Содержание и значение Конституции ЕС
Договор учреждающий Конституцию для Европы и его значение.
Договор об учреждении Конституции для Европы был подписан в Риме 29 октября 2004 г. Конституция вступит в силу после завершения ратификационного процесса на национальном уровне.
Конституция синтезирует Договор о ЕС и Договор о Сообществе в единое целое и одновременно включает ряд новых положений, связанных с конституционным оформлением ЕС. Она состоит из преамбулы и четырех частей.
В первой части определяются природа, цели и задачи ЕС, круг ведения ЕС, характер и порядок осуществления компетенции, принадлежащей Союзу, институциональная структура ЕС, порядок осуществления продвинутого сотрудничества, финансовая система ЕС, принципы взаимоотношений ЕС с государствами, составляющими его ближайшее окружение, условия членства в ЕС.
Часть вторая Конституции содержит изложение Хартии основных прав Европейского Союза. Включение Хартии в текст Конституции предполагает придание ей обязательной юридической силы.
Третья часть Конституции содержит моменты, относящиеся к вопросам гражданства, построению общего рынка и обеспечению реализации четырех основных свобод, связанных с его функционированием; положения, регулирующие условия и режим конкуренции; осуществление экономической и валютной политики, включая статус ЕСЦБ и ЕЦБ; политика в области занятости; общая сельскохозяйственная политика; защита окружающей среды; защита прав потребителя; общая политика в сфере транспорта, научных исследований, технологии, исследования космического пространства, энергетики.
Специальные постановления регулируют процедуру сближения законодательства в рамках ЕС. Отдельные положения Конституции относятся к построению пространства свободы, безопасности и законности и осуществлению полномочий, которые отнесены были ранее к так называемой третьей опоре. Они включают сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Особый раздел посвящен внешнеполитической деятельности ЕС, синтезирующий как постановления, которые регулируют его внешнеполитическую активность. Здесь же рассматриваются вопросы осуществления общей торговой политики и сотрудничества с третьими государствами в гуманитарной, финансово-экономической и технической области, а также оказания гуманитарной помощи.
Специальный раздел посвящен порядку функционирования институтов Союза: Европейского парламента, Европейского совета, Совета министров, судебной системы ЕС, Счетной палаты. Определяется статус ЕСЦБ и ЕЦБ, консультативных органов и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Детально описано продвинутое сотрудничество.
Часть четвертая содержит общие и заключительные постановления. В частности, она предусматривает, что с момента вступления в силу Договора, учреждающего Конституцию, прекращают свое действие Договоры, учреждающие Европейское сообщество и ЕС, равно как акты и договоры, которые их дополняют или изменяют и которые фигурируют в специальном протоколе, приложенном к тексту Конституции. ЕС наследует и осуществляет правопреемство в отношении Европейского сообщества и Союза во всем, что касается его прав и обязанностей. Акты вторичного права, принятые на основе ранее действующих учредительных договоров, остаются в силе, если они соответствуют условиям и требованиям, определяемым в специальном протоколе, приложенном к тексту Конституции. Судебная практика Суда ЕС сохраняет свою силу в качестве источника толкования права Союза.
Из лекций:
Была введена ЕЕА.
Роль Парламента значительно выше, имеет определенное сходство с процедурой совместного принятия решений, но ПС – проще.
1-я ступень – правотворческая инициатива комиссии
2-я ступень – проект решения Комиссии направляется в Совет и Парламент
3-я ступень – Европарламент дает заключение по проекту решения (первое чтение) и далее направляет в Совет ЕС.
4-я ступень – в случае положительного решения Парламента Совет утверждает решение.
Если негативное заключение – Совет на основе изложенных в заключении замечаний вырабатывает общую позицию. (Общая позиция всегда одобряется квалифицированным большинством) и проект вновь направляется в Европарламент. ЕП рассматривает ОП (2-ое чтение) и по результатам этого рассмотрения ситуация может развиваться следующим образом:
1) положительное заключение ЕП по ОП или не рассматривает его в течение 3-х месяцев, то Совет утверждает решение квалифицированным большинством голосов
2) Если ЕП дает негативное решение по ОП – абсолютном большинством количества голосов – отлагательное вето, в этом случае – Совет единогласно может утвердить решение, игнорируя решение ЕП.
3) Если ЕП абсолютным большинством вносит поправки в ОП, то эти поправки обязательно должны направляться комиссии. Комиссия в течение 1 месяца рассматривает и потом направляет в Совет и Совет либо квалифицированным большинством утверждает либо отклоняет поправки с предложениями утвердить решения в редакции ОП.
Исключение: это спецсрок для рассмотрения поправок Европарламентом…
Маастрихтский и Амстердамский договоры свели применение этой процедуры к минимуму – она стала использоваться при принятии решений по экономическому и валютному союзу.
Ниццкий Договор сохранил процедуру, но эксперты говорят, что эта процедура уйдет.