Иски о неисполнении обязательств и иски из бездействия

Иски о неисполнении обязательств - они направлены про­тив государств-членов, не исполняющих те или иные предписа­ния учредительных договоров или норм вторичного права. Пра­вом вчинения иска обладают только так называемые привиле­гированные истцы. К их числу относятся государства-члены и институты ЕС. Передаче дела в суд предшествует администра­тивная стадия, в ходе которой Комиссия пытается найти при­емлемое решение возникшей проблемы, не доводя дело до су­да. При отсутствии соглашения или недолжном его исполнении дело передается Комиссией (или при ее отказе — заинтересо­ванным государством-членом) в суд. На основании решения суда о неисполнении или недолжном исполнении возможно решение о применении санкций. Частные лица вправе, если имеются необходимые основания, вчинять иск о причинении вреда;

2) иски из бездействия. Они направлены против институтов ЕС, не принимающих акты или не предпринимающих должные действия, предусмотренные учредительными актами. Правом предъявления такого рода исков обладают все субъекты права ЕС, включая частные физические и юридические лица. При признании Судом бездействия необоснованным соответствую­щий институт обязан поправить положение, а потерпевшие ча­стные лица вправе требовать возмещение причиненного ущер­ба, в том числе в судебном порядке;

Иски о законности и о причинении вреда по праву ЕС

1) иски о законности (иначе, об аннулировании). При вчинении такого рода иска может испрашиваться аннулирование любого правового акта ЕС, кроме учредительных договоров или вступивших в силу судебных решений. При посредстве этих исков суд контролирует законность актов, принятых со­вместно Парламентом и Советом, Советом, Комиссией и ЕЦБ. Согласно новой редакции ст. 230 Договора о Сообще­стве, основаниями для рассмотрения споров Судом (они под­тверждены и в Конституции) служат отсутствие должной компетенции у автора акта, нарушение существенных требо­ваний процедурного характера, нарушение самого учредитель­ного акта или любой правовой нормы, обеспечивающей его исполнение, злоупотребление властью. В тех случаях, когда иск предъявляется частным лицом, оспариваться должно ре­шение, принятое в отношении него персонально или затрагивающее его лично, хотя бы оно и было принято в форме ре­шения, адресованного другому лицу. Срок исковой давности по данной категории дел составляет два месяца. При удовлетворении иска оспариваемый акт объявляется ничтожным. Суд, однако, вправе определить, какие именно последствия аннулируемого акта сохраняют свою силу и не подлежат пе­ресмотру;

2) иски из причинения вреда. Учредительные договоры наделяют Суд юрисдикцией по рассмотрению споров, касающихся причинения ущерба. Речь может идти как о договорной ответственности, связанной с недолжным исполнением или неис­полнением контракта, так и о внедоговорной ответственности, В первом случае ответственность Сообщества определяется законом, применимым к данному контракту. Соответствующее указание содержится, как правило, в самом контракте. Такого рода дела не входят в исключительную компетенцию европей­ских судебных инстанций. На это прямо указывает ст. 240 До­говора о Сообществе, которая устанавливает, что участие Сооб­щества в деле в качестве тяжущейся стороны не исключает под­чинения возникшего спора юрисдикции национальных судебных органов или международного судебного учреждения. Подлежащее применению право определяется в данном случае самими сторонами по договору. При отсутствии коллизионной нормы, указывающей на привязку к закону, возможна поста­новка вопроса о приоритете права ЕС.

14. Преюдициальные запросы: понятие и виды.

Из лекций:

Преюдициальные запросы – согласно ст.234 ДЕС – это обращения судебных органов государств-членов, которые в процессе рассмотрения дел столкнулись с трудностями в толковании или применении права ЕС.

На практике встречаются 3 основных преюдициальных запроса:

1) Запросы о толковании сами по себе. Цель – получить от Суда ЕС разъяснение смысла тех или иных положений учредительного договора или любого другого законодательства ЕС

2) Запросы о действительности правовых актов ЕС. Подаются в тех случаях, когда национальный суд государства-члена приходит к самостоятельному выводу о возможном противоречии правового акта ЕС учредительному договору ЕС. В подобной ситуации направляет в Суд ЕС и Суд ЕС может объявить отдельные положения или весь правовой акт ничтожным (на всей территории).

3) Запросы на соответствие внутренних правовых актов праву ЕС

Обращения с преюдициальными запросами – это право лишь национальных судов государств-членов ЕС, но это право превращается в обязательность, когда дело рассматривается в национальных судах высшей инстанции.

В настоящее время возможность направления ПЗ с рядом оговорок активно используется в сфере уголовно-правовой сфере.

В 2002 году суд разрешил первый такой запрос о недопустимости привлечения к ответственности два раза за одно и тоже дело.

Неясность в толковании вытекала из Шенгенской конвенции 1990 года.

Дополнительные категории дел:

1) Запросы о проверке не вступивших в силу международных договоров. Запросы могут исходить от любого государства-члена или института ЕС (исключение – Счетная палата – не участвует в заключении МД). Должны быть направлены на выяснение – соответствует ли планируемое международное соглашение учредительному договору.

Если суд констатирует факт противоречия между планируемым международным соглашением и учредительным договором, то ПМС может вступить в силу либо на основе поправки в Учредительном договоре или в ПМС.

Кроме этого, Суд ЕС также правомочен:

- по обращению государств-членов государств-членов санкционировать проведению обыска или иные принудительные меры в отношении зданий и др. имущества ЕС. Есть специальный протокол о привилегиях и иммунитетах европейских сообществ по которому предполагается, что здания ЕС неприкосновенны.

- проверять соблюдение процедуры в ходе привлечения государства-члена к ответственности за нарушения определенных демократических принципов конституционного строя по обращению заинтересованного государства

- отрешать от своих должностей комиссаров, собственных членов, судей трибунала, членов дирекции ЕЦБ, а также иных должностных лиц ЕС, если они совершили серьезный проступок

- в качестве санкций лишать членов и бывших членов институтов ЕС соответств-х льгот, пенсий и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: