Наука - особая система знаний
Наука и образование
Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Мировоззрение
Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.
Роль мировоззрения:
· даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
· позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: «хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
· позволяет определить истинные ценности жизни.
Исторические типы мировоззрения:
· мифологическое
· религиозное
· философское
· научное
Формы мировоззрения:
· мироощущение - эмоциональный опыт человека
· мировосприятие - интеллектуальный опыт человека
Уровни мировоззрения:
жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами
Типы мировоззрения:
· обыденное (житейское) и научное
· прогрессивное и реакционное
· оптимистическое и пессимистическое
· религиозное и атеистическое
· теоцентризм(приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм(человека), социоцентризм, наукоцентризм.
· Фундаментализм- религиозный фанатизм.
o Гуманистическое
- человек, как часть природы ответственен за её сохранность
- бережное отношение к человеческой жизни
- физическое и нравственное здоровье человека
- признание равноправия различных мировоззрений
- достоинство личности
- созидательный труд на благо общества
- доброжелательные отношения между людьми
- система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)
- особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
· теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
· культурно-мировоззренческая
· практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
· социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов)
- определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества
производственная
прогностическая
Классификация наук:
естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика)
общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей(социология, экономика, обществознание)
гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики(философия, история)
технические - служат практическим целям(радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики
1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем
Этические нормы науки:
· социальная ответственность учёного (клонирование)
· бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
· общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом
- незавершённость
- дифференцированность- различные направления и школы
- интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ