double arrow

Европейская Комиссия. Функции и полномочия

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза, состоящий из двадцати семи членов, которые назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат.

Порядок формирования Европейской комиссии.

Европейская комиссия (Комиссия) — ведущий институт Ев­ропейских сообществ и Европейского Союза. Она призвана стоять на страже и добиваться осущест­вления задач и целей европейской интеграции. Одно из главных предназначений Комиссии — защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия Сообществ и Союза.

Два фактора оказали решающее воздействие на определение порядка формирования Комиссии:

Во-первых, забота о долж­ном представительстве в Комиссии государств-членов, даже если эти представители формально являются независимыми международными чиновниками и назначаются в персональном качестве.

Во-вторых, забота об эффективности Комиссии и ее способности решать те задачи, которые возникают в ходе по­строения и функционирования Сообществ и Союза. Прежде всего решался вопрос о квоте представительства государств-членов в составе Комиссии и ее общей численности. Уже в первом учредительном договоре был закреплен принцип, в со­ответствии с которым каждое государство — член имело не менее одного и не более двух своих граждан в составе Выс­шего руководящего органа, преемником которого стала в по­следующем Европейская комиссия. Установленный еще в 1951 г. общий принцип изменяется только с введением в дей­ствие Ниццского договора 2001 г. Реформа была обусловлена предстоявшим приемом новых членов и численным ростом Европейского Союза.




Согласно Договору после принятия новых государств-чле­нов и проведения парламентских выборов вводится в действие принцип, согласно которому каждое государство-член может рекомендовать в состав Комиссии не более одного гражданина своей страны. Число членов Комиссии изменяется единоглас­ным решением Совета. В последующем по мере дальнейшего увеличения числа членов Комиссии, когда их число достигнет 27, будет введен принцип ротации членов Ев­ропейской комиссии. Условия его применения сформулирова­ны в Протоколе о расширении Европейского Союза.



Несколько иное решение предусмотрено в Конституции ЕС: временно сохранен принцип одно государство — один член Ко­миссии, включая Председателя и министра иностранных дел. В последующем предполагается, что число комиссаров будет равно 2/3 (две трети) числа государств-членов.

В соответствии с осуществляемой реформой изменяется не только численный состав, но и порядок формирования Комис­сии. Он применен после всеобщих выборов 2004 г. До этого действовала формула, согласно которой члены Комиссии на­значались с общего согласия государствами-членами Союза. Некоторые коррективы в осуществление этого принципа были внесены еще ранее Амстердамским договором 1997 г. Им была изменена процедура выдвижения и назначения Председателя Комиссии — его кандидатура подлежала согласованию до при­нятия решения о составе Комиссии в целом. По вопросу о кандидате на пост Председателя государства-члены должны были прийти к общему согласию и представить согласованную кан­дидатуру на одобрение Европейского парламента. Кандидат на пост Председателя, получивший поддержку Парламента, стано­вился активным участником последующего формирования со­става Комиссии.

Европейская комиссия: полномочия.

Главное назначение Комиссии — это обеспечение и защита общих интересов Союза и принятие для этого всех необходи­мых мер. Четыре главных блока полномочий Европейской комиссии.

Во-первых, она обеспечивает осущест­вление учредительных договоров (Конституции с ее вступлени­ем в силу), как равно и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение норм первичного права.

Во-вторых, Комиссия высказывает рекомен­дации и дает заключения по всем вопросам, составляющим предмет учредительных актов.

В-третьих, Комиссия обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Сове­том и Парламентом.

В-четвертых, Комиссия обеспечивает ис­полнение решений, принятых Советом.

Реальные полномочия Комиссии на практике далеко выхо­дят за ограничительные рамки, установленные учредительными актами, причем общей тенденцией остается их неуклонное рас­ширение. Подобное расширительное толкование полномочий и назначения Комиссии уже на ранних стадиях интеграции было подтверждено Судом ЕС и никем практически не оспаривается. Оно стало основанием для признания за Комиссией целого ря­да полномочий, необходимых для выполнения ею обязанностей стража интересов Сообщества и Союза.

Комиссия призвана отслеживать общую ситуацию в Союзе. Ее надзорная функция осуществляется, в первую очередь, при­менительно к выполнению обязательств по учредительным до­говорам и актам вторичного права со стороны государств-чле­нов ЕС. Возложенная на Комиссию обязанность предполагает изучение и систематизацию всех сведений, относящихся к ис-полнению интеграционного правопорядка. Эту работу выпол­няет специализированный аппарат (многочисленные агентства, офисы, статистические службы, исследовательские центры и др.). Соответствующие данные обобщает представляемый Ко­миссией ежегодный доклад о положении дел в Союзе.

Комиссия не только должна констатировать обнаруженные нарушения, но и принять меры к их устранению. Наделение Комиссии правом проведения следственных действий, установления фактов нару­шения и принятия соответствующих решений, налагающих санкции, как правило, имеет место в некоторых специальных областях. Это такие, как право конкуренции, контроль, осуще­ствляемый за соблюдением Пакта стабильности и в целом осу­ществления финансовых обязательств, соблюдение бюджетного режима. Основу контрольных и надзорных действий Комиссии образуют постановления, обязывающие все государ­ства-члены ЕС неукоснительно выполнять обязательства, выте­кающие из членства в интеграционном объединении. Государства-члены должны воздерживаться от принятия лю­бых мер, способных поставить под угрозу достижение целей настоящего Договора».






Сейчас читают про: