Задачи логистики

Этапы развития логистики.

Предпосылки развития логистики.

Цели и подзадачи логистики.

Шесть правил логистики.

1. Груз (нужный товар).

2. Качество (удовлетворение нас) – нужное качество.

3. Количество (в необходимом количестве).

4. Время (должен быть доставлен в нужное время).

5. Место (в нужное место).

6. Затраты (должны быть минимизированы).

Главная цель – это доставка продукции соответствующего качества, количества, точно в срок, при относительно малых затратах.

Главная цель логистики конкретизируется подцелями:

1. Создание эффективной системы контроля, раскрывающей не оптимизирующие процессы на основе комплексных сравнений, выгод, рисков, доходов, расходов и возможностей.

2. Создание функционально-согласованной и технологически- рациональной организационной структуры.

3. Создание эффективной системы управления оптимизацией материальной информации и других потоков.

1. Развитие конкуренции, вызванной переходом от рынка продавца к рынку покупателя.

2. Энергетический кризис 70-х годов. Предприниматели начали искать экономичные перевозки.

3. Возможность применения логистики обусловлено современными достижениями научно-технического прогресса.

1. 60-е годы. В это время происходило понимание 2-х ключевых положения:

1 положение: существуют потоки материалов в производстве, хранение и транспорт и они могут быть связаны единой системой управления.

2 положение: интеграция отдельных функций распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

2. Середина 80-х годов. Подключается производственное планирование, которое характеризуется быстрым ростом профессионализма планирования в области логистики, применением компьютеров, резким сокращением запасов, четким определением издержек.

3. Середина 90-х годов наблюдается органическая интеграция технологии, техники, экономики и управления различными потоками, достигается главная цель логистики: сквозное управление материальными финансами.

1. Сквозной контроль за потоками.

2. Разработка и совершенствование способов управления материальными потоками.

3. Многовариантное прогнозирование объема производства, перевозок, запасов.

4. Выявление несбалансированности.

5. Стандартизация качества.

6. Рациональное формирование хозяйственных связей.

7. Выявление центров возникновения потерь времени материальных и денежных ресурсов.

8. Оптимизация технической и технологической структуры, транспортно-складских комплексов.

9. Определение стратегии физического перемещения ресурсов.

10. Формализация текущих целей и параметров функционирования логистической системы.


Тема 3. Особенности учета издержек в логистике

Сквозной МП проходит через множество различных подразделений, но традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по отдельным функциональным областям, т.е. известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис.2, a). Это не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим процессам, формировать информацию о наиболее значимых затратах и о характере их взаимодействия друг с другом.

Рис. 2. Традиционный и логистический подходы к системе учета издержек

Например, для выполнения заказа клиента необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка, доставка, выставление счета. Т.е. расходы, связанные с процессом выполнения заказа, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях.

В отличие от традиционного подхода к учету издержек логистика предусматривает введение пооперационного учета издержек на всем пути движения МП. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить издержки на его выполнение. Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д. (рис. 2, b).

Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы ЛС, что иллюстрируется рис.3.

Рис. 3 Зависимость логистических издержек от качества работы ЛС

При повышении качества работы ЛС до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения издержек на 13%.

Таким образом, специфика учета издержек в логистике заключается:
во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат);
во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.

Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу ПР. Никакие правила или законы не требуют представлять учет затрат по процессам в финансовых отчетах. Различия финансовых отчетов и отчетов по логистическим издержкам представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение логистической и финансовой отчетности

Характеристика Отчет по логистическим издержкам Финансовый отчет
Пользователи Менеджмент компании Сторонние пользователи
Цели Оптимизация МП, потока услуг и сопутствующих потоков Контроль администрации, предоставление базы для налогообложения
Критерии качества Соответствие процессам, пригодность решений в области логистики Пригодность для аудита, соответствие инструкциям
Временной аспект Прошлое, настоящее и будущее Прошлое и настоящее
Структура и содержание Индивидуальные, подобранные к каждой конкретной компании, решениям, коммуникациям Нормированные законом и профессиональными организациями
Степень подробности Бóльшая Меньшая
Гласность Может содержать информацию, не разглашаемую сторонним организациям Содержит открытую для сторонних организаций информацию

Требования к системе учета логистических издержек:

1. Необходимо выделять затраты, возникающие в процессе реализации каждой логистической функции (см. рис. 2, а).

2. Необходимо вести учет издержек по логистическим процессам для выявления специфических издержек, связанных с одним процессом, но возникающих в разных подразделениях (см. рис. 2, b).

3. Необходимо формировать информацию о наиболее значимых затратах.

4. Необходимо формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

5. Необходимо определять изменения затрат, вызванных отказом от данного процесса.

6. В соответствии с принципом тотальных затрат недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявлять затраты всех участников ЛЦ и выяснять механизм их образования и взаимную обусловленность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.

2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 1995.-84с.

3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с.

4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 167с.

5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.

6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995.-35с.

7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 /СГТУ - Саратов, 1995. - 21 с.

8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. - М.: Машиностроение, 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: