Процедура сотрудничества. Ее роль и функции

Содержание и значение Конституции ЕС

Договор учреждающий Конституцию для Европы и его значение.

Договор об уч­реждении Конституции для Европы был подписан в Риме 29 октября 2004 г. Конституция вступит в силу после завершения ратификаци­онного процесса на национальном уровне.

Конституция синтезирует Договор о ЕС и Договор о Сообществе в единое целое и одновременно включает ряд но­вых положений, связанных с конституционным оформлением ЕС. Она состоит из преамбулы и четырех частей.

В первой части определяются природа, цели и задачи ЕС, круг ведения ЕС, характер и порядок осуществления ком­петенции, принадлежащей Союзу, институциональная структу­ра ЕС, порядок осуществления продвинутого сотрудничества, финансовая система ЕС, принципы взаимоотношений ЕС с го­сударствами, составляющими его ближайшее окружение, усло­вия членства в ЕС.

Часть вторая Конституции содержит изложение Хартии ос­новных прав Европейского Союза. Включение Хартии в текст Конституции предполагает придание ей обязательной юридиче­ской силы.

Третья часть Конституции содержит моменты, относящиеся к вопросам гражданства, по­строению общего рынка и обеспечению реализации четырех основных свобод, связанных с его функционированием; положения, регулирующие условия и режим конкуренции; осущест­вление экономической и валютной политики, включая статус ЕСЦБ и ЕЦБ; политика в области занятости; общая сельскохо­зяйственная политика; защита окружающей среды; защита прав потребителя; общая политика в сфере транспорта, научных ис­следований, технологии, исследования космического простран­ства, энергетики.

Специальные постановления регулируют процедуру сближе­ния законодательства в рамках ЕС. Отдельные положения Кон­ституции относятся к построению пространства свободы, безо­пасности и законности и осуществлению полномочий, которые отнесены были ранее к так называемой третьей опоре. Они включают сотрудничество полиций и судов в уголовно-право­вой сфере. Особый раздел посвящен внешнеполитической дея­тельности ЕС, синтезирующий как постановления, которые регулируют его внешнеполитическую активность. Здесь же рассматриваются вопросы осуществления общей тор­говой политики и сотрудничества с третьими государствами в гуманитарной, финансово-экономической и технической об­ласти, а также оказания гуманитарной помощи.

Специальный раздел посвящен порядку функционирования институтов Союза: Европейского парламента, Европейского совета, Совета министров, судебной системы ЕС, Счетной па­латы. Определяется статус ЕСЦБ и ЕЦБ, консультативных ор­ганов и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Детально описано продвинутое сотрудничество.

Часть четвертая содержит общие и заключительные поста­новления. В частности, она предусматривает, что с момента вступления в силу Договора, учреждающего Конституцию, прекращают свое действие Договоры, учреждающие Европей­ское сообщество и ЕС, равно как акты и договоры, которые их дополняют или изменяют и которые фигурируют в специ­альном протоколе, приложенном к тексту Конституции. ЕС наследует и осуществляет правопреемство в отношении Евро­пейского сообщества и Союза во всем, что касается его прав и обязанностей. Акты вторичного права, принятые на основе ранее действующих учредительных договоров, остаются в силе, если они соответствуют условиям и требованиям, определяе­мым в специальном протоколе, приложенном к тексту Кон­ституции. Судебная практика Суда ЕС сохраняет свою силу в качестве источника толкования права Союза.

Из лекций:

Была введена ЕЕА.

Роль Парламента значительно выше, имеет определенное сходство с процедурой совместного принятия решений, но ПС – проще.

1-я ступень – правотворческая инициатива комиссии

2-я ступень – проект решения Комиссии направляется в Совет и Парламент

3-я ступень – Европарламент дает заключение по проекту решения (первое чтение) и далее направляет в Совет ЕС.

4-я ступень – в случае положительного решения Парламента Совет утверждает решение.

Если негативное заключение – Совет на основе изложенных в заключении замечаний вырабатывает общую позицию. (Общая позиция всегда одобряется квалифицированным большинством) и проект вновь направляется в Европарламент. ЕП рассматривает ОП (2-ое чтение) и по результатам этого рассмотрения ситуация может развиваться следующим образом:

1) положительное заключение ЕП по ОП или не рассматривает его в течение 3-х месяцев, то Совет утверждает решение квалифицированным большинством голосов

2) Если ЕП дает негативное решение по ОП – абсолютном большинством количества голосов – отлагательное вето, в этом случае – Совет единогласно может утвердить решение, игнорируя решение ЕП.

3) Если ЕП абсолютным большинством вносит поправки в ОП, то эти поправки обязательно должны направляться комиссии. Комиссия в течение 1 месяца рассматривает и потом направляет в Совет и Совет либо квалифицированным большинством утверждает либо отклоняет поправки с предложениями утвердить решения в редакции ОП.

Исключение: это спецсрок для рассмотрения поправок Европарламентом…

Маастрихтский и Амстердамский договоры свели применение этой процедуры к минимуму – она стала использоваться при принятии решений по экономическому и валютному союзу.

Ниццкий Договор сохранил процедуру, но эксперты говорят, что эта процедура уйдет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: