Введение. В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России

В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны. На смену политической и псевдосоцнальной подоплеке принятия решений экономического характера, имевшей место в нашей стране в годы централизованного планирования и управления, пришел здоровый прагматизм, выражающийся в оценке, прежде всего экономической целесообразности подобных решений. Иными словами, имевший место в системе {политика <=> экономика} очевидный перекос в сторону первого элемента, подразумевавший его неоспоримую доминанту, постепенно нивелируется.

Происходит реструктуризация экономики, все большее число предприятий становятся реально самостоятельными, финансовые результаты и экономическая оправданность и эффективность все чаще выступают основными критериями при принятии управленческих решений в системах любого уровня. Этим обусловливается стремительный рост значимости прикладных экономических наук — бухгалтерского учета, финансов предприятий, менеджмента, маркетинга и др.

Одновременно происходит и определенная переоценка ценностей в фундаментальных экономических науках, проявляющаяся, прежде всего в принятии и адаптации ключевых положений микро- и макроэкономики, неоклассической теории финансов, теории современного институционализма.

Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства. Именно в этой сфере в нашей стране в ее послереволюционном развитии наблюдались весьма существенные отклонения от общемировой тенденции.

Если в так называемом западном мире в послевоенные годы окончательно сформировалась и получила исключительно мощное развитие неоклассическая теория финансов, то СССР на, многие десятилетия, по сути, застыл в рамках ее предшественницы — классической теории финансов, которая была достаточно удобной и адаптируемой к реалиям централизованного управления экономикой. Напомним, что эта теория, сформировавшаяся во второй половине XVIII в. благодаря усилиям немецких ученых-камералистов, представляла собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению государственного хозяйства. Поскольку практически все предприятия, средства и ресурсы в СССР находились в собственности государства, подобный подход был совершенно оправданным.

Тем временем в мировой экономике происходило неуклонное смещение приоритетов в сторону финансов частного сектора, которое стремительно ускорилось во второй половине XX в. и в научном плане оформилось в так называемую неоклассическую теорию финансов, делающую упор на финансы частного сектора, в частности на такую их организацию, которая позволяла бы с помощью рыночных механизмов осуществлять свободные переливы капитала из одной сферы экономики в другую.

Осознание неизбежности принятия концепций неоклассической теории финансов и распространения их в среде ученых и практиков с необходимостью потребовало изменения содержательного наполнения блока финансовых дисциплин, традиционно преподававшихся в отечественных университетах. Уход от государственного монополизма и единоначалия в финансовой сфере привел, по крайней мере, к двум существенным переменам.

Во-первых, коренным образом изменилось содержание дисциплины «Финансы», — если ранее она понималась исключительно как государственные финансы, то ныне ее предмет расширился до финансов предприятий, страховых организаций, домашних хозяйств, финансовых рынков и др. Во-вторых, появились принципиально новые дисциплины, не существовавшие ранее ввиду отсутствия предмета исследования, как-то: финансовый менеджмент, финансовые рынки и институты, финансовые риски, портфельные инвестиции и др.

В нашей стране все большее значение приобретает всемирная компьютеризация, ежедневно ведется разработка множества различных программ, среди них немалую долю занимают обучающие программы. Они позволяют проводить дистанционное, индивидуальное и традиционное обучение.

В связи с этим в качестве объекта дипломной работы выбрано создание электронного учебного пособия по дисциплине «Финансы».

Цель изучения дисциплины состоит в формировании у студентов представления о теоретических основах и принципах создания и совершенствования знаний о финансах а так же умения использовать полученные знания для последующего успешного освоения образовательной программы по данному направлению.

Цель дипломной работы: разработать материал, который способен помочь освоить предмет в процессе самостоятельной работы на персональном компьютере.

Для выполнения цели дипломной работы были поставлены определенные задачи:

1) отобрать и систематизировать материал из учебных литературных источников;

2) структурировать материал для электронного учебного пособия;

3) разработать практические работы;

4) разработать тест для проверки знаний;

5) создать электронное учебное пособие;

6) разработать методику работы с пособием.

Учебное пособие предназначено для студентов экономического отделения, изложенный в учебном пособии теоретический и практический материал, окажет реальную помощь при овладении знаниями общих основ финансов, бюджетной системы страны, государственных и муниципальных финансов или кредитов, а также разработки мероприятий по повышению эффективности жизнедеятельности организации.

Указанные цели и задачи определили структуру работы и логику изложения материала.

На основе теоретического материала литературных источников в первой главе дипломной работы, раскрыты и описаны содержание дисциплины, ее сущность; предмет, цели, задачи и методы, рассмотрены виды финансов. Представлены и описаны содержание и значение финансовой политики. Исследованы и описаны дискуссионные вопросы сущности финансовой системы. Рассмотрено влияние организационно-правовых форм хозяйствования и отраслевых особенностей на организацию финансов, а также финансы и глобализация экономики.

Во второй главе на основе материала дополнительных литературных источников и методических указаний приведена разработка электронного учебного пособия. На основе материалов литературных источников практикумов по теории организации разработаны практические задания и приведены их решения, представлен разработанный тест контроля результатов изучения данной дисциплины.

Представлены описание программного средства, с помощью которого создано пособие, структура пособия, инструкция по его использованию.

В третьем разделе рассчитана оценка экономической эффективности разработки компьютерной программы в дипломной работе.

В четвертой главе на основе дополнительных литературных источников по безопасности жизнедеятельности изложены требования безопасности при работе на персональном компьютере.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: