Оценка деятельности поставщика

2

Классификация потребностей и их структура

При рассмотрении классификации потребностей и их структуры следует иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества и что пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей и установить его практически невозможно.

в основу классификации потребностей кладутся положения американского психолога и экономиста А. Маслоу. Он считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума.

По А. Маслоу, выделяются пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что перечисленные потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.

Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей.

1 В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (максимальные), действительные (подлежащие удовлетворению), фактически удовлетворяемые. Абсолютные (максимальные) потребности -- это потребности, которые ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.

2В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на:

Ø -- материальные, связанные с удовлетворением физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода;

Ø -- духовные -- удовлетворение человека в образовании, культуре, отдыхе, в вере, творчестве и т.д.;

Ø -- социальные -- возможности человека реализовать свои способности, положение в обществе, продвижение по службе и т.д.

3 С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности. К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непосредственно связаны с благосостоянием людей.

4 В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп, отдельных людей (личные).

Потребности общества могут быть представлены в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных. Если говорить более конкретно, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.

Потребности классов, социальных групп могут быть представлены как потребности людей, объединившихся по кругу общих интересов. К примеру, туристы нуждаются в соответствующем снаряжении, шахматисты -- в шахматном клубе, любители купания -- в бассейне и т.д.

Личные (потребности отдельных людей) распространяются на питание, одежду, обувь, пищу, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Словом, личные потребности -- все то, что необходимо каждому человеку.

5 Исходя из очередности удовлетворения потребностей встречаются их деления на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные).

К первичным относят самые насущные потребности человека, без которых он существовать не может. Эти потребности не могут быть замещены одни другими. К примеру, потребность в еде невозможно заменить сном и наоборот, хотя одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо -- грибами, животное масло -- растительным.

Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, могут быть замещены одни другими. Например, вместо кино можно сходить в театр.

Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.

6 Потребности бывают также экономические и неэкономические. К экономическим относят те, для которых необходимо производство, т.е. те, которые в готовом виде не встречаются. К неэкономическим потребностям относят те, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.).

7 В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности делятся на производственные (потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства) и непроизводственные (потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное потребление).

Производственные потребности определяются задачами развития общественного производства, его структурой, масштабом, темпом роста и т.д. Выделяют четыре вида производственных потребностей:

- предметы труда;

- средства труда;

- рабочая сила;

- энергия для приведения в действие орудий труда.

Выделяют три качественные характеристики процесса удовлетворения потребностей:

1. Адекватное качество – нормативная оценка, отражающая то качество продукции и услуг, которая соответствует ожиданиям потребителя.

2. Идеальное качество – оптимальный или желаемый уровень качества.

3. Предполагаемое качество – качество, которое предполагает получить потребитель.

Пространственные характеристики процесса удовлетворения потребностей:

- по социальным группам населения;

- по полу и возрасту;

- по видам профессиональной деятельности.

Каждый из этих направлений имеет свой специфический характер распределения и определяется, прежде всего, экономико-географическими, климатическими, геолого-ресурсными, историческими и культурными традициями населения. Распределение потребностей в разных социальных группах определяется в основном уровнем доходов и образом жизни. Распределение потребностей между разными возрастными группами определяется жизненной активностью и физиологией человека.

Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.

Требования к качеству устанавливаются на этапах проектирования и разработки, а обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией произ­водства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю или потреблением (эксплуатацией) требования регламентируются нормами, уста­новленными техническими регламентами, стандартами и тех­ническими условиями, или определяются с запросами потреби­телей.

В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество. Поэтому далее мы рассмотрим эти составляющие элементы качества.

Свойство — объективная особенность продукции (или това­ра), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и по­треблении (эксплуатации). Свойства продукции могут быть простыми и сложными.

Простое свойство характеризуется одной особенностью, на­пример, кислотность, жирность молока и др. Сложное свойство — комплекс особенностей, проявляющих­ся в совокупности. Примером сложного свойства может слу­жить пищевая ценность продуктов питания, включающая це­лый комплекс свойств — энергетическую, биологическую и физиологическую ценности, а также усвояемость.

Показатель качества — количественное и качественное вы­ражение свойств продукции (или товара). Показатели качества являются физическими и/или нефизическими величинами. Фи­зические величины (длина, масса и плотность и т. п.) могут изме­ряться количественно и качественно. При этом следует иметь в виду, что одни и те же показатели могут характеризовать разные свойства товаров. Например, внешний вид служит одним из показателей органолептических и эстетических свойств това­ров. В то же время сложные свойства могут выражаться ком­плексом различных показателей. Каждый показатель имеет наименование и значение.

Наименование показателя служит качественной характери­стикой товара (например, массовая доля сахара в соке).

Значение показателя является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности), напри­мер, 12% сахара в соке. Значение показателя применяется для установления соответствия или несоответствия товара опреде­ленным требованиям или для констатации результатов измере­ний.

Номенклатура потребительских свойств и показателей — совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетво­рение реальных или предполагаемых потребностей. По сути эта номенклатура и определяет качественные характеристики по­требительских товаров.

В пределах номенклатуры потребительские свойства и пока­затели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей (рис. 1).

Появление нового товара в производстве и на рынке является результатом целенаправленной деятельности. Важнейшим признаком ее в рыночных условиях является улучшение потребительских свойств нового товара в целях обеспечения и поддержания на высоком уровне конкурентоспособности предприятия.

Создание новых продуктов, обладающих высокими техническими, потребительскими и экономическими параметрами, представляет собой весьма сложный процесс, требующий значительных затрат времени и ресурсов, привлечения большого числа как внешних, так и внутренних исполнителей, теснейшим образом связанный со всеми другими сферами деятельности предприятия.

Можно выделить три основные фазы процесса:

Ø исследовательская фаза или формирование концепции продукта;

Ø проектирование нового продукта;

Ø освоение производства нового продукта и продвижение его на рынок.

На первой фазе – фазе проводится комплексный анализ экономической и научно-технической информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научных и технических возможностях и ограничениях в развитии продукта, экономическом и научно-техническом потенциале предприятия. Основными инструментами такого аналитического исследования выступают инструменты и методы инновационного маркетинга в сочетании с методами научно-технического прогнозирования. Результатом первой фазы инновационного цикла должен стать вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах нового продукта. Совокупность этих выводов принято называть концепцией продукта.

На второй фазе осуществляется проектирование нового продукта. Основная задача этой фазы заключается в детальной инженерной проработке нового изделия. Она включает проведение необходимых исследований, выполнение опытно-конструкторских разработок, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции и разработку детальных чертежей для ее изготовления. На фазе проектирования продукта закладываются уровень его конкурентоспособности и длительность жизненного цикла. Именно на этой фазе инновационного процесса определяются экономические и организационные параметры будущего производства.

Третья фаза – фаза освоения производства и продвижения нового продукта на рынок заключается в проведении комплекса работ по проектированию нового производства, начиная с его технической подготовки, организационного проектирования производственных процессов и включая наращивание производства, достижение проектной мощности и заданной себестоимости. Инновационный процесс завершают работы по продвижению нового продукта на рынок и связанная с этим дистрибьюторская деятельность предприятия.

Каждая из перечисленных фаз процесса включает выполнение относительно самостоятельных стадий создания и проектирования нового продукта. Эти стадии могут выполняться во времени последовательно или параллельно друг другу. Для предприятия важно максимально возможное сокращение длительности процесса. Это важно с точки зрения конкуренции. В последнее время широко распространяется практика ускоренного проектирования на основе совмещения отдельных фаз и стадий процесса, получившая название совмещенного проектирования (concurrent engineering, CE). Принцип совмещенного проектирования используется, как правило, на фирмах, осуществляющих неоднократные масштабные инновационные проекты, направленные на обновление ассортимента выпускаемой продукции, развитие технологии и организации производства, расширение рынков сбыта продукции. В этих условиях появляется возможность формировать устойчивые группы специалистов, тесно взаимодействующих между собой и в рамках межпроектной координации и интеграции. Как правило, технической и организационной основой такой интеграции является внутрифирменная типизация и стандартизация процессов и узлов, позволяющая использовать принципы модульного проектирования для создания новых или модернизации имеющихся образцов продукции.

В рамках одной организации одновременно, как правило, осуществляется не один, а несколько проектов по различным изделиям или видам деятельности. Все они независимо от конкретного содержания взаимосвязаны между собой, так как конкурируют по ресурсам, часто направлены на замену уже освоенных в производстве продуктов.

Развитие современного производства конкурентоспособной продукции немыслимо без масштабных, ориентированных на долгосрочный период научных исследований. Наука создает для постоянного прогресса в области выпускаемой техники и используемой в производстве технологии новые научные знания, открытие новых законов и закономерностей, явлений в природе и технике появляются как результат научных исследований, составляющих начальную стадию процесса создания новой продукции.

Научно-исследовательские работы (НИР) – это целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей создание новой информации об объектах, явлениях или процессах, происходящих в природе, обществе или технике. В зависимости от целей, содержания и характера результатов различают:

фундаментальные исследования;

поисковые исследования;

прикладные исследования.

Фундаментальные исследования, как правило, имеют наиболее общий и абстрактный характер. Они направлены на расширение знаний и понимание наиболее общих закономерностей, действующих в природе, технике и обществе, без проникновения в области их конкретного применения. На основе результатов фундаментальных исследований определяются научно-технические проблемы поискового и прикладного характера, решение которых способствует созданию новой техники. Фундаментальные исследования имеют ярко выраженный индивидуальный характер и отличаются наибольшей неопределенностью содержания и структуры научного процесса. Они с трудом поддаются управленческому регулированию. В них крайне важен индивидуальный подход, учитывающий персонифицированный характер труда и высокую степень зависимости процесса и результатов исследования от индивидуальных склонностей и способностей исследователей.

Поисковые исследования выполняются, как правило, на базе полученных результатов фундаментальных исследований и направлены на создание научного задела в целях его дальнейшего использования в прикладных разработках. Необходимость в поисковых исследованиях возникает при отсутствии ясности в направлении использования полученных данных, возможных способах их трансформации для решения научных и технических проблем.

Главные задачи поисковых исследований заключаются в:

Ø изучение возможности применения известных или вновь открытых явлений и закономерностей для создания новой техники, технологии или материалов;

Ø оценка и прогнозирование развития отдельных направлений науки, техники и технологии;

Ø поиск сфер, областей и изучение условий применения новых решений и открытий (так называемые аппликационные исследования).

Результатом поисковых исследований являются новые направления конструирования, новые подходы к решению традиционных задач, новые виды технологий и способы управления производственными процессами. Цели и задачи поисковых исследований формулируются более конкретно, чем в фундаментальных работах. Содержание процесса и ожидаемые результаты отличаются большей направленностью на конкретные практические потребности. Планирование и организация поисковых работ характеризуются меньшей неопределенностью.

Прикладные исследования направлены на решение конкретных научно-технических и организационно-экономических проблем, связанных с выполнением последующих проектных разработок. Прикладные исследования выполняют задачу технического и экономического обоснования возможности, целесообразности, а также путей проектирования нового продукта. Прикладные исследования включают:

Ø поиск путей улучшения существующих конструкций, технологий или материалов в целях повышения конкурентоспособности продуктов;

Ø для постоянного прогресса в области выпускаемой техники и используемой в производстве технологии. Новые научные знания, открытие новых законов и закономерностей, явлений в природе и технике появляются как результат научных исследований, составляющих начальную стадию процесса создания новой продукции.

Ø определение способов использования новейших достижений науки и техники для создания новой конкурентоспособной продукции;

Ø проведение аналитических работ по обобщению опыта конкурентов и исследованию рыночной конъюнктуры;

Ø выполнение модельных разработок, проведение экспериментальных и испытательных работ.

Выполнение прикладных исследований, как правило, связано с большими объемами экспериментальных и испытательных работ по конкретным объектам новой техники. Этот вид исследований непосредственно ориентирован на создание определенных образцов продукции или технологий.

По этому признаку принято различать четыре группы прикладных исследований, направленных на создание:

Ø технических объектов (машин, приборов и т. п.);

Ø технологий;

Ø видов материалов;

Ø способов и систем управления.

«Изучение стандартов Единой системы конструкторской документации»

В общем объеме национальных стандартов особое место занимают комплексы стандартов общетехнических систем. В России действуют 15 систем и 10 комплексов стандартов, в их числе "Единая система конструкторской документации" (ЕСКД).

Конструкторский документ - документ, который в отдельности или в совокупности с другими документами определяет конструкцию и имеет содержательную и реквизитную части.

ЕСКД - комплекс стандартов, устанавливающих взаимосвязанные нормы и правила по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации (КД), разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, изготовлении, эксплуатации, ремонте и др.).

Этот комплекс межгосударственных стандартов, действующий в Российской Федерации и странах СНГ, распространяется на все виды изделий и конструкторских документов как гражданского, так и военного назначения, на нормативную, учетно-регистрационную, технологическую, программную и другие виды документации, а также на научно-техническую и учебную литературу.

В системе благодаря введению единого языка, упрощенных изображений и методов их нанесения значительно сократились трудозатраты конструкторов. Дальнейшее развитие системы осуществляется с учетом обеспечения высокой эффективности процессов автоматизации проектирования, автоматизированного производства и управления на всех уровнях народного хозяйства.

Назначение стандартов ЕСКД

Основное назначение стандартов ЕСКД состоит в установлении единых оптимальных правил выполнения, оформления и обращения КД, которые обеспечивают:

• применение современных методов и средств при проектировании изделий;

• возможность взаимообмена КД без ее переоформления;

• оптимальную комплектность КД;

• механизацию и автоматизацию обработки конструкторских документов и содержащейся в них информации;

• высокое качество изделий;

• наличие в КД требований, обеспечивающих безопасность использования изделий для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу;

• возможность расширения унификации и стандартизации при проектировании изделий;

• возможность проведения сертификации изделий;

• сокращение сроков и снижение трудоемкости подготовки производства;

• правильную эксплуатацию изделий;

• оперативную подготовку документации для быстрой переналадки действующего производства;

• упрощение форм конструкторских документов и графических изображений;

• возможность создания единой информационной базы автоматизированных систем (САПР, АСУП и др.);

• гармонизацию с соответствующими международными стандартами.

Классификация и обозначение стандартов ЕСКД

В настоящее время комплекс ЕСКД состоит из 161 стандарта, 6 рекомендаций и Классификатора ЕСКД. По ГОСТ 2.001 стандарты разделены по группам следующим образом:

• группа 1 "Основные положения" - 17 стандартов;

• группа 2 "Классификация и обозначение изделий и конструкторских документов" - 1 стандарт и 4 классификатора;

• группа 3 "Общие правила выполнения чертежей" - 20 стандартов;

• группа 4 "Правила выполнения чертежей различных изделий" - 28 стандартов;

• группа 5 "Правила изменения и обращения конструкторской документации" -5 стандартов;

• группа 6 "Правила выполнения эксплуатационной и ремонтной документации" - 8 стандартов;

• группа 7 "Правила выполнения схем" - 66 стандартов, из которых 10 распространяются на общие требования и правила выполнения схем, 56 - на условные графические изображения в схемах;

• группа 8 "Правила выполнения документов при макетном проектировании" -4 стандарта;

• группа 9 "Прочие стандарты" - 8 стандартов.

Обозначение стандарта состоит из:

- индекса категории стандарта - ГОСТ;

- цифры 2, присвоенной комплексу стандартов ЕСКД;

- цифры (после точки), обозначающие номер группы стандартов;

- двузначного числа, определяющего порядковый номер стандарта в данной группе;

- двух последних цифр (после тире), указывающих две последние цифры года утверждения стандарта. С 2000 г. год утверждения указывается четырьмя цифрами. Например: ГОСТ 2.604-2000.

Область распространения стандартов ЕСКД

Установленные стандартами ЕСКД правила и положения по разработке, оформлению и обращению документации распространяются на:

а) все виды конструкторских документов;

б) учетно-регистрационную документацию и документацию по внесению изменений в конструкторские документы;

в) нормативно-техническую и технологическую документацию, а также научно-техническую и учебную литературу в той части, в которой они могут быть для них применимы и не регламентируются специальными стандартами и нормативами, устанавливающими правила выполнения этой документации и литературы, как например, форматов и шрифтов для печатных изданий и т.п.

Стандарты ЕСКД должны служить основанием для разработки и издания организационно-методической и инструктивно-производственной документация, определяющей и регулирующей деятельность, связанную с составлением, обращением и обработкой конструкторских документов, например: положения, устанавливающие структуру и функции технических подразделений предприятий, связанных с контролем, учетом, хранением и размножением конструкторских документов (служб нормоконтроля, отделов технической документации и т.п.); положения о порядке прохождения и согласовании конструкторской документации в отраслях промышленности и предприятиях; инструктивные материалы по группировке, комплектации, хранению и обработке технических документов и т.п.

Основополагающие стандарты ЕСКД

Базовый (основополагающий) комплекс ЕСКД образуют 22 стандарта. Среди них обращают на себя внимание ГОСТ 2.111- 68, устанавливающий правила и требования нормативного контроля КД на всех стадиях и этапах ее выполнения для обеспечения высокого качества документации, ГОСТ 2.104-68, в котором установлено, что в конструкторских документах обязательными являются подписи разработчика и нормоконтролера (свидетельствует о соответствии КД всем нормативным требованиям). Особое место в ЕСКД занимает классификационная система обозначения изделий и конструкторских документов, установленная ГОСТ 2.201-80 и Классификатором изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения (Классификатор ЕСКД, регистрационный номер ОК 012-93). Благодаря этой системе обеспечивается однозначность информации об изделии, сопоставимость этой информации, что дает возможность эффективного решения ряда задач научно-технического и практического характера.

ГОСТ 2.001-93 ЕСКД. Общие положения.

ГОСТ 2.101-68 ЕСКД. Виды изделий.

ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов.

ГОСТ 2.103-68 ЕСКД. Стадии разработки.

ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные надписи.

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы.

ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам.

ГОСТ 2.111-68 ЕСКД. Нормоконтроль.

ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия.

ГОСТ 2.118-73 ЕСКД. Техническое предложение.

ГОСТ 2.119-73 ЕСКД. Эскизный проект.

ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект.

ГОСТ 2.201-80 ЕСКД. Обозначение изделий и конструкторских документов.

ГОСТ 2.316-68 ЕСКД. Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц.

ГОСТ 2.317-69 ЕСКД. Аксонометрические проекции.

ГОСТ 2.501-88 ЕСКД. Правила учета и хранения.

ГОСТ 2.503-90 ЕСКД. Правила внесения изменений.

ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 2.602-95 ЕСКД. Ремонтные документы.

ГОСТ 2.604-2000 ЕСКД. Чертежи ремонтные. Общие требования.

ГОСТ 2.701-84 ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению.

Порядок разработки конструкторской документации согласно ЕСКД

Согласно ГОСТ 2.103 конструкторская подготовка производства включает пять стадий:

• техническое задание;

• технологический проект (этап технического предложения);

• рабочие чертежи опытных образцов (технический проект);

• изготовление, испытание и доводку опытных образцов новых изделий (эскизный проект);

• разработку рабочих чертежей для серийного производства (рабочей документации).

Техническое задание определяет назначение изделия (продукции), его технические характеристики, показатели качества, технологические, организационные и экономические условия производства, требования к конструкторской документации.

Техническое задание составляет заказчик для организации-разработчика проекта. Разработчиками являются конструкторские бюро, НИИ, конструкторские отделы предприятий.

Техническое предложение содержит технические и технико-экономические данные о целесообразности разработки изделия, а также различные варианты возможных решений. Производится сравнительная оценка этих вариантов и даются предложения по выбору оптимального варианта изделия.

На этих первых этапах рассчитываются лимитные цены и экономическая эффективность от производства и использования новой продукции.

Эскизный проект состоит из графической части, представляющей собой совокупность конструкторских документов (чертежей), раскрывающих конструкторские решения с указанием параметров, габаритных размеров, дающих общее представление о новом изделии, и пояснительной записки с расчётами основных параметров изделия, описанием принципов его работы, эксплуатационных особенностей.

Технический проект - совокупность конструкторских документов, которые содержат окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве проектируемого изделия, и исходные данные для разработки рабочей документации.

Рабочая документация. Рабочий проект содержит рабочие чертежи на каждую деталь изделия (деталировка) с указанием марки материала, массы детали и других конструктивных данных.

Рабочий проект сопровождается спецификацией, определяющей состав сборочной единицы, узла или комплекта и необходимой для комплектования конструкторских документов и планирования запуска в производство указанных изделий.

Обязательным условием конструкторской подготовки является соблюдение требований стандартизации и унификации.

Стандарты устанавливают и регламентируют на определённый период прогрессивные требования, нормы, методы, правила, распространяемые на сами изделия, на факторы и условия, влияющие на их качество.

Конструктивная унификация представляет собой ограничение разнообразия изготовляемых типоразмеров деталей и узлов конструкций путём заимствования из ранее выпущенных конструкций. Унификация может проводиться как в пределах одного завода, специализированного на выпуске определённой продукции, так и в масштабе всей отрасли в целом.

При внутризаводской унификации одна из конструкций выбирается в качестве "базовой" модели, а затем путём присоединения к ней недостающих или, наоборот, изъятия из неё ненужных частей, узлов, деталей создаётся ряд производных моделей.

В этом случае резко сокращается число оригинальных деталей за счёт увеличения унифицированных и ранее освоенных производством. Таким путём осуществляется конструктивная преемственность изделий, формируются их конструктивные ряды.

Виды изделий и КД по ЕСКД

Изделия, в зависимости от наличия или отсутствия в них составных частей, делят на:

а) неспецифицированные (детали) - не имеющие составных частей;

б) специфицированные (сборочные единицы, комплексы, комплекты) -состоящие из двух и более составных частей.

Согласно ГОСТ 2.101-68 устанавливаются следующие виды изделий:

Детали - изделия, изготовленные из однородного материала без сборочных операций (плата, болт и т.д.).

Сборочные единицы - изделия, состоящие их двух и более деталей, соединяемые на предприятиях сборочными операциями. Эти изделия имеют спецификацию, куда вписываются все составные части и материалы, необходимые для сборки с учетом данного техпроцесса.

Комплекс - это два и более специфицированных изделия, не соединяемые на предприятии сборочными операциями, но предназначенные для выполнения основных и взаимосвязанных функций.

Комплект - два и более изделия, не соединяемые на предприятии сборочными операциями и представляющие набор изделий вспомогательного назначения.

Отдельная и большая группа - это, так называемые, прочие изделия. В основном это покупные элементы и приборы. Под названием "прочие" они вписываются в спецификацию.

По ГОСТ 2.102 конструкторские документы подразделяются на следующие виды:

1) Чертеж детали - документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля.

2) Сборочный чертеж - документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки (изготовления) и контроля.

3) Чертеж общего вида - документ, определяющий конструкцию изделия, взаимодействие его составных частей и поясняющий принцип работы изделия.

4) Теоретический чертеж - документ, определяющий геометрическую форму изделия и координаты расположения составных частей.

5) Габаритный чертеж - документ, содержащий контурное (упрощенное) изображение изделия с габаритными, установочными и присоединительными размерами.

6) Электромонтажный чертеж - документ, содержащий данные, необходимые для выполнения электрического монтажа изделия

7) Монтажный чертеж - документ, содержащий контурное (упрощенное) изображение изделия, а также данные, необходимые для его установки (монтажа) на месте применения. К монтажным чертежам также относят чертежи фундаментов, специально разрабатываемых для установки изделия.

8) Упаковочный чертеж - документ, содержащий данные, необходимые для выполнения упаковывания изделия.

9) Схема - документ, на котором показаны в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и связи между ними.

10) Спецификация - документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта.

11) Ведомость спецификаций - документ, содержащий перечень всех спецификаций составных частей изделия с указанием их количества и входимости.

12) Ведомость ссылочных документов - документ, содержащий перечень документов, на которые имеются ссылки в конструкторских документах изделия.

13) Ведомость покупных изделий - документ, содержащий перечень покупных изделий.

14) Ведомость разрешения применения покупных изделий - документ, содержащий перечень покупных изделий, разрешенных к применению в соответствии с ГОСТ 2.124-85.

15) Ведомость держателей подлинников - документ, содержащий перечень предприятий (организаций), на которых хранят подлинники документов, разработанных и (или) примененных для данного изделия.

16) Ведомость технического предложения - документ, содержащий перечень документов, вошедших в техническое предложение.

17) Ведомость эскизного проекта - документ, содержащий перечень документов, вошедших в эскизный проект.

18) Ведомость технического проекта - документ, содержащий перечень документов, вошедших в технический проект.

19) Пояснительная записка - документ, содержащий описание устройства и принципа действия разрабатываемого изделия, а также обоснование принятых при его разработке технических и технико-экономических решений.

20) Технические условия - документ, содержащий требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые нецелесообразно указывать в других конструкторских документах.

21) Программа и методика испытаний - документ, содержащий технические данные, подлежащие проверке при испытании изделий, а также порядок и методы их контроля.

22) Таблица - документ, содержащий в зависимости от его назначения соответствующие данные, сведенные в таблицу.

23) Расчет - документ, содержащий расчеты параметров и величин, например, расчет размерных цепей, расчет на прочность и др.

24) Эксплуатационные документы - документы, предназначенные для использования при эксплуатации, обслуживании и ремонте изделия в процессе эксплуатации.

25) Ремонтные документы - документы, содержащие данные для проведения ремонтных работ на специализированных предприятиях.

26) Инструкция - документ, содержащий указания и правила, используемые при изготовлении изделия (сборке, регулировке, контроле, приемке и т. п.).

По виду исполнения конструкторские документы подразделяются на:

- оригиналы - это документы, выполненные на любом материале и предназначенные для изготовления по ним подлинника;

- подлинники - это документы, оформленные подлинными подписями и предназначенные для многократного произведения копий, хранения и внесения изменений;

- дубликат - копии подлинников, обеспечивающие идентичность воспроизведения подлинника, выполненные на любом материале, позволяющем снятие с них копий. Выполняется, когда изделие изготовляется на двух и более предприятиях, т.к. держателем подлинника является только одно предприятие;

- копия - документы, выполненные способом, обеспечивающим их идентичность с подлинником (дубликатом) и предназначенные для непосредственного использования при разработке, в производстве, эксплуатации и ремонте изделий. Каждая копия учитывается.

При определении комплектности конструкторских документов на изделия следует различать:

- основной конструкторский документ;

- основной комплект конструкторских документов;

- полный комплект конструкторских документов.

Основной конструкторский документ изделия в отдельности или в совокупности с другими записанными в нем конструкторскими документами полностью и однозначно определяют данное изделие и его состав.

За основные конструкторские документы принимают: для деталей - чертеж детали, для сборочных единиц, комплексов и комплектов - спецификацию.

Основной комплект конструкторских документов изделия объединяет конструкторские документы, относящиеся ко всему изделию (составленные на все данное изделие в целом), например, сборочный чертеж, принципиальная электрическая схема, технические условия, эксплуатационные документы. Конструкторские документы составных частей в основной комплект документов изделия не входят.

Полный комплект конструкторских документов изделия составляют (в общем случае) из следующих документов: основного комплекта конструкторских документов на данное изделие; основных комплектов конструкторских документов на все составные части данного изделия, примененные по своим основным конструкторским документам.

3 «Изучение производственных процессов»

Производственный процесс сочетание предметов и орудий тру­да и живого труда в пространстве и времени, функционирующих для удовлетворения потребностей производства. Это сложное сис­темное понятие, состоящее из совокупности следующих частных понятий: предмет труда, орудие труда, живой труд, пространство, время, удовлетворение потребностей. Сущность отдельных составляющих системного понятия "производственный процесс" (см. таблицу 3).

Таблица 3

Сущность частных понятий, входящих в структуру системного понятия "производственный процесс"

Наименование понятия Сущность понятия Примеры по некоторым отраслям
     
Предмет труда Предмет, над которым ра­ботает человек для созда­ния промежуточного или конечного продукта с це­лью удовлетворения опре­деленных потребностей Книга — для читателя. Нор-мативы конкурентоспособ­ности будущего объекта, информация, методы — для исследователя. Техническое задание на разработку, чер-теж — для конструктора. За­готовка—для токаря. Инфор­мация, методика— для эко­номиста. Перевози­мый груз—для шофера.
Орудие труда Часть средств производ­ства или основного капи­тала, с помощью или по­средством которых чело­век воздействует на пред­мет труда Лабораторное оборудова­ние, компьютер — для ис­следователя. Графопостро­итель, компьютер, система автоматизированного про­ектирования — для конст­руктора. Станок — для то­каря. Стол, компьютер — для экономиста. Машина — для шофера.
Живой труд Непосредственно работ­ник, оказывающий с помо­щью орудия труда воздей­ствие на предмет труда с целью его преобразования и удовлетворения опреде­ленных потребностей Исследователь. Конструк­тор. Токарь. Экономист. Шофер.
Пространство Место протекания произ­водственного процесса, одна из форм диалекти­ческого единства про­странства и времени Лаборатория — для иссле­дователя. Рабочее место — для токаря. Территория и маршрут движения — для шофера.
       
Время Длительность производ­ственного процесса, одна из форм диалектического единства пространства и времени Длительность лаборатор­ных испытаний надежности двигателя. Штучное время обработки детали. Время нахождения машины в пути.
Удовлетворение потребностей Изготовление продукции, оказание услуги или вы­полнение работы для удов­летворения определенных потребностей в соответ­ствии с плановым докумен­том или личной идеей Работа ученого над новой идеей, монографией. Вы­полнение научно-исследо­вательской организацией программы повышения конкурентоспособности маши­ны. Выполнение токарем смен­но-суточного задания. Вы­полнение консалтинговой фирмой контракта по ана­лизу конкурентных преиму­ществ организации

Производственные процессы подразделяются на следующие виды:

1) основные;

2) вспомогательные;

3) обслуживающие.

В свою оче­редь основные производственные процессы подразделяются на: а) под­готовительные (заготовительные); б) преобразующие (обрабатывающие); в) заключительные (сборочные) (рис. 8).

Рис.8. Виды и взаимосвязи производственных процессов в организации по ходу производства.

Рассмотрим сущность и особенности видов производственных процессов, показанных на рис. 8, в табл. 4.

Таблица 4

Сущность видов производственных процессов

Наименование процесса Сущность процесса Примеры  
       
Подготовительный этап основного процесса Процесс подготовки жи­вого труда в пространстве и времени и орудия тру­да для преобразования предмета труда в полез­ный продукт Процессы по резке ме­талла, штамповке загото­вок, их отливке в загото­вительных цехах машино­строительного завода и т. п. Подготовка исследо­вателем рабочего места для проведения экспе­риментов. Подготовка ма­шины и документации для выполнения транспортных услуг.  
Преобразующий этап основного процесса Процесс преобразования предмета труда путем из­менения его форм и/или размеров, физических и/ или химических свойств, внешнего вида, вида со­единения с другими пред­метами труда, характе­ристик и/или показателей, состояния и/или потенциа­ла в соответствии с плано­вым документом или твор­ческим замыслом и т. п. Изготовление токарем де­тали для машины из прут­ка или штамповки. Прове­дение исследователем лабораторных испытаний по проверке детали на прочность. Проверка шо­фером узлов грузового автомобиля в соответ­ствии с производствен­ным заданием.  
Заключительный этап основного процесса Процесс подготовки пре­образованного предмета труда к приобретению им формы товара для от­правки или сдачи заказ­чику (комиссии) Сборка, испытания, серти­фикация, упаковка товара. Согласование и утверждение нормативного документа. Сдача шо­фером привезенного гру­за заказчику. Уборка рабочего места. Оформление документов.  
Вспомогательный процесс Процесс, способствующий нормальному протеканию основного процесса по пре-образованию предме­та труда и связанный с обеспечением основного процессса оборудованием, при-способлениями, режу­щим и измерительным инструментом, топливно-энерге-тическими ресур­сами и т. п. Изготовление инструмен­та и приспособлений для нужд всех подразделений организации. Ремонт тех­нологического оборудова­ния и транспортных средств. Выработка сжа­того воздуха компрессор­ной станцией, горячей воды — котельной.
Обслуживающий процесс Процесс, конкретно не связанный с данным пред­метом труда, обеспечива­ющий нормальное проте­кание основных и вспомо­гательных процессов пу­тем оказания транспорт­ных услуг, услуг по логис­тике на "входе" и "выхо­де" организации и т. п. Материально-техническое обеспечение производ­ства в любой отрасли на­родного хозяйства, орга­низация сбыта продукции (оказание услуг), оказание транспортно-складских услуг конкретному подраз­делению или заказчику. Выполнение обслуживаю­щих функций в различных отраслях народного хо­зяйства
             

Представленные в таблицах 3 и 4, а также на рисунке 8 виды производственных процессов, их сущность и взаимосвязи харак­терны для всех основных, вспомогательных и обслуживающих про­изводственных процессов независимо от отрасли народного хозяй­ства и места их протекания.

4 «Оценка конкурентоспособности производителя»

Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение субъективных и объективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характери­зующееся степенью реального или потенциального удовлетворе­ния им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.Конкурентоспо­собность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность объекта определяется по отноше­нию к конкретному рынку либо к конкретной группе потреби­телей, формируемой по соответствующим признакам страте­гической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В ус­ловиях рыночных отношений конкурентоспособность характе­ризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспо­собность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате растет конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемой им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно свести к следующим:

• обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;

• изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;

• выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

• выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии;

• изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

• определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);

• выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);

• нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;

• приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);

• дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей её эксплуатации, репутации предприятия -производителя и другого;

• воздействие непосредственно на потребителя путём искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведение активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путём рассрочки платежа.

Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оцен­ки конкурентоспособности организации. Вообще, в теоретичес­ком плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. Подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга как первой стадии жизненного цикла товаров (пространственный аспект) и первой функции управ­ления (временной аспект) разрабатываются нормативы конку­рентоспособности на длительный период, а на стадии тактического маркетинга выполняются работы по материализации у изготовителя и реализации на рынке стратегических нормати­вов конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов. Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.

В промышленно развитых странах действуют различные ме­тодики оценки конкурентоспособности фирм и компаний. Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономичес­кий, количественный характер.

Конкурентоспособность организацииорг) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом ве­сомости товаров и рынков, на которых они реализуются:

(1)

где ai — удельный вес i-го товара организации в объеме про­даж за анализируемый период (определяется долями единицы i = 1, 2,..., n), ;

bi — показатель значимости рынка, на котором представ­лен товар организации. Для промышленно развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значи­мость рынка рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5;

Кij — конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

Удельный вес i-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:

(2)

где V — объем продаж i-го товара за анализируемый период, млн ден. ед.;

V — общий объем продаж организации за тот же период, млн ден. ед.

Конкурентоспособность то­вара следует оценивать по четырем главным факторам: качество товара; цена товара; качество сервиса товара на конкретном рынке; эксплуатационные зат­раты на использование товара.

Интегральный показатель конкурентоспособности товара можно оценивать экспертным без учета весомости факторов или с учетом весомости факторов.

По системе 1111—5555, без учета весомости факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наи­лучшее значение фактора). Так, товар низкого качества, предла­гаемый по высокой цене, имеющий к тому же низкое качество сервиса и высокие эксплуатационные затраты, будет иметь оценки 1—2 балла и его конкурентоспособность может быть, допустим, 1211. По этой системе минимальное зна­чение конкурентоспособности будет равно 4 (1 + 1 + 1 + 1), максимальное — 20 (5 + 5 + 5 + 5). Оцениваемый товар имеет конкурентоспособность, равную 5 из 20, т. е. в четыре раза отста­ет от лучших мировых образцов.

Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифици­рованных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, мар­кетолог, технолог, экономист).

Как при аттестации, сертификации, аудите, оценка может быть как внутренней, так и внешней, проводимой независи­мой аккредитованной организацией.

Каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 бал­лов. Весомость факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эк­сплуатационные затраты).

Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна:

, (3)

где КТ — конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10);

п — количество экспертов;

Бij — экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конку­рентоспособности товара;

aj — весомость j-го фактора (от 4 до 1);

5 — максимальная оценка фактора.

5 «Оценка и выбор поставщиков»

Поставщик - организация или лицо, представляющее продукцию.

Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации. В конкурентной ситуации поставщика иногда называют «подрядчиком».

Поставщик должен обеспечить соответствие приобретаемой им продукции установленным требованиям. На предприятии должен быть разработан порядок подготовки и заключения договоров с поставщиками. Он предусматривает определение четких требований к покупаемой продукции, доведение этих требований до поставщика, разъяснение с целью одинакового понимания этих требований. При заключении договора поставки в него включаются обязательства поставщика по обеспечению качества, в том числе проведение сплошного или выборочного контроля и (или) испытаний продукции, представление их заказчику, внедрение выбранной модели СК и пр.

В течение долгого времени предприятия в развитых странах ориентировались в своей деятельности на увеличение количества поставщиков. Преимущества такого подхода основывались на конкуренции поставщиков, обеспечивающей успех на переговорах по определению цен и условий поставки. Наличие большого количества поставщиков дает возможность выбора в том случае, если один из них испытывает трудности, связанные с условиями поставки, качеством продукции. Преимущества большого количества поставщиков обходятся неоправданно дорого. Число сотрудников, занимающихся размещением и отслеживанием заказов, и число допускаемых ошибок находятся в прямой зависимости от количества поставщиков.

Но, самое главное, необходимость сокращения количества поставщиков обусловлена следующим обстоятельством. Если предприятие ориентируется на производство продукции высокого качества, оно предъявляет к поставщикам столь высокие требования, что вынуждено ограничивать их число из-за недостаточного количества специалистов в области качества, занимающихся вопросами поставок. Это особенно характерно для производств с новейшей технологией, приобретающих сложные комплектующие изделия, а также сферы наукоемких услуг.

Подоцениванием поставщика понимается определение соответствия возможностей поставщика обеспечивать предприятие материальными ресурсами требуемого качества в конкретные сроки по приемлемой цене.

Конкретный состав информации о поставщике устанавливается в зависимости от особенностей и объема закупаемой продукции. Оценка и выбор поставщика проводится в следующем порядке:

1) разработка и направление поставщику специальной анкеты;

2) обработка анкетных данных;

3) анализ результатов анкетирования и принятие решения.

Качество наряду со своевременностью поставки и расходами является одним из трех критериев оценки деятельности поставщика. Всесторонняя система оценки качества поставщика должна включать все эти три критерия.

Существует много методов оценки деятельности поставщика. Предпочтительным представляется применение простого метода, основанного на оценке качества, цены продукции, а также условий поставки и месторасположения поставщика (табл. 8).

Таблица 8

Оценка поставщика

Баллы качества Критерии оценки
Качество продукции (Q1) Цена (Q2) Условия оплаты (Q3) Удаленность поставщика (Q4)
Коэффициент весомости
       
  Брак не превышает 0,5% Очень благоприятная Оплата после получения Удмуртская республика
  Брак не превышает 1% Благоприятная Оплата при получении Приволжский округ
  Брак не превышает 2% Неблагоприятная Предоплата Европейская часть Росси и Сибирь
  Брак превышает 2% Очень неблагоприятная Взаимозачет или имеющийся долг Страны ближнего и дальнего зарубежья

Оценка критерия «Качество продукции» (Q1) определяется произведением коэффициента весомости (для «качества продукции» - 7) на соответствующий балл качества. Численное значение балла качества (2-5) определяется в зависимости от качества продукции, предоставляемой поставщиком (брак не превышает 0,5%; брак не превышает 1%; брак не превышает 2%; брак превышает 2%).

Оценка критерия «Цена» (Q2) определяется произведением коэффициента весомости (для «цены» - 6) на соответствующий балл качества. Численное значение балла качества (2-5) определяется в зависимости от предложенной поставщиком цены (очень благоприятная, благоприятная, неблагоприятная, очень неблагоприятная).

Аналогично определяется оценка других критериев(Q3, Q4). Оценка поставщика в целом (Q) определяется суммированием оценок всех критериев: Q=Q1+Q2+Q3=Q4.

В случае рассмотрения нового поставщика оценка критерия «качество продукции» (Q1) равна 10, поставщика-монополиста общая оценка (Q) равна 50.

Коэффициенты весомости того или иного критерия установлены следующим образом. При формировании коэффициентов весомости критериев эксперты сравнивают между собой значимость критериев, входящих в показатель комплексной оценки, используя процедуры ранжирования оцениваемого парного сравнения и последовательного сравнения.

Ранжирование заключается в упорядочении оцениваемых критериев в порядке уменьшения их значимости.

Оценивание заключается в назначении коэффициентов весомости критериев в соответствии с их значимостью.

Парное сравнение заключается в сравнении каждого критерия с каждым из всех остальных с целью возможного уточнения их ранжирования и (или) придания им соответствующего "веса".

Последовательное сравнение включает операции ранжирования, назначения критерию, стоящему первым в ранжированном ряду, наибольшего "веса" и количественное оценивание весов последующих критериев, сравнением их с первым. Согласно рекомендациям, сумма коэффициентов весомости должна быть равна 20, чтобы 5-балловые шкалы при любом количестве показателей трансформировались в 100-балловые и показатели можно было воспринимать в процентах от оптимального качества (эталона).

Реестр поставщиков направляется коммерческому директору или лицу, его замещающему для принятия решения.

При принятии решения о заключении договора предпочтение отдается поставщику с наивысшей оценкой, при наличии обоснованных замечании к данным:

- если общее количество баллов у поставщика более 75, то договор заключается;

- если общее количество баллов от 75до 50, то возможно заключение договора с некоторыми оговорками (проведение аудита, входного контроля и т.д.);

- если общее количество баллов менее 50, то договор не заключается.

Повторная оценка поставщика материала или комплектующего изделия проводится таким же образом ежегодно, при этом составляется новый реестр поставщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: