double arrow

Вальдорфская педагогика

3

Вальдорфская педагогика - интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практик. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления).

Основная задача педагогики, по мнению Штайнера, — пробуждение и развитие заложенных в каждом ребенке способностей и задатков.

Основные принципы работы таких детских садов:

1. Запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет.

2. Запрет на оценку ребенка. Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают любого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого.

3. Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики — это подражание воспитателю.

4. Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы, художественное творчество пронизывают жизнь детей.

5. Самая важная и главная деятельность детей — это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра дошкольников рассматривается как специфическая форма для подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя.

6. Ритмичность построения воспитательного процесса в детском саду, кроме суточных ритмов, проявляется в чередовании динамической нагрузки и покоя, концентрации внимания детей в деятельности, которая организована воспитателем, и свободного творчества. Астрономические ритмы дня, недели, года переживаются в детском саду благодаря чередованию определенных видов искусства и рукоделия, изменению цветов и композиции интерьера, видов игры, наполнению музыкальных занятий и др.

Вальдорфская группа напоминает большую дружную сельскую семью. По своему составу она обязательно разновозрастная: старшие заботятся о младших, младшие учатся у старших и, подрастая, сами начинают заботиться о других. Но принимаются дети только с 3,5-4 лет, ведь начиная именно с этого возраста формирование личности ребенка требует социальной среды. Все игрушки здесь, как правило, деревянные или тряпочные. Куклы шьются педагогами или детьми самостоятельно, и лица у них не раскрашиваются, что оставляет пространство для полета фантазии. Популярны для игр камушки, шишки, желуди и прочие природные материалы, которые с успехом заменяют и деньги в магазине, и лекарства в больнице, и машины в гараже.

Дети близки к природе. Таким же должно быть и все, к чему они прикасаются, поэтому предпочтение отдается всему натуральному. Вместо карандашей и фломастеров здесь рисуют восковыми мелками, а для лепки используют не пластилин, а подогретый воск или глину. Интерьер в помещении детского сада оформляется в мягких теплых тонах. Деревянная мебель покрыта прозрачным лаком. Деревянная площадка на улице, приспособления для лазанья и удерживания равновесия, качели и обязательно большая песочница – ведь детям нужно резвиться, и они обожают копаться в песке. Своих подопечных воспитатели обязательно привлекают к физическому труду: все вместе они сгребают во дворе листья или снег, вышивают, шьют и даже пекут булочки. Дети живут «настоящей» взрослой жизнью.

Как и многое другое, песни у Вальдорфцев «живые», как правило, без инструментального сопровождения, без навязчивого рассаживания детей по стульчикам. Они поются на протяжении всего дня и часто служат сигналом к смене деятельности. При участии семей детей отмечают праздники, в том числе и религиозные.

Недостатки: 1) интеллектуальное развитие не получает должного внимания; 2) обвинения педагогики в излишней религиозности; 3) не всем родителям понравится быть настолько вовлеченными в процесс.

Это одни из самых популярных зарубежных систем воспитания дошкольников, которые в США и Европе используются довольно широко. В нашей стране часто эти системы используют в частных детских садах, учреждениях дополнительного образования либо как парциальную программу при реализации соответствующих задач развития.

Обзор зарубежного опыта дошкольного образования позволяет сравнить и определить его статус и роль государства в его развитии, выбрать положительные идеи и реализовать их в новом содержании с учетом российской действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: