Понятие коммерческого риска. Классификация. Методы снижения коммерческого риска
Изменение и расторжение договора поставки товаров.
Согласно Гражданскому кодексу изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
По требованию одной стороны договор может быть изменён или расторгнут только по решению суда:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом или договором.
Изменение, расторжение или продление срока действия договора оформляется дополнительным соглашением.
Договор конрактации -одна из особых разновидностей договора купли-продажи, предусмотренная ст. 535-538 ГК РФ. По Д. к. производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
К отношениям по Д. к. применяются общие правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях - о поставке товаров для государственных нужд. Наряду с ними ГК РФ предусматривает для Д. к. ряд особых норм, обусловленных спецификой сельскохозяйственного производства. Согласно ст. 536 ГК РФ, если иное не предусмотрено Д. к., заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В случае, когда такое принятие осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям Д.к. и переданной заготовителю в оговоренный с ним срок.
Коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском. Добиваясь наибольшей эффективности организации и осуществления актов купли-продажи, коммерсант постоянно сталкивается с возможностью не только не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет.
Это может быть вызвано различными причинами: и неблагоприятными природными условиями, и деятельностью конкурентов, и неумелыми действиями самого предпринимателя и др. Следовательно, возникает необходимость оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия.
Коммерческий риск – это понесение убытка или ущерба вследствие занятия коммерческой деятельностью.
Риски делятся на три большие группы: природно-климатические, политические и хозяйственные.
Природно-климатические риски связаны с проявлением стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п.
Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. К ним относятся:
- невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране;
- национализация предприятий;
- конфискация товаров или предприятий;
- введение эмбарго, т.е. запрещение государством ввоза или вывоза каких-либо товаров или валюты;
- изменение налоговой политики государства и т. п.
Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся: риск случайной гибели имущества, риск невыполнения договорных обязательств, экономический, ценовой, маркетинговый, валютный, процентный, инфляционный, инвестиционный риски, а также риск неплатежеспособности и транспортный риск.
Риск случайной гибели имущества связан с возможной потерей имущества предприятия (зданий, сооружений, оборудования, запасов товаров и др.) в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии.
Риск невыполнения договорных обязательств определяется недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предприятие сталкивается с проявлением этого вида риска.
Экономический риск возникает в результате нарушения хода экономической деятельности предприятия и недостижения запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли).
Ценовой риск — это один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени влияет на возможность потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических организаций, повышении цен и тарифов на услуги других организаций (например, на энергоносители, транспортные тарифы, арендная плата и т.п.), увеличении стоимости оборудования.
Маркетинговый риск представляет собой риск выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д.
Валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой.
Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки по банковским вкладам и процентов, выплачиваемых предприятием за предоставленный кредит.
Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы будут быстрее обесцениваться, чем расти.
Инвестиционный риск характеризует возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия (т.е. вложения капитала в создание других предприятий, расширение или переоснащение собственного предприятия или в покупку ценных бумаг).
Риск неплатежеспособности представляет собой риск оказаться в ситуации, когда предприятие будет не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам. Причиной его возникновения может стать неправильное планирование сроков и величины поступления и расходования денежных средств. По своим финансовым последствиям этот риск может вызвать возбуждение дела о банкротстве, поэтому его также относят к наиболее опасным.
Транспортный риск — это риск потери или порчи товаров во время их транспортировки.
Кроме перечисленных существуют и другие виды хозяйственных рисков, но их последствия не так опасны для деятельности предприятия. К ним относятся: риск потери товаров в магазинах, связанный с хищениями со стороны покупателей; риск приостановки деловой активности предприятия; потери товаров в результате нарушения сроков и условий хранения; подделки финансовых документов сотрудниками и др.






