Case m of
Пользовательский тип данных.
Функции для работы с символьным типом данных.
Функция Chr.
Функция служит для преобразования кода таблицы ASCII своего аргумента (числа) в символ.
Пример: y:=chr(120); //y=’x’
Функция Ord.
Осуществляет обратное преобразование символьного значения в соответствующий ему порядковый номер таблицы ASCII.
Пример: k:=ord(‘x’); //k=120
Функция Pred.
Возвращает символ, предшествующим данному.
Пример: y:=Pred(‘C’); //y=’B’
Функция Succ.
Возвращает следующий символ.
Пример: y:=Succ(‘C’); //y=’D’
При написании программы программист может объявить свой собственный тип данных, который будет построен на основе стандартных типов. Например, мы хотим, чтобы наши переменные могли принимать значения только в диапазоне с -10 до 10. Тогда мы должны объявить свой тип данных, которому мы дадим собственное имя, которое в приведённом ниже примере носит название «interval»:
Type
interval=-10..10;
Слово Type в языке Pascal является зарезервированным и после него идёт наше название типа и перечисление возможных значений или интервала.
|
|
Раздел объявления нового типа данных должен (начинающийся со слова type) находиться перед разделом объявления переменных. После того, как мы задали тип данных, мы можем задавать переменные этого типа, например:
Type
interval=-10..10;
Var
x: interval;
Наш тип interval принадлежит к базовому типу shortint, на основе которого он и построен, и к переменной x можно применять все операции, которые можно применять и к типу shortint.
Если мы хотим ввести тип данных с определёнными значениями, мы можем их перечислить в явном виде, например:
Type
color=(yellow, red, white, black);
Var
y,m: color;
Таким образом, наши переменные y и m могут принимать одно из значений типа color:
y:=red;
m:=yellow;
При этом считается, что значения данного перечислимого типа данных написаны по возрастанию, то есть применение операции y>m даст истинное значение (true).
А пример ниже иллюстрирует вывод на экран значения переменой m:
Yellow: writeln(‘Жёлтый’);
Red: writeln(‘Красный’);
White: writeln(‘Белый’);
Black: writeln(‘Чёрный’);
End;
Представим, что нам нужно работать с набором элементов одинакового типа, например, в библиотеке с авторами представленных в этом заведении книг или в поликлинике с номерами карт. Мы могли бы заводить под каждого автора или номер свою переменную, но это очень неудобно, поскольку мы можем заранее не знать, сколько будет авторов и номеров, и, кроме того, описать несколько тысяч переменных (если их будет слишком много) мы будем не в состоянии. Для того, чтобы предусмотреть работу с большим количеством данных одного и того же типа, программисты широко используют специально созданный для этого тип данных, который называется «Массив».
|
|
Массивом называется набор элементов одного типа, объединённых одним именем. Тип данных массив – это один из самых важных типов данных в любом языке программирования, поскольку реальные программы очень часто подразумевают использование многих массивов, хранящих самые разные данные. Доступ к каждому элементу массива возможен по уникальному индексу данного элемента. Массив описывается как пользовательский тип данных. При этом указывается базовый тип массива (тип всех его элементов) и интервал индекса, по которому можно определить число элементов массива и метод их нумерации:
Type
Massiv=array[1..10] of integer;
В этом примере мы назвали наш массив “Massiv”, определили количество его элементов (с 1 до 10, всего 10 элементов) и их базовый тип integer. Теперь все элементы нашего массива принадлежат целому типу integer..
Теперь нужно задать переменной наш тип:
Var
h, f: massiv;
Переменные h и f теперь являются массивами и к ним применимы специфические операции, которые мы рассмотрим на этом и следующих уроках.
Слова “array” и “of” зарезервированы в языке для описания массивов, и в русском эквиваленте их можно определить как «массив из» элементов типа integer.
Для индексирования массивов также используется некоторый тип данных. В примере, представленном выше, это диапазонный тип данных, определённый пользователем – 1..10. Такой тип данных просто и понятно описывает количество и порядок нумерации наших элементов. Для того, чтобы обратиться к элементам массива, необходимо ввести нашу переменную и указать индекс элемента, к которому мы хотим обратиться для совершения каких-либо операций:
h[4]:=15;
После совершения в программе данного операнда значение четвёртого элемента нашего массива h станет равно 15-ти. Для обращения к элементу можно записать его индекс и в неявном виде:
i:=4;
h[i]:=15;
Результат выполнения этих двух действий будет такой же, как и действия, описанного выше.
Индексировать массив можно любым целочисленным, перечислимым или интервальным (диапазонным) типом данных: