Приложение 3. Основные направления развития макрозон экономики России.
Дальневосточный экономический район
Восточно-Сибирский экономический район
Западно-Сибирский экономический район
Уральский экономический район
Республика Башкортостан
Курганская область
Оренбургская область
Пермская область (в том числе Коми-Пермяцкий автономный округ)
Свердловская область
Удмуртская республика
Челябинская область
Республика Алтай
Алтайский край
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Тюменская область (в том числе Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа)
Республика Бурятия
Иркутская область (в том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ)
Красноярский край (в том числе Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ))
Эвенкийский автономный округ
Республика Тыва
Республика Хакасия
Читинская область (в том числе Агинский Бурятский автономный округ)
Амурская область
|
|
Еврейская автономная область
Камчатская область (в том числе Корякский автономный округ)
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Северо-Запад (Северный и Северо-Западный экономические районы)
Для развития экономики регионов Северо-Запада ключевое значение имеет использование их уникального положения на транспортных путях всероссийского и международного значения с выходом на Балтийское море и Северный Ледовитый океан, реализация потенциала приграничного сотрудничества с Финляндией, Норвегией, Швецией и странами Балтии.
Сохранится значение регионов Европейского Севера как одного из крупнейших поставщиков на внутренний и внешний рынки энергоносителей и минерального сырья, продукции металлургической, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдельных видов продукции машиностроения. Существенный вклад будет вносить регион в развитие наукоемких производств. Вовлечение в эксплуатацию нефтегазовых ресурсов западной части Арктической зоны Российской Федерации новый фактор, который повлияет на перспективы развития региона и обеспечение хозяйства России углеводородным сырьем (месторождения Штокмановское, Приразломное и др.).
Стратегически важное значение имеет строительство новых и реконструкция действующих портовых комплексов: трех портов в Ленинградской области (сухогрузного в поселке Усть-Луга, нефтеналивных в бухте Батарейная и под Приморском). Приморский порт должен строиться синхронно с Балтийской трубопроводной системой, по которой углеводородное сырье Тимано-Печорского и Западно-Сибирского нефтяных комплексов будет перекачиваться на побережье Финского залива.
|
|
Надежная транспортная связь со странами Европейского Союза, позволяющая освоить грузопотоки в направлениях Восток-Запад и Запад-Юго-Восток, освободит Россию от тотальной зависимости от транзита через территории третьих стран, будет способствовать усилению экспортной специализации производств региона, развитию деловых и туристических связей.
Одной из стратегических задач является активизация Северного морского пути основной транспортной артерии, соединяющей северные регионы России и в перспективе обеспечивающей кратчайший водный путь из Европы в Юго-Восточную Азию.
Экспортная направленность многих производств при одновременном росте внутреннего потребления будет являться важным фактором развития экономики. Из продукции собственного производства большую роль будет играть экспорт машиностроительной продукции, древесины и изделий из нее, продукции цветной металлургии и химической промышленности, и, возможно, электроэнергии (при благоприятных вариантах развития отрасли).
Стратегия развития Калининградской области будет определяться важностью ее геополитического и геоэкономического значения и особой ролью в обеспечении национальных интересов России в балтийском регионе и в Европе. Основными целями будут являться:
обеспечение интеграционных связей с другими регионами России при осуществлении компенсации издержек ее эксклавного положения в Балтийском регионе;
создание условий для устойчивого социально-экономического развития, сопоставимого с уровнем развития сопредельных стран;
создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для интеграционного сближения России и Европейского Сообщества.
Особая острота социальных и демографических проблем в регионе вызывает необходимость разработки комплексной программы развития социальной сферы Калининградской области. Решение экологических проблем необходимо осуществлять через международные и национальные программы.
Европейский центр образует собой экономическое ядро государства, основу его производственного и научно-технического потенциала и современного экономического уклада. Исторически сложившаяся ведущая роль региона находит выражение в параметрах социально-экономического развития: здесь сосредоточено около половины экономического потенциала России (более 2/5 ВВП и основных фондов, более 1/3 всего объёма промышленной продукции) притом, что занимаемая территория менее 1/10 от общей площади страны. На территории региона существует развитая инфраструктурная система, в том числе крупнейшие аэропорты, железнодорожные и автомагистрали.
Характерная особенность региона заключается в том, что это староосвоенная территория. Поэтому одной из основных задач его экономического развития является перестройка структуры экономики, определение новых приоритетов индустриально-инвестиционной политики.
Для чернозёмной зоны необходимо восстановление уровня и доходности сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Для Нечерноземья одним из направлений развития сельского хозяйства должно стать восстановление традиционных отраслей специализации, таких, как льноводство, а для территорий, расположенных рядом с крупными центрами пригородное сельское хозяйство.
Ключевыми проблемами региона являются энерго- и водообеспечение. Здесь потребляется значительная часть всей производимой в России электроэнергии, в то время как имеющихся генерирующих мощностей недостаточно. Поставки электроэнергии с больших расстояний увеличивают стоимость производимой продукции. В связи с этим актуальным является ограничение энергоёмких производств и внедрение энергосберегающих технологий.
|
|
Центральные и южные области региона имеют крайне напряжённый водный баланс, особенно по качественной питьевой воде. Требуется реконструкция существующих водохранилищ, повышение использования подземных вод, а также ограничение развития водоёмких отраслей и осуществление мероприятий водоохранного и водосберегающего характера.
Значительной проблемой остаётся наличие на территории региона большого количества моноотраслевых городов, развитие которых может быть обеспечено только путем реструктуризации производства. В регионе сосредоточено большинство наукоградов страны, потенциал которых в значительной мере определяет возможности повышения конкурентоспособности и перехода России на постиндустриальную ступень развития. Учитывая высокую степень зависимости науки от госзаказа, необходим особый подход к перспективам каждого из этих городов.
Демографические проблемы в областях Центрального региона имеют сложный характер. Кроме повышения рождаемости и повышения продолжительности жизни населения, необходимо решать проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев, как из других районов России, так и из стран СНГ. Кроме того, все острее становится проблема нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья (в первую очередь с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии), использующих территории региона в качестве транзитного коридора для проникновения в Западную Европу.
Экологические проблемы характерны для крупных городов, а также городов, в которых расположены предприятия металлургии, химической и горнодобывающей промышленности. Поэтому в качестве одной из важнейших задач развития Центрального региона выступает охрана окружающей среды и совершенствование природопользования, включая воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, усиление контроля за основными источниками загрязнения.