Понятие, сущность и признаки права 1 страница

Виды социальных норм.

Правосознание, его структура и виды.

1. Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных и санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Право есть разновидность социальных норм. В обществе существует множество социальных норм. Они классифицированы по трем основаниям. I основание: по сфере регулирования общественных отношений, которые, в свою очередь, подразделяются на: а) нормы права – общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством; б) нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственным представлением людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения или внутренними убеждениями человека. Например, подаяние; в) нормы обычаев – правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему они закрепились как устойчивые нормы. Например, кровная месть; г) нормы традиций – исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев. Например: обмен кольцами; д) политические нормы – это общие правила поведения, которые регулируют отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства (гл. 3. Федеративное устройство. Конституция РФ); е) экономические нормы представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ. (Конституция РФ, ст. 8. Гарантия единства экономического пространства – то есть государство обеспечивает свободу экономической деятельности, провозглашая равенство всех форм собственности); ж) нормы общественных организаций – правила поведения, регулирующие общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций. II основание: по способу образования социальные нормы подразделяются на стихийно образовавшиеся (например, нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (Конституция РФ 1993 г., принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). III основание: по способу закрепления правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев передаются из поколения в поколение устно. В отличие от них правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т.д.). Признаки права: 1. Общеобязательность. Право является единственной системой общеобязательных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. 2. Формальная определенность. Этот признак указывает на то, что, во-первых, правовые нормы это не мысли, а представляют собой реальность, воплощенную в правовых актах; во-вторых, способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей; в-третьих, только государство может устанавливать правовые нормы в официальных юридических актах (законах, указах), которые являются единственным источником юридических норм. 3. Обеспеченность исполнения принуждением и силой государства. Если предписания не выполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их воплощения. Например, нарушение запретов уголовного права влечет применение уголовной ответственности к преступнику. 4. Многократность применения. Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное число случаев. Например, положения Конституции США 1787 г. до сих пор успешно регулируют правовые отношения в развитой индустриальной стране. 5. Справедливость содержания юридических норм. Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан и утверждать господство принципов справедливости в обществе. Никто не может быть привлечен к ответственности без вины, а каждый невиновный должен быть освобожден. По своей сущности право представляет собой нормативно установленную и возведенную в закон государственную волю, в которой выражается мера свободы и ответственности в обществе. Определяется право социально-экономическими, духовными, нравственными условиями жизни данного общества. Право отличается от иных социальных явлений и социальных норм рядом специфических признаков. По своему внутреннему строению оно состоит из норм, то есть правил поведения и предписаний общего характера, которые в пределах страны составляют единую систему. Особенности права, действующего в том или ином государстве, не могут быть выведены из содержания одной только, отдельно взятой правовой нормы. Содержание и принципы права, закономерности его развития могут быть обнаружены лишь путем анализа всей системы права в целом. Правовые нормы обязательны для исполнения всеми, кто попадает в сферу их действия независимо от субъективного отношения к данным нормам тех или иных лиц. Право неразрывно связано с государством. Правовые нормы устанавливаются государством и гарантируются им. Возможность применения принудительной силы государства является специфическим признаком права. Глубокий смысл вкладывается в понятие как возведенной в закон государственной воли. Во-первых, это означает безусловность, категоричность, непререкаемость государственной воли. Во-вторых, государственная воля вовне принимает форму законов, иных нормативных актов либо других источников права. В последних выражается формальная определенность права, которая означает также четкое, точное указание в правовых нормах на права и обязанности субъектов, правовые последствия их несоблюдения, обстоятельства, при наступлении которых начинают действовать правовые нормы. По своему социальному назначению и функциям право выступает регулятором общественных отношений. В этом качестве право, во-первых, закрепляет общественные отношения, во-вторых, способствует их развитию, в-третьих, вытесняет чуждые данному обществу отношения. Таким образом, право – это социально обусловленная мера свободы и ответственности в обществе, выраженная в системе общеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством норм, выступающих в роли регулятора общественных отношений.
 
Соотношение права и государства
Общество и государство могут нормально функционировать при условии упорядоченности общественных отношений, следования общественной дисциплине. Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право. Вопрос о понятии права – дискуссионный. Существуют различные определения права, которые давали и дают представители разных направлений юриспруденции. Представители теории естественного права, одной из наиболее старых теорий, исходят из того, что право содержит в себе абсолютные, неизменные начала справедливости, что оно исходит от самой природы, естественное право как бы противопоставляется тому, которое действует в данном государстве в виде системы юридических норм (так называемому позитивному праву). Таким образом, естественное право представляет собой некий идеал, к достижению которого должна быть направлена правотворческая деятельность государства. Историческая школа права считает, что право развивается органически: подобно зерну, брошенному в землю, оно зреет в народном сознании и проявляется в виде обычаев и законов. Право исходит не от природы: оно таково, каким его делает историческая жизнь данного народа. Психологическая школа права объясняет возникновение и действие права не социально-экономическими условиями жизни общества, а психологией личности (группы лиц). Право рассматривается как продукт психологических установок, переживаний, институтов. Марксистско-ленинская теория права особый акцент делала и делает на классовой сущности права – воле господствующего класса, возведенной в закон. Существуют и иные подходы к определению права, пониманию его природы как социального явления. Широкое распространение в нашей литературе получило следующее определение. Право представляет собой совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой. При этом надо иметь в виду, что в юридической науке понятие "право" используется в двух значениях: а) объективное право, или право в объективном смысле. Право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм, представляет собой объективное право; б) субъективное право, или право в субъективном смысле. Субъективное право, или, иначе, "право субъекта", – это право, принадлежащее конкретному лицу (например, право собственности человека на определенную вещь). Субъективное право юридически обеспечивает свободу лица, возможность того или иного поведения, возможность проявлять самостоятельность и инициативу. Например, право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ), дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, свободно объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Принятие или вступление гражданина в члены организации осуществляется на добровольных началах. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Большинство ученых едины в том, что главное в субъективном праве – возможность самостоятельно действовать, самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения. Вместе с тем ряд исследователей полагает, что данную характеристику субъективного права следует дополнить, например, указанием на возможность пользования определенным социальным благом, возможность требовать соответствующего поведения от других (обязательных) лиц, а также на возможность субъекта прибегать в тех или иных делах к содействию государственных органов. Однако эти добавления лишь подчеркивают то главное, что характеризует субъективное право: субъективное право – это возможность действовать в рамках закона, возможность избирать вид и меру своего поведения. Если субъективное право означает возможность выбора того или иного правомерного поведения, то возлагаемая на гражданина юридическая обязанность предполагает должное (необходимое) поведение, устанавливаемое законодательством и обеспечиваемое государством. Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, не нарушать права и свободы других лиц. Право, как и государство, есть продукт развития общества на определенном этапе. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем: 1. Право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство – это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения (юридических норм). Право – результат правотворческой деятельности государства, соответствующих компетентных органов (парламента, правительства и т.д.). Нормы поведения становятся общеобязательными, юридическими нормами, коль скоро они устанавливаются (либо санкционируются) государством. Правотворчество выступает одновременно основной формой осуществления государственной власти. 2. Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других (например, нравственность) социальных норм, действующих в обществе. 3. Не только право нуждается в государстве, но и государство – в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право. Так, законодательного, правового закрепления требует организация и деятельность государственного аппарата. Речь идет об оптимизации системы государственных органов, определении основных направлений и принципов их деятельности, компетенции. Все это – важное условие, компонент режима законности в обществе, исключающее произвол государственных органов, основа для взаимоотношений должностных лиц и граждан.
Соотношение права и морали
В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью, охватывающей нравственные ценности общества. Право и мораль характеризуются как единством, так и различием. Их единство заключается в следующем. Право и мораль в конечном счете определяются экономическим базисом общества. Разумеется, такая обусловленность не прямолинейна, ибо на право и мораль оказывают мощное влияние различные факторы: географический, политический, этический и т.п. И тем не менее способ производства – это та внутренняя основа, на которой покоятся мораль и право. Поэтому выяснение их природы, социальной значимости и роли в жизни общества предполагает прежде всего понимание тех экономических отношений, в которых коренится источник их возникновения и существования. Если речь, например, идет о феодальном праве и нравственных ценностях, господствующих в феодальном обществе, то их понимание основывается на постижении экономической основы этого общества. Единство права и морали в цивилизованном обществе сводится к утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их становлению и упрочению. И хотя реализуется ими это по-разному (мораль убеждает, право же принуждает), тем не менее они преследуют общую цель. Их различие сводится к следующему. Они прежде всего различаются по способу существования. Нормы права содержатся в законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях, кодексах, уставах, приказах и других правовых предписаниях органов государства. Нравственные нормы передаются из поколения в поколение в виде общепринятых представлений о добре, зле, о благородстве, безнравственности и т.д. и существуют в сознании людей либо находят воплощение в произведениях искусства. Моральные нормы отличаются от правовых и по сфере действия. Они охватывают гораздо более широкую область отношений, нежели правовые нормы. Так, всякое нарушение норм права является одновременно аморальным поступком, но не всякое посягательство на моральные нормы является непременно противоправным. Более того, многие нормы права наполнены нравственным содержанием, что также свидетельствует о более широкой сфере действия моральных норм. Так, например, подобным совмещением характеризуется статья 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство призвано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. С принципом гуманизма связаны и многие нормы уголовного права. Таковой будет, например, норма права, предусматривающая уголовную ответственность за неоказание помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути. Можно привести много и других примеров из различных отраслей действующего законодательства, в которых содержатся нормы права, основанные на моральных ценностях общества. По способу привлечения к ответственности нормы права также обнаруживают свою особенность. Их нарушение предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Например, уголовно – процессуальное законодательство содержит нормы права, регламентирующие процедуру привлечения лица, совершившего преступление, к ответственности. Они закрепляют порядок возбуждения уголовного дела, указывают поводы и основания такого возбуждения, инстанции, куда направляется уголовное дело и т.д. Нарушение же моральных норм подобного порядка привлечения к ответственности не предполагает. По способам обеспечения различие между моральными и правовыми нормами сводится к следующему. Если осуществление нравственных норм обеспечивается силой общественного мнения, то правовых норм – государственным принуждением, применяемым правоохранительными органами. По формам ответственности их различия заключаются в том, что нарушение норм морали влечет за собой применение общественного порицания, а норм права – штраф, лишение свободы, конфискацию имущества и т.п. Промежуточный вывод. Право и мораль имеют общие и отличительные черты. Сходство морали и права проявляется в том, что право и мораль представляют собой разновидности: 1. одного и того же общественного явления, то есть регулируют отношения в сфере единой системы социальных норм. 2. Имеют нормативное содержание, в силу чего регулируют поведение людей в обществе. 3. Основаны на общности социально-экономических интересов и культуры общества. Право и мораль отличаются друг от друга: 1. По времени возникновения. Исторически мораль возникла задолго до появления права и государства. 2. По способу образования. Так, нормы морали формируются на основе представления людей о добре и зле, чести, совести и т.п. и приобретают общее значение постепенно, по мере признания большинством членов общества. А правовые нормы устанавливаются государством. 3. По форме (источнику) выражения: моральные нормы не закрепляются в специальных актах. Они содержаться в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. Правовые нормы содержатся в официальных государственных актах(законах, указах), которые являются их единственным источником. 4. По степени детализации. Так, требования норм морали носят расплывчатый характер. Они представляют собой обобщенные правила поведения (будь честным, добрым, справедливым). Правовые нормы имеют строго определенное юридическое содержание. Они содержат в себе четкие определенные юридические понятия и категории. Например, в ГПК: средствами доказательства в гражданском процессе являются показания свидетелей, объяснения сторон, заключения эксперта, письменные и вещественные доказательства. 5. По способу охраны от нарушений. Осуществление требований морали не передается в государственно-властном принуждении. Их реализация обеспечивается внутренними нравственными убеждениями человека и средствами общественного мнения (осуждение, проклятие, одобрение). Результатом морального осуждения является чувство стыда и раскаяния. Обеспечение правовых норм требует применения мер юридической ответственности к правонарушителям. Результатом этих мер является ограничение в правах и страдание правонарушителя, вызванное применением к нему санкций закона. Несмотря на существенные различия, правовые и моральные нормы взаимодействуют между собой. Единство социальной сущности норм права и моральных убеждений образуют единый регулятор человеческих отношений в обществе. 1. При создании правовых норм требования нравственности учитываются правотворческими органами. Законодатель, осуществляя свою деятельность, руководствуется общепризнанными моральными принципами, ибо противоречие норм права справедливым моральным устоям ведет к падению авторитета права в обществе. Например, ложь – аморальное явление. Но существуют формы лжи, за которые законом предусмотрена уголовная ответственность: клевета, дача ложных показаний, подделка документов, мошенничество. 2. Мораль влияет на правотворческую деятельность. Так, справедливое, обоснованное и законное судебное решение о клевете, оскорблении, хулиганстве во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе. Поэтому законодательство РФ аморальное поведение не только морально осуждает, но и искореняет мерами государственного принуждения.
 
Соотношение права и правосознания
Во-первых, правосознание представляет духовную предпосылку правотворчества. Законы, указы и другие нормативные акты, издаваемые государственными органами и должностными лицами, являются продуктом сознательной деятельности людей. Прежде чем создать тот или иной нормативный акт, люди должны иметь ясное представление об общих целях и задачах правового регулирования, понимать необходимость его принятия, умело формулировать его текстуальное содержание. Все это предполагает профессиональное правосознание лиц, уполномоченных от имени общества осуществлять правотворчество. Во-вторых, правосознание составляет непосредственное содержание государственной воли общества, образующей сущность права. В-третьих, правосознание является исходной основой исполнения и соблюдения норм права в точном соответствии с их смыслом. Если нормативные акты отражают потребности общества и соответствуют его представлениям о справедливости и необходимости их создания, то, руководствуясь своим правосознанием, люди сообразовывают свое поведение с требованиями норм права. В-четвертых, правосознание представляет исходную основу правильного применения норм права уполномоченными на то должностными лицами и органами государства.
Правосознание, его структура и виды
Правосознание представляет собой прежде всего отношение между правом и сознанием. Но чтобы понять природу правосознания, надо рассмотреть право и сознание в отдельности. Но поскольку сущность права нами вскрыта, остается только выяснить содержание понятия сознания. Сознание – это осмысленное отражение в мозгу человека окружающего его мира. А всякое такое отражение представляет собой определенное знание. Поэтому знание является сердцевиной сознания. Знания людей выступают в двух формах – в виде чувственной (ощущения, восприятия и представления) и абстрактной (мышление). Ощущения, восприятия и представления как формы чувственного знания имеют дело только с внешним обликом предметов, явлений. Например, если я говорю: "этот стол черен, – то я говорю об этом единичном конкретном предмете”. Чернота есть простое представление. Короче говоря, они не вскрывают сущность явления, а отражают его как осязаемую реальность, как внешне существующую реальность. Напротив, на стадии мышления мы отделяем от вещи все несущественное, чисто внешнее и сосредоточиваем внимание только на ее существенных чертах. Таким образом, сознание существует в форме чувственного или, как его еще именуют, обыденного знания и в форме абстрактно-научного (мышления). После этих предварительных пояснений можно сформулировать определение правосознания. Правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, подобно тому как убеждения людей составляют сердцевину их поступков. Непоследовательностью отличается позиция тех, кто включает в правовую культуру всю правовую реальность: уровень развития права, законодательства, осведомленность о нем в обществе, состояние законности и правопорядка. В результате этого правосознание растворяется в правовой культуре. Но сторонникам такой позиции непременно хотелось сказать, в чем проявляется эта культура. И они сказали: "правовая культура гражданина проявляется в знании действующего законодательства". В итоге получилось, что правовая культура проявляется в своей составной части. Это все равно, что сказать, что книга проявляется в своих страницах.
 
Виды социальных норм
Под социальными нормами понимаются общие правила поведения людей, служащие регулятором определенной формы общественных отношений. Все они, так или иначе, находятся во взаимосвязанном единстве. К важнейшим социальным нормам принадлежат политические нормы. Они регулируют отношения между классами, социальными группами, нациями, этническими меньшинствами, связанными с осуществлением государственной власти, способом ее организации и назначением в обществе. Политические нормы, выраженные в нормативно-правовых актах, обретают характер правовых. Правовые нормы устанавливаются государством в лице своих органов и представляют собой общеобязательные правила поведения людей, выражающих государственную волю экономически господствующего класса или всего общества. Они устанавливают границы возможного или должного поведения людей, организаций, предприятий, органов государства. Нормы права обладают абстрактным характером, то есть лишены индивидуального содержания. Корпоративные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие взаимоотношения членов общественных организаций, объединений, массовых движений. Они выражены в их уставах, положениях, программах, решениях. Такие нормы обязательны только для членов указанных общественных формирований. Экономические нормы регулируют хозяйственные отношения, обеспечивают незыблемость разнообразных форм собственности, свободное предпринимательство и недопущение монополизма. Облекаемые в соответствующие нормативно-правовые акты, они также становятся нормами права. Технические нормы – это правила поведения, регулирующие отношения лиц к природе, технологическим процессам. Технические нормы обретают правовой характер, когда включаются в содержание юридических норм. Примером может служить норма уголовного права, предусматривающая уголовную ответственность должностного лица за нарушение правил по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда. Нормы морали регулируют отношения людей, связанные с их представлением и понятием о добре и зле, справедливости, чести, долге и другими нравственными ценностями. Нормы религии регулируют отношения между верующими в Бога, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и др.
Тема 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА 1.Источники права. Законы и подзаконные акты. Их юридическая характеристика. Конституция-Основной Закон РФ 2.Понятие, классификация нормативно-правовых актов по юридической силе и субъектам государственного творчества 3.Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц   Источники права. Законы и подзаконные акты. Их юридическая характеристика. Конституция – Основной Закон РФ Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения. Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения и закрепления правил поведения общего характера. Формирование таких правил поведения может осуществляться путем прямого установления государством в процессе его правотворческой деятельности в виде актов компетентных государственных органов либо путем санкционирования сложившихся правил, норм поведения, судебных решений и пр. К органам, осуществляющим нормотворческую деятельность, относятся, например, Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др. Следует особо подчеркнуть, что не любой государственный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой нормативный акт. Например, указы Президента о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и т.д. не есть источник права, хотя налицо их государственно-правовой характер. Они не могут выступать источниками права, ибо не содержат каких-либо общих правил, то есть юридических норм. Такие акты, разрешающие индивидуальные, конкретные дела, именуются индивидуальными. Издаются они всеми государственными органами, но, естественно, в пределах их компетенции (например, соответствующие структуры власти принимают решение о предоставлении гражданам жилой площади, о назначении пенсии и т.д.), но от этого источниками права не становятся. Мировой и исторический опыт свидетельствует, что возможно и иное решение: к источникам права в некоторых странах (например, в Великобритании) относятся не только нормативные акты в поясненном уже понимании, но и правовые обычаи, судебные, юридические прецеденты, нормативные договоры. Под правовым обычаем (обычным правом) следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Например, суды в дореволюционной России за недостатком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Обычное право не должно противоречить закону. Судебный прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение, по существу, становится нормой права, и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судебный прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, статья 5 Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положение об обычаях делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, и др. Нормативный договор – соглашение равноправных участников общественных отношений, предназначенных для определенного круга лиц в рамках одного или нескольких государств (например, межгосударственные договоры). 1. К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. В Российской Федерации согласно действующей Конституции законодательный орган РФ есть, как уже сказано, Федеральное Собрание – парламент России. Закон также может быть принят непосредственно народом – путем референдума (всенародного голосования). Так, Конституция РФ была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года. Законами регулируются наиболее значимые, важнейшие общественные отношения. Законы в Российской Федерации по своему значению (юридической силе) делятся (классификация ученых МГЮА) на: а) основные (это Конституция РФ, конституции республик в составе РФ); б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно статье 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ (перечень вопросов, относящихся к ведению РФ, содержится в статье 71 Конституции РФ). В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 70 Конституции РФ Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом; в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72 Конституции РФ). Федеральные законы, согласно статье 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным конституционным законам; г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Законы, уставы субъектов РФ (республик и др.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяют кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Уголовный кодекс РФ и др.) Законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами государства. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Они суть подзаконные акты. 2. Подзаконный акт, как акт правотворчества, основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. Все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распределения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на: 1. Общие. Нормативные предписания высших органов исполнительной власти. Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. Например: постановления правительства, нормативные указы президента. 2. Местные подзаконные акты. Издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах... Действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например: постановление местной администрации города. 3. Ведомственные подзаконные акты – разновидность правовых актов общего действия, которые распространяются на ограниченную, специальную сферу общественных отношений. Например: банковские, транспортные, правоохранительные органы издают приказы, инструкции. 4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются общественными организациями для разрешения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций. Например: уставы политических партий. Значительное место среди подзаконных актов как источников права занимают указы Президента Российской Федерации, хотя, как уже отмечалось выше, не все они могут быть таковыми. Источники права – это те указы Президента, которые содержат нормы права, то есть нормативы, и направлены на регулирование общественных отношений. К их числу относится, например, Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации". Нормы права могут содержаться также в различных постановлениях и иных актах, принимаемых палатами Федерального Собрания – Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 года "О совершенствовании деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации") и др. На территории субъектов Российской Федерации, кроме перечисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов РФ. Это постановления, распоряжения органов исполнительной власти краев, областей, другие правовые акты. К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года субъектами Российской Федерации (при этом надо иметь в виду, что в случае несоответствия положениям новой Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ), международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ. Кроме того, надо иметь в виду и то, что, согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ есть составная часть ее правовой системы. На значение общепризнанных норм международного права как источника права РФ указывает и статья 17 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, соответствующие Конституции РФ. Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период 13 – 20 вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта. Первой писаной конституцией (то есть представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 году и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 года. 1. Как Основной Закон государства и общества Конституция в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного и общественно-экономического строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. 2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. 3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов. 4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя. Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Согласно статье 135 Конституции РФ, положения главы 1 "Основы конституционного строя", главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" и главы 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции, и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России. Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации).  
Понятие, классификация нормативно-правовых актов по юридической силе и субъектам государственного творчества
При рассмотрении источников права было установлено, что существуют следующие источники, питающие появление и действие права: нормативно-правовые акты, обычаи, прецеденты, договоры. В зависимости от принадлежности к той или иной правовой семье роль и значение каждого из указанных источников либо уменьшается, либо увеличивается. В частности, в государствах континентальной правовой системы (романо-германской семьи) юридическая практика руководствуется в основном нормативно-правовыми актами. Поэтому нормативно-правовые акты нуждаются в более пристальном к ним внимании, особенно в тех странах, где им принадлежит роль ведущего источника права. Российская Федерация тоже относится к числу таких государств. Под нормативно-правовыми актами понимаются документы, принятые в установленном порядке уполномоченными на то государственными или иными компетентными органами, устанавливающие, изменяющие или отменяющие нормы права. Нормативно-правовые акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией в строго установленной форме. В процессе своей деятельности органы власти могут издавать правовые акты разного характера. Они могут иметь нормативный или ненормативный характер. К ненормативным актам относятся акты, не содержащие общих правил поведения, являющиеся актами однократного применения и относящиеся к индивидуально конкретным отношениям. Ненормативными являются индивидуальные правовые акты (например, приговор суда, указ о награждении орденом, приказ о приеме на работу и т.п.) и ненормативные акты общего характера (например, решение властного органа об амнистии, решение суда о разрешении строительства водохранилища, приказ о проведении учебного семинара на предприятии и т.п.). Если индивидуально-правовой акт имеет разовое значение и касается индивидуально определенных лиц, то это – ненормативный акт общего характера: хотя и исчерпывается однократным исполнением, но предназначен для реализации многими субъектами. Однако ненормативные правовые акты не являются источниками права, поэтому особое внимание следует уделить нормативно-правовым актам. В реальной практике встречается громадное многообразие нормативно-правовых актов. Их можно разделить на виды по признаку принадлежности к той или иной отрасли права, по субъекту их издания, по издающему их конкретному органу и др. Центральным и главным в классификации нормативно-правовых актов является их разделение по юридической силе. Юридическая сила указывает на место акта в иерархической структуре, его значение, роль и положение органа, издавшего акт, зависит от его конституционных полномочий и компетенции. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Высшая юридическая сила законов означает, что: -все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им, а в случае расхождения правового акта с законом действует последний; -законы могут исходить только со стороны специально уполномоченного на это органа законодательной власти; -законы регулируют наиболее важные для самосохранения общества и государства общественные отношения; -законы могут быть отменены или изменены только тем органом, который их издал, и никаким другим; -порядок подготовки и издания законов строго регламентирован и определяется только законами. Законы подразделяются на обыкновенные и конституционные. К конституционным законам относят Конституцию – основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий государственный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Помимо Конституции к конституционным законам относят федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией. В Конституции Российской Федерации 1993 года названо 14 таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в законодательном органе. К томе же на принятый конституционный закон (согласно ст. 108) не может быть наложено вето Президента. К обычным законам относят другие акты текущего законодательства, связанные с регулированием разнообразных общественных отношений. В частности, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, содержащие нормы соответствующих отраслей права, являются примерами обычных законов, хотя бы и "необычных" по большому объему. Основную часть обычных законов составляют так называемые текущие законы, к числу которых относят законы федеральные и законы субъектов Федерации. Если федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации, то законы отдельных субъектов не могут распространять свое действие за их пределы. Так, помимо федерального Закона "О языках народов РСФСР", в ряде республик, входящих в Российскую Федерацию, имеются свои законы о языках, но в случае их расхождения с законом Российской Федерации действует федеральный закон. Подзаконные нормативно-правовые акты – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм. Подзаконные акты также могут быть подразделены на виды по юридической силе. Обычно выделяют следующие виды подзаконных актов: – указы и распоряжения Президента; – постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства по вопросам, отнесенным к его компетенции; – акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов; – акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений; – локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации. Практическое использование нормативно-правовых актов выдвигает на первый план вопрос о действии нормативно-правовых актов. В противном случае не будет ясности относительно пределов границ их действия. Нормативные акты имеют временные, пространственные, предметные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено моментом вступления его в силу и моментом утраты им силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других правовых актов. В частности, в Российской Федерации федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в официальных изданиях: "Российской газете" и "Собрании законодательства РФ". Они публикуются в этих изданиях в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если законом или актом законодательного органа не установлен другой порядок вступления их в силу. Прекращение действия нормативных актов во времени происходит следующими способами: – указанием срока, в течение которого акт будет действовать, при отсутствии продления его действия на новый срок; – отменой данного акта; – заменой данного акта другим. Следует отметить, что вновь принятый нормативный акт может распространять свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в силу, только в виде исключения. Это так называемая обратная сила закона. Обратная сила закона придается только законодателем, поскольку произвол в этом деле мог бы привести к противоречащим духу права последствиям. Действие нормативного акта в пространстве связывается с их распространением на определенную территорию – государственную территорию. Под последней понимается сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ним, недра, а также территория демократических представительств за рубежом, военные и торговые суда, воздушные, космические летательные аппараты. Территориальные пределы действия нормативных актов являют юрисдикцию государства. Законодательство других государств применяется на территории данного государства постольку, поскольку оно само это допускает в форме конкретных отношений с зарубежными государствами или в форме признания. Международные договоры регулируют действие законодательства одного государства за пределами его территории; особенно это имеет значение в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств. Предметное действие права означает регулирование строго определенных общественных отношений. Имеется в виду, что нормы одной отрасли права не могут распространять свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права. Например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных отношений, не имеют силы для регулирования отношений между органами государственного управления, то есть если первые регулируются нормами гражданского права, то вторые – нормами административного права. Субъективное действие права или действие по кругу лиц означает распространение требований норм на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Однако из указанного правила есть три исключения. Первое относится к главам государств, правительств, сотрудникам дипломатических и консульских представительств и некоторым иностранным гражданам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, и к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. Второе относится к проживающим на территории государства иностранным лицам, лицам без гражданства, которые хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, но в некоторых правоотношениях не могут быть носителями прав. Эти изъятия связаны с избирательным правом, избранием в органы государственной власти, в судьи, с принятием на службу в вооруженные силы и органы внутренних дел. Третье имеет отношение к гражданам независимо от их местонахождения, если они совершили действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность. И это независимо от того, понес ли данный гражданин наказание по нормам иностранного государства или нет. Все параметры действия нормативных актов закладываются во многом изначально, то есть в результате особого рода деятельности по их изданию, которое называется нормотворчеством. Нормотворчество – это главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в общее правило поведения. Процесс формирования права имеет ряд стадий. 1. Возникновение объективно обусловленной потребности в регулировании общественных отношений; 2. Целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общеобязательной потребности и соответствующих интересов. В общеобязательных правилах поведения – нормотворчество. Нормотворчество имеет три способа: – правоустановительная деятельность полномочных государственных органов (например, Государственной думы в РФ); – нормотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента); – непосредственное нормотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни). Содержание нормотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности нормотворческий (правотворческий) процесс. Это своего рода технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов. Как и во всяком процессе, складывающемся из определенных действий, в нормотворческом процессе можно выделить ряд последовательных стадий: – законодательная (нормотворческая) инициатива, то есть внесение в правотворческий орган проекта акта или предложения об издании нормативного акта; – разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение; – рассмотрение проекта того акта в том органе, который уполномочен его принять; – принятие нормативного акта уполномоченным органом, субъектом; – доведение содержания нормативного акта до его адресатов. Нормотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Создание систематизированных актов происходит различными путями, один из которых наиболее важный – кодификация. Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логический цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются противоречия в нормах, устаревший правовой материал, обеспечивается их согласованность, логичность.
 
Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Начало их действия определяется моментом вступления в юридическую силу. В действующем законодательстве существует 3 способа установления этого момента: во-первых, нормативно-правовой акт вступает в силу со времени его издания; во-вторых, время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования нормативно-правового акта; в-третьих, нормативно-правовой акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем самом. Продолжительностью действия нормативно-правового акта считается время, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия. Нормативно-правовые акты считаются утратившими силу и прекратившими действие по следующим основаниям: 1. В результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в решении специально на то уполномоченных органов государства. 2. В связи с принятием нового нормативно-правового акта, заменившего ранее действовавший, если даже старый акт формально не отменен. 3. По истечении срока действия, установленного в самом нормативно-правовом акте. Теперь рассмотрим, как действует нормативно-правовой акт в пространстве. Его действие ограничивается определенной территорией государства. Под территорией государства следует понимать все сухопутное и водное пространство внутри государственных границ страны, воздушное пространство над ней, ее недра. К ней, кроме того, относится территория посольств и миссий государства за границей, военные корабли и торговые суда в открытом море. Территория субъектов Российской Федерации определяется как пространство внутри их границ. Однако следует иметь в виду, что законом допускается возможность применения норм данного государства к гражданам и юридическим лицам, находящимся за границей. Так, уголовная ответственность граждан наступает по законам Российской Федерации и в тех случаях, когда преступление совершено ими за границей. Территория Российской Федерации включает территорию ее субъектов. В условиях интеграции государств в мировое сообщество особое значение приобретает возможность применения международных актов к внутригосударственным отношениям. Более того, в Конституции РФ записано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Здесь уже идет речь о приоритете международных актов над внутренним законодательством. Что же касается действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, то прежде всего следует иметь в виду, что они создаются с непосредственной целью распространения на граждан данного государства. Вместе с тем нормативно-правовые акты действуют и в отношении иностранцев и лиц без гражданства в той мере, в какой это касается их статуса. При этом принимается во внимание принцип взаимности в международных отношениях. Так, например, по взаимной договоренности могут приравниваться дипломы об образовании, то есть признаваться их одинаковая значимость на территориях договаривающихся государств. Иностранцы и лица без гражданства обязаны соблюдать и исполнять законодательство государства, на территории которого они находятся, и нести за его нарушение соответствующую форму ответственности, вплоть до уголовной. Исключением из этого правила являются лишь дипломатические представители и другие лица, указанные в законах и международных соглашениях. Ответственность этой категории лиц разрешается дипломатическим путем. Говоря о действии нормативно-правовых актов по кругу лиц в отношении граждан данного государства, важно иметь в виду, что имеются особые акты, которые распространяют свое действие только на соответствующую категорию граждан (военнослужащие, студенты, пенсионеры и т.д.). Федеративная форма организации государственной власти обусловливает и избирательный характер действия соответствующих актов государственных органов по кругу лиц. Так, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации распространяют свое действие только на лиц, проживающих в пределах их территорий.
Тема 4. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  1. Понятие, признаки правоотношений 2. Структура правоотношения его содержание 3. Формы проявления субъективного права и юридической обязанности 4. Предпосылки правоотношений
  Понятие, признаки правоотношений
  1. Понятие правоотношения. Как известно, люди в своей жизни вступают в многообразные общественные связи, многие из которых, будучи правоотношениями, регулируются нормами права. Общественные отношения становятся правовыми отношениями в результате реализации норм права, которые содержат общие правила поведения. Можно сказать, что нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений. Для правоотношений характерно наличие субъективных прав и обязанностей его участников (субъектов). Юридические нормы предоставляют одному участнику отношения право, а на другого участника отношения возлагают обязанность. Действие норм права выражается в возникновении у лиц юридических прав и обязанностей, в появлении правоотношений Правовые отношения характеризуются следующими основными признаками, чертами. 1. Правоотношение – это общественное отношение, то есть это многообразные социальные связи между людьми, а не между ними и предметами материального мира. Собственник вещи имеет совокупность прав на нее, но обретают жизнь эти права в отношениях с другими людьми: им собственник может продать вещь, уступить право владения, подарить, от них же он требует соблюдения своего права собственности. 2. Как и любые общественные отношения, это результат сознательно-волевой деятельности человека. Правовые связи между людьми устанавливаются сознательно и являются результатом продуманной человеческой деятельности. Правоотношения обладают волевым характером. Это означает, что для их возникновения необходима воля их участников. Причем есть правоотношения, для возникновения которых необходима воля всех участников (вступление в брак возможно лишь при согласии обеих сторон, купля-продажа возможна при согласии продавца и покупателя и т.п.), и есть правоотношения, для возникновения которых достаточно воли одного участника (наследственные правоотношения возникают по односторонней воле наследователя, уголовное дело возбуждается по воле правоохранительного органа). 3. Правоотношения возникают вследствие воздействия норм права на поведение людей. Это урегулированные нормами права общественные отношения. 4. Правоотношение – правовая связь между людьми посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи через юридические права и обязанности, которые закреплены в нормах объективного права законов. Носитель субъективного права (то есть тот, кому принадлежит право) – лицо управомоченное, носитель юридической обязанности – лицо обязанное. В правоотношениях лицу управомоченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то другой человек, организация, государственный орган. 5. Правоотношение – это правовая связь между людьми, которая поддерживается, охраняется государством. Последнее, во-первых, способствует беспрепятственной реализации прав и обязанностей в правоотношениях, во-вторых, обеспечивает применение мер принуждения в случаях их нарушения. Таким образом, правоотношение – возникающая на основе норм права связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных прав и юридических обязанностей ее участников и поддерживаемая, охраняемая государством. Поэтому правоотношение можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Без взаимных прав и обязанностей нет самого правоотношения. Например, каждый студент находится в правовых отношениях с вузом. Студент вправе получать тот объем знаний, который, в свою очередь, обязан предоставить ему вуз в соответствии с программой обучения. Права и обязанности участников правовых отношений составляют юридическое содержание правоотношений. Промежуточный вывод: правоотношение – это волевое общественное отношение, урегулированное нормами права. Всякое правоотношение характеризуется следующими особенностями: 1) оно возникает только на основе права; 2) в нем представлена воля участников правоотношения; 3) способом его обеспечения является государственное принуждение. Правовое отношение является особой формой волевого отношения. Оно в конечном счете определяется характером и спецификой производственных отношений. Так, форма собственности, а вернее правоотношения, связанные с ней, своим существованием непосредственно выражают их. А, к примеру, уголовно-правовые или административно-правовые правоотношения характеризуются отсутствием такой непосредственной связи. Производный характер правоотношений вовсе не исключает их обратного воздействия на базисные отношения. Складываясь между субъектами права на основе юридических норм, они могут стимулировать или, например, препятствовать развитию или упрочению определенных производственных отношений. Особенностью правоотношений, как уже указывалось выше, является то, что они возникают и существуют только на основе норм права. Нормы права носят всегда абстрактный характер, ибо представляют собой общеобязательные правила поведения. А правоотношения индивидуально – конкретны, ибо выступают в форме взаимной связи конкретных лиц. И эти лица, вступая в них, обретают соответствующие права и обязанности. Иначе говоря, по отношению к ним применяются нормы права или индивидуализируются. В правоотношениях представлена воля их участников. Поскольку каждый из них сознательно вступает в эти отношения, то их намерения совпадают. Поэтому мы и говорим, что в правовых отношениях выражена их общая воля. Собственно, без такой воли немыслимы правоотношения, ибо всякое отношение – это взаимная связь двух сторон, в основе которой лежит общее. Так, в основе обмена товаров лежит стоимость, весового отношения – тяжесть и т.д. Вместе с тем волевые акты участников правоотношений не могут не различаться, ибо каждый из них преследует свою цель. Проиллюстрируем это примером. Гражданин А. намеревается продать дом, а гражданин Б. изъявил желание его приобрести. Посредством общего волевого акта осуществляется купля-продажа. Но в этом отношении гражданин А. стремится получить обусловленную договором определенную сумму денег за свой дом, а гражданин Б. заинтересован получить в собственность дом в соответствующем состоянии. Как видим, здесь их волевые акты различаются. Поэтому Гегель и писал, что "в этом тождестве воль содержится также и то, что каждая воля есть и остается не тождественная другой, для себя своей волей".
   
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: