Методом сопоставления валовых показателей

Определение оптимального объема производства

Объем реализации, тыс. шт. Цена, руб. Валовой доход (ТR), тыс. руб. Валовые издержки (ТС), тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.
  -     -920 -600 -250

Как видно из данных таблицы, оптимальным для данного предприятия является объем производства и реализации 90 000 шт. изделий, поскольку при этом объеме предприятие получает максимальную прибыль (1140 тыс. руб.), дальнейшее наращивание объема ведет к снижению прибыли.

Однако надо учесть, что производство каждой дополнительной единицы продукции одновременно увеличивает общие издержки (на величину предельных издержек – МС) и повышает общую выручку (на величину предельной выручки – MR).

Поэтому более точным способом определения оптимального объема производства, обеспечивающего получение максимальной прибыли, является «предельный подход» или «метод сопоставления предельных показателей».

Если предприятие увеличивает объем производства, прибыль повышается, но до определенного предела, пока предельный доход (предельная выручка) больше предельных издержек. Когда предельные издержки начинают превышать предельный доход, прибыль уменьшается.

Следовательно, первое условие прибыли: предельный доход равен предельным издержкам:

MR = МС.

До тех пор, пока величина предельного дохода – дополнительного дохода на единицу продукции – превышает величину предельных издержек – дополнительных издержек на единицу продукции (MR > МС)– увеличение производства и реализации рентабельно. Если же издержки, связанные с выпуском продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < МС), то, произведя соответствующую единицу товара, предприятие лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки (рис. 7.15).

Только когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС), невозможно увеличить прибыль, изменяя объем выпуска. Следовательно, только при таком объеме производства прибыль предприятия достигает своего максимума.

Рис. 7.15. Сравнение предельных издержек с предельным доходом

Правило MR = МС справедливо для любого типа предприятий – как конкурентных, так и неконкурентных.

Для конкурентного предприятия (рынок совершенной конкуренции) кривая спроса имеет горизонтальный вид (рис. 7.16), что означает, что любой объем продукции предприятие будет подавать по одной и той же цене. Особенностью конкурентных предприятий является то, что их предельный доход всегда равен цене единицы товара (MR = P), поскольку цена товара не зависит от объема выпускаемого предприятием продукции, каждая последующая единица выпуска приносит одинаковый доход, равный цене этой единицы. Поэтому для конкурентного предприятия условие максимизации прибыли принимает вид:

P = MR = МС.

Величина среднего дохода также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая. Следовательно, цена равна среднему доходу, предельному доходу и предельным издержкам (рис. 7.16).

Рис. 7.16. Кривая спроса конкурентного предприятия

и условие максимизации его прибыли

Величина чистой прибыли выступает, несомненно, главным показателем успеха каждого предприятия. Однако это не единственный мотив, каким руководствуются предприниматели в своей деятельности. Предпринимательство это не только способность осуществлять различного рода идеи и использовать имеющиеся возможности, но и готовность идти на риск. С этим связано стремление к независимости, самореализации, проверке своих способностей. Отсюда проистекает ответственность за положение предприятия, его дальнейшее развитие.

Стремление к максимизации прибыли более сильно развито на малых и средних предприятиях, являющихся собственностью одного лица или товарищества с ограниченной ответственностью. Крупные предприятия, организованные в форме акционерного общества, большой акцент в хозяйственной деятельности делают на развитие производственных мощностей и укрепление конкурентоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: