Перекрестная эластичность спроса

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу – явл-ся реакцией спроса на изменение доходов покупателей.

Коэффициент эластичности спроса по доходу вычисляется так:

E d i =

Q1,Q2 - значение объема спроса - до и – после изменения цены

I1, I2 - выражение дохода - до и – после его изменения

Коэффициент эластичности спроса по доходу может иметь следующие значения:

1) E d i > 1 – рост спроса превышает (опережает) рост дохода, тогда говорят о высокой эластичности спроса по доходу.

Так бывает со спросом на товары длительного пользования (авто, мебель, компьютер) для их покупки люди используют свои сбережения или берут кредит.

2) E d i < 1 – рост дохода превышает увеличение спроса (это относится к коммунальным услугам)

3) E d i = 1 – наблюдается пропорциональный рост дохода и спроса

4) E d i = 0 – спрос абсолютно неэластичен, т.к. не реагирует на изменение дохода. Это можно сказать о товар 1-ой необходимости.

5) E d i < 0 – эл. спроса по доходу отрицательна.

Спрос и доход изменяются в противоположном направлении. Так доход растет, спрос снижается на товары низкокачественные (дешевые колбасы, сигареты…), покупатели отказываются от этих товаров и покупают высококачественные и престижные товары.

6) E d i > 0 - эл. спроса по доходу положительна. Потребитель увеличивает количество покупок при возрастании дохода.

Перекрестная эластичность спроса эластичность спроса на один товар при изменении цены на другой товар. Она наблюдается между сопряженными товарами, т.е. товарами, находящимися между собой в определенной взаимосвязи (Напр. Изменение спроса на говядину приведет к изменению спроса на свинину).

Коэффициент перекрестной эластичности вычисляется по формулам:

E dcr =

где Q A - спрос на товар А

PB - цена товара В

Q A2,Q A1 спрос на товар А – до и – после изменения

PB1, PB2 цена товара В – до и – после изменения

Коэффициент E dcr показывает на сколько процентов изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 %.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: - взаимозаменяемые или – взаимодополняемые.

1) Если товары взаимозаменяемые – так повышение цены на товар В приведет к росту спроса на товар А и наоборот. (Например: кофе и чай)

E dcr > 0 коэфф. перекр. эластичности имеет положительное значение.<

2) Если товары взаимодополняемые

E dcr. < 0 коэфф. перекр. эластичности имеет отрицательное значение.

Рост цен на фотоаппарат сокращает спрос на фотопленку.

3) E dcr = 0 – товары не зависят друг от друга (индифферентны), т.е. изменение цен на один из них ничего не меняет в спросе на другой товар. Например: рост цен на авто не влияет на кол-во покупаемого хлеба.

Эластичность предложения - это степень изменения предложения товаров при определенном изменении их цены. Эластичность предложения измеряется посредством коэффи­циента эластичности Еs:

Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменяется величина предложения при изменении цены на 1%. Он может принимать следующие значения: Es > 1 (эластичное предложение); Es < l (неэластич­ное предложение); Еs = 1 (предложение с единичной эластич­ностью); Es= 0 (совершенно неэластичное предложение); Es→∞ (совершенно эластичное предложение).

На эластичность предложения оказывают влияние различ­ные факторы: цена ресурсов, процентная ставка, величина резервных мощностей, характер продукции и др. Наиболее важным среди них является фактор времени, поскольку как увеличение, так и сокращение объема предложения предпо­лагает затраты определенных усилий, связанных с поиском дополнительных ресурсов или, наоборот, с дальнейшим использованием высвобожденных мощностей.

Принято различать три временных интервала, где эластич­ность предложения принимает разные значения: кратчайший, краткосрочный, долгосрочный.

В кратчайший период у производителя абсолютно нет времени для реакции на изменившиеся рыночные условия. В этом случае предложение является совершенно неэластичным (Е = 0). Например, фермер привозит на рынок скоропортящи­еся продукты (овощи) в надежде сбыть их по высокой цене. Если цены оказываются ниже желаемых, фермер не имеет абсолютно никакой возможности для того, чтобы соответству­ющим образом отреагировать на снижение цены.

В краткосрочный период у производителя появляются

возможности для внесения коррективов в объем предлага­емых товаров в связи с изменением цены. Однако из-за его непродолжительности производитель не может изменить количество машин, оборудования, а может изменить лишь интенсивность использования мощностей за счет изменения объема сырья. В этот период предложение неэластично Es < l, поскольку относительное изменение цен опережает относи­тельное изменение предложения.

Долгосрочный период вполне достаточен для того, чтобы производитель внес изменения во все используемые ресур­сы. Он может значительно расширить объемы производствен­ных мощностей, запустить новое предприятие, если изме­нение цен будет способствовать росту производства. В рас­сматриваемый период коэффициент эластичности предложе­ния может иметь два выражения: Es >l и Es→∞

В первом случае рост предложения наталкивается на некоторый дефицит ресурсов и затраты на производство растут, что влечет за собой увеличение цен. Во втором случае предложение совершенно эластично, поскольку де­фицит ресурсов отсутствует. Следовательно, используемые ресурсы не дорожают и при определенном уровне цен объем производства абсолютно растет.

Таким образом, в долгосрочном периоде, в отличие от кратчайшего и краткосрочного, предложение очень эластич­но. Это обстоятельство имеет большое значение при прове­дении государством экономической политики. Например, для обеспечения экономического роста в современной России государству необходимо создавать на достаточно длитель­ный период не просто выгодные, а, главное, стабильные условия хозяйственной деятельности для отечественных производителей.





Подборка статей по вашей теме: