Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу – явл-ся реакцией спроса на изменение доходов покупателей.
Коэффициент эластичности спроса по доходу вычисляется так:
E d i =
Q1,Q2 - значение объема спроса - до и – после изменения цены
I1, I2 - выражение дохода - до и – после его изменения
Коэффициент эластичности спроса по доходу может иметь следующие значения:
1) E d i > 1 – рост спроса превышает (опережает) рост дохода, тогда говорят о высокой эластичности спроса по доходу.
Так бывает со спросом на товары длительного пользования (авто, мебель, компьютер) для их покупки люди используют свои сбережения или берут кредит.
2) E d i < 1 – рост дохода превышает увеличение спроса (это относится к коммунальным услугам)
3) E d i = 1 – наблюдается пропорциональный рост дохода и спроса
4) E d i = 0 – спрос абсолютно неэластичен, т.к. не реагирует на изменение дохода. Это можно сказать о товар 1-ой необходимости.
5) E d i < 0 – эл. спроса по доходу отрицательна.
Спрос и доход изменяются в противоположном направлении. Так доход растет, спрос снижается на товары низкокачественные (дешевые колбасы, сигареты…), покупатели отказываются от этих товаров и покупают высококачественные и престижные товары.
|
|
6) E d i > 0 - эл. спроса по доходу положительна. Потребитель увеличивает количество покупок при возрастании дохода.
Перекрестная эластичность спроса – эластичность спроса на один товар при изменении цены на другой товар. Она наблюдается между сопряженными товарами, т.е. товарами, находящимися между собой в определенной взаимосвязи (Напр. Изменение спроса на говядину приведет к изменению спроса на свинину).
Коэффициент перекрестной эластичности вычисляется по формулам:
E dcr =
где Q A - спрос на товар А
PB - цена товара В
Q A2,Q A1 – спрос на товар А – до и – после изменения
PB1, PB2 – цена товара В – до и – после изменения
Коэффициент E dcr показывает на сколько процентов изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 %.
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: - взаимозаменяемые или – взаимодополняемые.
1) Если товары взаимозаменяемые – так повышение цены на товар В приведет к росту спроса на товар А и наоборот. (Например: кофе и чай)
E dcr > 0 коэфф. перекр. эластичности имеет положительное значение.<
2) Если товары взаимодополняемые
E dcr. < 0 коэфф. перекр. эластичности имеет отрицательное значение.
Рост цен на фотоаппарат сокращает спрос на фотопленку.
3) E dcr = 0 – товары не зависят друг от друга (индифферентны), т.е. изменение цен на один из них ничего не меняет в спросе на другой товар. Например: рост цен на авто не влияет на кол-во покупаемого хлеба.
|
|
Эластичность предложения - это степень изменения предложения товаров при определенном изменении их цены. Эластичность предложения измеряется посредством коэффициента эластичности Еs:
Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменяется величина предложения при изменении цены на 1%. Он может принимать следующие значения: Es > 1 (эластичное предложение); Es < l (неэластичное предложение); Еs = 1 (предложение с единичной эластичностью); Es= 0 (совершенно неэластичное предложение); Es→∞ (совершенно эластичное предложение).
На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цена ресурсов, процентная ставка, величина резервных мощностей, характер продукции и др. Наиболее важным среди них является фактор времени, поскольку как увеличение, так и сокращение объема предложения предполагает затраты определенных усилий, связанных с поиском дополнительных ресурсов или, наоборот, с дальнейшим использованием высвобожденных мощностей.
Принято различать три временных интервала, где эластичность предложения принимает разные значения: кратчайший, краткосрочный, долгосрочный.
В кратчайший период у производителя абсолютно нет времени для реакции на изменившиеся рыночные условия. В этом случае предложение является совершенно неэластичным (Е = 0). Например, фермер привозит на рынок скоропортящиеся продукты (овощи) в надежде сбыть их по высокой цене. Если цены оказываются ниже желаемых, фермер не имеет абсолютно никакой возможности для того, чтобы соответствующим образом отреагировать на снижение цены.
В краткосрочный период у производителя появляются
возможности для внесения коррективов в объем предлагаемых товаров в связи с изменением цены. Однако из-за его непродолжительности производитель не может изменить количество машин, оборудования, а может изменить лишь интенсивность использования мощностей за счет изменения объема сырья. В этот период предложение неэластично Es < l, поскольку относительное изменение цен опережает относительное изменение предложения.
Долгосрочный период вполне достаточен для того, чтобы производитель внес изменения во все используемые ресурсы. Он может значительно расширить объемы производственных мощностей, запустить новое предприятие, если изменение цен будет способствовать росту производства. В рассматриваемый период коэффициент эластичности предложения может иметь два выражения: Es >l и Es→∞
В первом случае рост предложения наталкивается на некоторый дефицит ресурсов и затраты на производство растут, что влечет за собой увеличение цен. Во втором случае предложение совершенно эластично, поскольку дефицит ресурсов отсутствует. Следовательно, используемые ресурсы не дорожают и при определенном уровне цен объем производства абсолютно растет.
Таким образом, в долгосрочном периоде, в отличие от кратчайшего и краткосрочного, предложение очень эластично. Это обстоятельство имеет большое значение при проведении государством экономической политики. Например, для обеспечения экономического роста в современной России государству необходимо создавать на достаточно длительный период не просто выгодные, а, главное, стабильные условия хозяйственной деятельности для отечественных производителей.