Доходы организации и их классификация
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. № 32н, д оходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
- суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
- поступления по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
- суммы, полученные в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- авансы в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
- суммы полученных задатков;
- суммы полученных залогов, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
|
|
- суммы, полученные в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Следовательно, под доходами организации следует понимать часть поступлений денежных средств и иного имущества, которая:
- поступает на безвозвратной основе;
- становится собственностью организации;
- не связана с увеличением имущества за счет вкладов участников или собственников предприятия;
- включается в финансовую отчетность предприятия «Отчет о прибылях и убытках» и подлежит включению в налогооблагаемую прибыль.
Доходы организациив зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются:
1. Доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
Разделяют выручку, которая формируется в бухгалтерском учете и выручку, формируемую в целях налогообложения. Эти два понятия, как правило, не совпадают по величине и по своему экономическому содержанию.
В бухгалтерском учете выручка всегда устанавливается по отгрузке продукции и по предъявлению покупателю расчетных документов.
В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ (ст. 271, 273) выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения рассчитывают одним из следующих методов:
|
|
1) метод начисления – по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов; т.е. в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
2) кассовый метод – по поступлению денежных средств на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению денежных средств в кассу предприятия.
Организация имеет право использовать кассовый метод, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.
Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике.
2. Прочие доходы, в том числе:
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (когда это не является предметом деятельности организации);
- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
- проценты, полученные организацией за предоставление в пользование денежных средств, а также проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете организации в этом банке;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения (принимаются к учету по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету);
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- сумма дооценки активов;
- поступления, возникающие как следствие чрезвычайных обстоятельств: стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической науке.
Прибыль предприятия можно рассматривать с нескольких сторон:
- как экономическую категорию;
- как форму денежных накоплений;
- как результат деятельности предприятия;
- как источник финансирования развития предприятия;
- как критерий оптимизации текущих затрат;
- как критерий выбора инвестиционных проектов.
Как экономическая категория прибыль – эточистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль – это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.
Прибыль = Доходы – Расходы
Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях,среди которых можно выделить следующие:
1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т. е. прибыль является показателем эффективности деятельности организации.
2. Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам.
3. Прибыль является источником формирования доходов бюджетов. Таким образом, прибыль является источником формирования финансовых ресурсов предприятия и государства, источником расширенного воспроизводства не только в рамках предприятия, но и в масштабе всего общества, фактором экономического и социального развития государства в целом.
|
|
Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Этоозначает:
- получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
- обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
- обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;
- получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;
- обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.
В хозяйственной практике прибылью считается превышение общей суммы доходов от реализации и прочих доходов в действующих ценах (без НДС и акцизов) над общей суммой расходов по обычным видам деятельности и прочих расходов.
Основные показатели финансовых результатов представлены в «Отчете о прибылях и убытках».
Выручка (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | |
– | Себестоимость продаж |
= | Валовая прибыль |
– | Коммерческие расходы |
– | Управленческие расходы |
= | Прибыль (убыток) от продаж |
+ | Прочие доходы |
– | Прочие расходы |
= | Прибыль (убыток) до налогообложения |
– | Текущий налог на прибыль |
± | Отложенные налоговые активы |
± | Отложенные налоговые обязательства |
= | Чистая прибыль (убыток) |
Валовая прибыль – это разность между выручкой и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. Валовая прибыль является показателем эффективности собственно производства (строительства, торговли).
Прибыль (убыток) от продаж –это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
|
|
Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы от продажи основных средств и т.п.), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, штрафы, неустойки, расходы на создание резервов и т.п.). Показатель прибыли (убытка) до налогообложения – это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.
Чистая прибыль (убыток) – это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период.
Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода. Данный вид прибыли отражается в «Бухгалтерском балансе» по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию, организации. Так, для собственников основным показателем является чистая прибыль.С позиций интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до налогообложения как база для расчета налога на прибыль.
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование государственных доходов. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающийся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, производится на основании внутренних положений, в том числе устава и учредительного договора. Чистая прибыль организации по итогам отчетного периода может быть направлена на отчисления в резервный капитал, а также на выплату доходов учредителям и дивидендов акционерам.
Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. В связи с этим анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение как для самого предприятия в целом, так и для разных групп лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Так, для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из важнейших источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в себя:
1) горизонтальный анализ – изучение изменений по каждому показателю за анализируемый период;
2) вертикальный анализ – анализ структуры показателей прибыли и их структурной динамики;
3) факторный анализ – выявление источников и факторов роста прибыли и их количественную оценку;
4)оценку динамики показателей рентабельности.
Пример. Формирование прибыли от продажи товаров, продукции, работ, услуг и факторы, ее определяющие.
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год | Изменения | |||
в тыс. руб. | % | в тыс. руб. | % | в тыс. руб. | в % | |
Выручка | 45,95 | |||||
Себестоимость продаж | 77,52 | 74,51 | 40,29 | |||
Валовая прибыль | 22,48 | 25,49 | 65,45 | |||
Коммерческие расходы | 6,41 | 4,94 | 12,36 | |||
Управленческие расходы | 6,66 | 8,14 | 78,48 | |||
Прибыль (убыток) от продаж | 9,41 | 12,41 | 92,4 |
На основе горизонтального и вертикального анализа можно сделать следующие выводы. В отчетном периоде при росте выручки на 45,94% прибыль от продаж выросла на 92,4% и составила 28 093 тыс. руб. Положительным моментом является тот факт, что темпы прироста выручки (45,94%) значительно опережали темпы прироста себестоимости проданных товаров (40,29%) и коммерческих расходов (12,36%). В отчетном году наблюдается повышение рентабельности продаж, так если в предыдущем году с одного рубля выручки организация получала около 9 коп. прибыли, то в отчетном году этот показатель увеличился до 12 коп. Однако, несмотря на то, что доля себестоимости в выручке сокращается с 77,52% до 74,51% она остается крайне высокой, что негативно сказывается на финансовых результатах предприятия. Более детального анализа требует эффективность управленческих расходов, прирост которых в отчетном году составил 65,45%, а доля в выручке увеличилась с 6,66% до 8,14%.
Факторный анализ. Определим влияние каждого из факторов на сумму прибыли от продаж, используя следующие формулы.
1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продаж:
где Ппр – прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения выручки от продажи продукции, тыс. руб.;
Ппб – прибыль от продаж предыдущего года, тыс. руб.
Ир – индекс изменения выручки от продаж, определяемый отношением выручки от продажи отчетного года (Во) к выручке от продаж предыдущего года (Вб) по формуле:
Ир = Во / Вб.
Отсюда Ппр = 14601 * ((226390: 155117) – 1) = 14601* (1,4595 – 1) = 6708,85 тыс. руб.
2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продаж:
где Сб, Со – себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, тыс. руб.
Ппс = 120 241 * 1,4595 – 168 689 = 6800,21 тыс. руб.
3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продаж:
где УРб и УРо – управленческие расходы предыдущего и отчетного года соответственно, тыс. руб.
Ппур = 10325*1,4595 – 18428= – 3358,88 тыс. руб.
4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продаж:
где КРб и КРо – коммерческие расходы предыдущего и отчетного года соответственно, тыс. руб.
Ппкр= 9950 * 1,4595 –11 180 = 3341,82 тыс. руб.
В итоге сумма факторных изменений дает общее изменение прибыли от продаж продукции за анализируемый период:
Пп = Ппр + Ппс + Ппур + Ппкр = 6708,85 тыс. + 6800,21 тыс. – 3358,88 тыс. + 3341,82 тыс. = 13492 тыс. руб.