Факторы возникновения риска

Понятие коммерческого риска. Классификация. Методы снижения коммерческого риска

Изменение и расторжение договора поставки товаров.

Согласно Гражданскому кодексу изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.

По требованию одной стороны договор может быть изменён или расторгнут только по решению суда:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом или договором.

Изменение, расторжение или продление срока действия договора оформляется дополнительным соглашением.

Договор конрактации -одна из особых разновидностей договора купли-продажи, предусмотренная ст. 535-538 ГК РФ. По Д. к. производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

К отношениям по Д. к. применяются общие правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях - о поставке товаров для государственных нужд. Наряду с ними ГК РФ предусматривает для Д. к. ряд особых норм, обусловленных спецификой сельскохозяйственного производства. Согласно ст. 536 ГК РФ, если иное не предусмотрено Д. к., заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В случае, когда такое принятие осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям Д.к. и переданной заготовителю в оговоренный с ним срок.

Коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском. Добиваясь наибольшей эффективности организации и осуществ­ления актов купли-продажи, коммерсант постоянно сталкивается с возможностью не только не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет.

Это может быть вызвано различны­ми причинами: и неблагоприятными природными условиями, и деятельностью конкурентов, и неумелыми действиями самого предпринимателя и др. Следовательно, возникает необходимость оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия.

Коммерческий риск – это понесение убытка или ущерба вследствие занятия коммерческой деятельностью.

Риски делятся на три большие группы: природно-климатические, политические и хозяйственные.

­ Природно-климатические риски связаны с прояв­лением стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п.

­ Политические риски связаны с политической ситуаци­ей в стране и деятельностью государства. К ним относятся:

- невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутри­политической ситуации в стране;

- национализация предприятий;

- конфискация товаров или предприятий;

- введение эмбарго, т.е. запрещение государством ввоза или вы­воза каких-либо товаров или валюты;

- изменение налоговой политики государства и т. п.

­ Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдель­ного предприятия. К ним относятся: риск случайной гибели иму­щества, риск невыполнения договорных обязательств, экономи­ческий, ценовой, маркетинговый, валютный, процентный, ин­фляционный, инвестиционный риски, а также риск неплатежеспособности и транспортный риск.

Риск случайной гибели имущества связан с возможной потерей имущества предприятия (зданий, сооружений, оборудования, за­пасов товаров и др.) в результате аварии, пожара, кражи, несоб­людения условий хранения, диверсии.

Риск невыполнения договорных обязательств определяется недо­бросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В со­временных условиях практически каждое коммерческое предпри­ятие сталкивается с проявлением этого вида риска.

Экономический риск возникает в результате нарушения хода экономической деятельности предприятия и недостижения заплани­рованных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли).

Ценовой риск — это один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени влияет на воз­можность потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производи­телей товаров, оптовых цен посреднических организаций, по­вышении цен и тарифов на услуги других организаций (напри­мер, на энергоносители, транспортные тарифы, арендная плата и т.п.), увеличении стоимости оборудования.

Маркетинговый риск представляет собой риск выбора ошибоч­ной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассорти­мента, неправильная оценка конкурентов и т.д.

Валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опас­ность валютных потерь, связанных с изменением курса одной ва­люты по отношению к другой.

Процентный риск состоит в непредвиденном изменении про­центной ставки по банковским вкладам и процентов, выплачива­емых предприятием за предоставленный кредит.

Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы будут быстрее обесцениваться, чем расти.

Инвестиционный риск характеризует возможность возникнове­ния непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестицион­ной деятельности предприятия (т.е. вложения капитала в созда­ние других предприятий, расширение или переоснащение соб­ственного предприятия или в покупку ценных бумаг).

Риск неплатежеспособности представляет собой риск оказаться в ситуации, когда предприятие будет не в состоянии расплачи­ваться по своим обязательствам. Причиной его возникновения может стать неправильное планирование сроков и величины по­ступления и расходования денежных средств. По своим финансо­вым последствиям этот риск может вызвать возбуждение дела о банкротстве, поэтому его также относят к наиболее опасным.

Транспортный риск — это риск потери или порчи товаров во время их транспортировки.

Кроме перечисленных существуют и другие виды хозяйствен­ных рисков, но их последствия не так опасны для деятельности предприятия. К ним относятся: риск потери товаров в магазинах, связанный с хищениями со стороны покупателей; риск приостановки деловой активности предприятия; потери товаров в результате нарушения сроков и условий хранения; поддел­ки финансовых документов сотрудниками и др.




double arrow
Сейчас читают про: