Концептуальные основы финансового менеджмента. Финансовый менеджмент – это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта

Финансовый менеджмент – это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию стратегических целей и тактических задач.

Финансовый менеджмент как наука базируется на фундаментальных концепциях, служащих его методологической основой.

Концепция – это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, выражающих ключевую идею для их освещения.

К фундаментальным (базовым) концепциям финансового менеджмента принято относить:

Концепция денежного потока. Организация представляет собой совокупность чередующихся притоков и оттоков денежных средств. В основе данной концепции лежит предпосылка того, что любая финансовая операция может быть представлена в виде денежного потока.

Концепция временной ценности. Согласно данной концепции денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через определенное время, не равноценны. Неравноценность определяется тремя основными факторами: инфляция (обесценение денег – денежная единица, полученная позднее, имеет меньшую покупательную способность), риск неполучения ожидаемой суммы, оборачиваемость (по сравнению с суммой, полученной в будущем, та же сумма денежных средств, имеющаяся в наличии в данный момент времени, может быть вложена и принесет дополнительный доход).

Концепция компромисса между риском и доходностью. Получение дохода чаще всего сопряжено с риском, причем связь между доходом и риском прямо пропорциональна. При оценке результатов хозяйственной деятельности необходимо детально анализировать риски, связанные с ее осуществлением, а также разрабатывать адекватные мероприятия по их минимизации. В любом случае, в рамках финансового менеджмента всегда необходимо стремиться к достижению разумного компромисса между доходностью и риском.

Концепция стоимости капитала. Практически не существует бесплатных источников финансирования, причем мобилизация и обслуживание того или иного источника финансовых ресурсов обходится для компании не одинаково.

Концепция эффективности рынка капитала. В условиях рыночной экономки большинство компаний в той или иной степени связаны с рынком капитала. Эффективность рынка капитала связана со следующими утверждениями: 1) уровень насыщенности рынка релевантной информацией является существенным фактором ценообразования на данном рынке; 2) рынок капитала как основной источник дополнительного финансирования компании в информационном плане не является абсолютно эффективным.

Концепция ассиметричности информации. Отдельные категории лиц могут владеть информацией, которая недоступна всем участникам рынка.

Концепция агентских отношений. По отношению к любой компании всегда можно обособить группы лиц, заинтересованных в ее деятельности, но интересы которых, как правило, не совпадают, что приводит к конфликту интересов.

Большинству крупных организаций присущ разрыв между функцией владения и функцией управления. В тех случаях, когда некоторое лицо (группа лиц) нанимает другое лицо для выполнения некоторых работ и наделяет нанятых определенными полномочиями, возникают так называемые агентские отношения. Однако интересы владельцев и управляющих не всегда совпадают. Собственники предприятия пытаются ограничить возможность нежелательных действий управляющих и при этом несут определенные издержки, которые называются агентскими.

Концепция альтернативных затрат. Принятие любого управленческого решения практически всегда связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход. Альтернативные затраты, называемые также ценой упущенных возможностей, представляют собой доход, который могла бы получать компания если бы предпочло иной вариант использования имеющихся у нее ресурсов.

Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Компания, однажды возникнув, будет существовать бесконечно долго, у нее нет намерения внезапно свернуть свою работу.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое предприятие и его основные признаки?

2. Дайте определение категории «Финансы предприятий».

3. Назовите финансовые отношения, определяющие содержание финансов предприятий.

4. Каковы основные функции финансов организаций?

5. Назовите основные принципы организации финансов предприятий.

6. Дайте определение понятию «финансовые ресурсы» и охарактеризуйте их структуру.

7. Охарактеризуйте финансовый механизм предприятия.

8. Какие факторы оказывают влияние на организацию и структуру финансовых служб предприятия?

9. Дайте характеристику фундаментальных концепций финансового менеджмента.

10. Приведите примеры возможных конфликтов интересов и способы их преодоления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: