных требований государственной службы;

· профессионализма и компетентности государственной службы;

· гласности в осуществлении государственной службы;

· ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

· внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

· стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: