По предмету познания

Наука - особая система знаний

Наука и образование

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.

Мировоззрение

Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.

Роль мировоззрения:

· даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.

· позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: «хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».

· позволяет определить истинные ценности жизни.

Исторические типы мировоззрения:

· мифологическое

· религиозное

· философское

· научное

Формы мировоззрения:

· мироощущение - эмоциональный опыт человека

· мировосприятие - интеллектуальный опыт человека

Уровни мировоззрения:

жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте

теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами

Типы мировоззрения:

· обыденное (житейское) и научное

· прогрессивное и реакционное

· оптимистическое и пессимистическое

· религиозное и атеистическое

· теоцентризм(приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм(человека), социоцентризм, наукоцентризм.

· Фундаментализм- религиозный фанатизм.

o Гуманистическое

- человек, как часть природы ответственен за её сохранность

- бережное отношение к человеческой жизни

- физическое и нравственное здоровье человека

- признание равноправия различных мировоззрений

- достоинство личности

- созидательный труд на благо общества

- доброжелательные отношения между людьми

- система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)

- особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Функции науки:

· теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний

· культурно-мировоззренческая

· практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности

· социальная

-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития

-управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов)

- определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества

производственная

прогностическая

Классификация наук:

естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика)

общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей(социология, экономика, обществознание)

гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики(философия, история)

технические - служат практическим целям(радиоэлектроника, химия полимеров)

по удалённости от практики

1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику

2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

Этические нормы науки:

· социальная ответственность учёного (клонирование)

· бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

· общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

Черты современной науки:

- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом

- незавершённость

- дифференцированность- различные направления и школы

- интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: