Перекрестная эластичность спроса

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу – явл-ся реакцией спроса на изменение доходов покупателей.

Коэффициент эластичности спроса по доходу вычисляется так:

E d i =

Q1,Q2 - значение объема спроса - до и – после изменения цены

I1, I2 - выражение дохода - до и – после его изменения

Коэффициент эластичности спроса по доходу может иметь следующие значения:

1) E d i > 1 – рост спроса превышает (опережает) рост дохода, тогда говорят о высокой эластичности спроса по доходу.

Так бывает со спросом на товары длительного пользования (авто, мебель, компьютер) для их покупки люди используют свои сбережения или берут кредит.

2) E d i < 1 – рост дохода превышает увеличение спроса (это относится к коммунальным услугам)

3) E d i = 1 – наблюдается пропорциональный рост дохода и спроса

4) E d i = 0 – спрос абсолютно неэластичен, т.к. не реагирует на изменение дохода. Это можно сказать о товар 1-ой необходимости.

5) E d i < 0 – эл. спроса по доходу отрицательна.

Спрос и доход изменяются в противоположном направлении. Так доход растет, спрос снижается на товары низкокачественные (дешевые колбасы, сигареты…), покупатели отказываются от этих товаров и покупают высококачественные и престижные товары.

6) E d i > 0 - эл. спроса по доходу положительна. Потребитель увеличивает количество покупок при возрастании дохода.

Перекрестная эластичность спроса – эластичность спроса на один товар при изменении цены на другой товар. Она наблюдается между сопряженными товарами, т.е. товарами, находящимися между собой в определенной взаимосвязи (Напр. Изменение спроса на говядину приведет к изменению спроса на свинину).

Коэффициент перекрестной эластичности вычисляется по формулам:

E dcr =

где Q A - спрос на товар А

PB - цена товара В

Q A2,Q A1 спрос на товар А – до и – после изменения

PB1, PB2 цена товара В – до и – после изменения

Коэффициент E dcr показывает на сколько процентов изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 %.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: - взаимозаменяемые или – взаимодополняемые.

1) Если товары взаимозаменяемые – так повышение цены на товар В приведет к росту спроса на товар А и наоборот. (Например: кофе и чай)

E dcr > 0 коэфф. перекр. эластичности имеет положительное значение.<

2) Если товары взаимодополняемые

E dcr. < 0 коэфф. перекр. эластичности имеет отрицательное значение.

Рост цен на фотоаппарат сокращает спрос на фотопленку.

3) E dcr = 0 – товары не зависят друг от друга (индифферентны), т.е. изменение цен на один из них ничего не меняет в спросе на другой товар. Например: рост цен на авто не влияет на кол-во покупаемого хлеба.

Эластичность предложения - это степень изменения предложения товаров при определенном изменении их цены. Эластичность предложения измеряется посредством коэффи­циента эластичности Еs:

Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменяется величина предложения при изменении цены на 1%. Он может принимать следующие значения: Es > 1 (эластичное предложение); Es < l (неэластич­ное предложение); Еs = 1 (предложение с единичной эластич­ностью); Es= 0 (совершенно неэластичное предложение); Es→∞ (совершенно эластичное предложение).

На эластичность предложения оказывают влияние различ­ные факторы: цена ресурсов, процентная ставка, величина резервных мощностей, характер продукции и др. Наиболее важным среди них является фактор времени, поскольку как увеличение, так и сокращение объема предложения предпо­лагает затраты определенных усилий, связанных с поиском дополнительных ресурсов или, наоборот, с дальнейшим использованием высвобожденных мощностей.

Принято различать три временных интервала, где эластич­ность предложения принимает разные значения: кратчайший, краткосрочный, долгосрочный.

В кратчайший период у производителя абсолютно нет времени для реакции на изменившиеся рыночные условия. В этом случае предложение является совершенно неэластичным (Е = 0). Например, фермер привозит на рынок скоропортящи­еся продукты (овощи) в надежде сбыть их по высокой цене. Если цены оказываются ниже желаемых, фермер не имеет абсолютно никакой возможности для того, чтобы соответству­ющим образом отреагировать на снижение цены.

В краткосрочный период у производителя появляются

возможности для внесения коррективов в объем предлага­емых товаров в связи с изменением цены. Однако из-за его непродолжительности производитель не может изменить количество машин, оборудования, а может изменить лишь интенсивность использования мощностей за счет изменения объема сырья. В этот период предложение неэластично Es < l, поскольку относительное изменение цен опережает относи­тельное изменение предложения.

Долгосрочный период вполне достаточен для того, чтобы производитель внес изменения во все используемые ресур­сы. Он может значительно расширить объемы производствен­ных мощностей, запустить новое предприятие, если изме­нение цен будет способствовать росту производства. В рас­сматриваемый период коэффициент эластичности предложе­ния может иметь два выражения: Es >l и Es→∞

В первом случае рост предложения наталкивается на некоторый дефицит ресурсов и затраты на производство растут, что влечет за собой увеличение цен. Во втором случае предложение совершенно эластично, поскольку де­фицит ресурсов отсутствует. Следовательно, используемые ресурсы не дорожают и при определенном уровне цен объем производства абсолютно растет.

Таким образом, в долгосрочном периоде, в отличие от кратчайшего и краткосрочного, предложение очень эластич­но. Это обстоятельство имеет большое значение при прове­дении государством экономической политики. Например, для обеспечения экономического роста в современной России государству необходимо создавать на достаточно длитель­ный период не просто выгодные, а, главное, стабильные условия хозяйственной деятельности для отечественных производителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: