Методы финансового анализа положения фирмы. Комплексный анализ финансового положения фирмы, функционирующей в условиях рынка, требует привлечения многих показателей

Комплексный анализ финансового положения фирмы, функционирующей в условиях рынка, требует привлечения многих показателей, задействования больших массивов статистической информации. Основным источником данных является финансовая отчётность, а в необходимых случаях данных первичного учёта, инвентаризации, выборочных обследований, переоценок имущества.

Финансовое состояние фирмы диагностируется на основе использования группы показателей, отражающих наличие, размещение, использование, движение финансовых ресурсов фирмы в денежном выражении. Однако сами по себе показатели не дают полного представления о состоянии бизнеса. Важны их взаимосвязи с другими показателями или их изменения в течение какого-либо периода времени, т.е. их динамика (как в медицине). Механизм финансового анализа направлен на выявление этих связей и изменений. В связи с этим методика финансового анализа включает в себя горизонтальный анализ, вертикальный, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный и факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ основан на сопоставимости финансо-

вых отчётов текущего и предшествующего периодов, каждой позиции отчётности с предыдущим периодом, т.е. на рассмотрении основных показателей в динамике.

Вертикальный (структурный) анализ определяет структуры финансовых

показателей и выявляет влияние каждой позиции отчётности на итоговые показатели.

Например, структурирование показателей доходности показывает какой вид деятельности фирмы более прибылен, а какой менее прибылен и, следо-вательно, на каком виде деятельности следует сконцентрировать усилия фирмы. При проведении вертикального анализа целая часть, в качестве кото-рой выступают итоги баланса приравнивается к 100%, а затем исчисляется удельный вес каждой составляющей. Вертикальный финансовый анализ позволяет выявить изменения в структуре средств фирмы и их источников за период в несколько лет. Его данные позволяют сопоставить финансовые показатели фирм независимо от их размеров, действующих в одной и той же сфере бизнеса.

Трендовый (тенденции развития) анализ позволяет сравнить каждую позицию

отчётности с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателя, свободного от случайных влияний и индивидуальных особенностей изменения показателя за отдельные периоды.

Анализ тенденций развития обычно выражается в индексах.

Метод финансовых коэффициентов даёт возможность установить соотно-

шения между двумя абсолютными величинами.

Полученная относительная величина – это показатели, предназначенные для сравнения финансового положения и операций фирмы с другими фирмами или с её же деятельностью в предшествующие периоды. Основная цель использования этих коэффициентов – выявление направленности дальнейшего развития фирмы. Например, отношение чистой прибыли к объёму реализации показывает, сколько в среднем чистой прибыли приходится на каждую единицу объёма реализации.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится одновременно как

внутрихозяйственный и межхозяйственный.

Внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчётности по отдельным показателям (например, прибыли) позволяет сравнивать прибыль головной фирмы, дочерних фирм, цехов, отделов или иных подразделений.

Межхозяйственный анализ показателей данной фирмы позволяет рас-сматривать её показатели в сравнении с подобными показателями (например, объём выпуска продукции) конкурентов со среднеотраслевыми, лежащими в основе формирования рыночной цены продукции фирмы и средними обще-экономическими данными.

Факторный анализ позволяет учесть влияние отдельных составляющих фак-

торов (как внутренних, так и внешних) на формирование итогового показателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: