Пути ориентирования во множестве научных источников

Анализ профессиональной деятельности преподавателя технического вуза

Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез.

Профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы со студентами невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.

Совокупность относительно устойчивых и характерных для данной личности приемов и методов организации общения называется индивидуальным стилем общения, который, в свою очередь, определяется чертами личности характера. Традиционно выделяются три основных стиля педагогического общения: авторитарный, свободно-либеральный и демократический.

Дня авторитарного стиля характерен функционально-деловой подход к студенту, когда преподаватель исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему. В своих оценках он стереотипен и субъективен. Часто недооценивает положительное качение таких качеств, как самостоятельность, инициативность, предпочитает характеризовать своих студентов как недисциплинированных, ленивых, безответственных. Хотя в целом такой стиль педагогического общения заслуживает негативной оценки, некоторые задачи (особенно на начальных этапах формирования студенческой группы) могут быть решены с помощью авторитарного стиля.

Свободно-либеральный стиль общения характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией. Специальные исследования и педагогическая практика убедительно свидетельствуют, что это наиболее “вредный” для дела и разрушительный стиль. Он порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывает у них напряженность и тревогу.

Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.

Конкретный преподаватель вряд ли может быть однозначно отнесен к какому-то одному из перечисленных типов.

Задача выработки своего собственного индивидуального стиля не только в педагогическом общении, но и во всех других видах педагогической деятельности является одной из важнейших для любого профессионального педагога. Оптимальный индивидуальный стиль - это такой стиль, который позволяет максимально полно использовать сильные стороны преподавателя и по возможности компенсировать слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.

Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности.

. Информационная поддержка научно-педагогической деятельности Эффективный научно-педагогический процесс - основа, назначение и оправдание существования высшей школы. Науки и педагогика - две стороны неразрывного процесса подготовки инженерных кадров. Это - два взаимосвязанных вида деятельности в едином процессе накопления научных знаний. Действительно, наука не может развиваться, если ее достижения не будут эффективно передаваться последующим поколениям. С другой стороны, настоящий педагог высшей школы должен получать свои знания из непосредственного участия в науке, т е. он должен быть исследователем. Знание принципов научного исследования необходимо педагогу еще и потому, что в настоящее время подготовка научных работников через аспирантуру и соискательство принимает все более широкие масштабы. Поэтому многие педагоги являются научными руководителями аспирантов и соискателей. В настоящей работе лишь обсуждаются некоторые практические вопросы конструктивной реализации фундаментальных принципов обучения и воспитания, полезные для использования их в профессиональной деятельности преподавателей.  
 
                                 
6.1. Подготовка к научному исследованию Введем в рассмотрение понятие ранг информации. Введем следующие 10 рангов. Ранг 1. В публикации сообщается об открытии новых физических явлений и эффектов. Ранг 2. Производится исследование известного физического эффекта от некоторых параметров (его стабильность при изменении внешних условий, инерционность, линейность или вид нелинейности и т. д.). Ранг 3. Предлагаются новые математические модели или новые объекты исследования. Ранг 4. Предлагаются пути формальной постановки новых задач (в том числе определение меры переменных). Ранг 5. Излагаются способы решения систем уравнений, неизвестные ранее. Ранг 6. Предлагаются другие, частные способы решения задач, которые решались ранее. Ранг 7. Даются сообщения о конструктивных, технологических или иных достижениях без указания путей. Ранг 8. Излагаются данные о конкретных числовых результатах в ранее известных типах задач. Ранг 9. Сообщают о некоторых изменениях в постановке и решении известных задач (при учете или не учете, уточнении, изменении параметров). Ранг 10. В измененной терминологии описываются ранее известные задачи. Проведем теперь такой мысленный эксперимент: выберем случайно значительное количество N=100 (или 1000) статей и предположим компетентным лицам распределить их по рангам. Подсчитаем относительное число “попаданий” Ni в i-й ранг. Построим спектральную диаграмму зависимости Ni/N=f(i). При этом обнаружится, что подавляющее большинство “информации” придется на ранги 6, 7, 8, 9, пропуск которых при поиске информации не наносит исследователю непоправимого ущерба. Таким образом, намечается следующая схема работы с научно-технической литературой: определить ранг информации; посвящать каждой публикации время, обратно пропорциональное рангу; с информацией низких рангов “бороться” методом обобщений. Ранг публикации обычно можно определить путем прочтения введения и заключения к публикации. Опыт показывает, что невозможность определить ранг по этим разделам является достаточно верным признаком низкого ранга публикации, необходимость тщательного изучения отпадает. О методах усвоения информации После отбора научных материалов, представляющих интерес, эти материалы необходимо усвоить. Под усвоением будем понимать процесс проработки материала, в результате которого он будет полностью понят и сделан (в соответствии с сущностью термина) “своим”. Процесс усвоения содержания научных статей читателем затрудняется тремя основными обстоятельствами: требованием редакций к сжатию текста, недостаточным владением автора логикой изложения и стремлением, особенно начинающих авторов, к формальным признакам “высоконаучного” изложения. Усвоение новой информации путем чтения, а это - основной путь для исследователя - является глубоко индивидуальным и недостаточно изученным психологами процессом. Опытные исследователи могут дать своим более молодым коллегам целый ряд, на первый взгляд, тривиальных рекомендаций. 1. Перед изучением материала следует осознать его ранг, и соответственно уделить ему большее или меньшее количество времени. 2. Не следует “вчитываться” в неясные при первом чтении места, пытаясь сразу же осознать их научное содержание, разъяснение может содержаться в последующих абзацах. Поэтому началу усвоения материала должно предшествовать общее ознакомление со всем текстом, с отметками на полях неуясненного сразу материала. 3. Настоящее усвоение научного материала начинается при повторном, а возможно и многократно повторном изучении текста. Не существует формального правила понимания материала. Понимание основано на предшествующих знаниях, умении сопоставлять, выдвигать гипотезы или предположения, в целом - на умении логически мыслить. 4. При усвоении нового, трудно изложенного результата, велико искушение обратиться за помощью к более опытному коллеге или руководителю. Этим следует пользоваться в меру и с осторожностью, так как стремление спросить у другого не способствует развитию собственного мышления, хотя и экономит время на данном этапе работы. 5. Изучение материала следует производить только “с карандашом в руке” и наличии чистой бумаги. Оставленные на бумаге “следы” процесса понимания не только способствуют этому подниманию, но и содействуют запоминанию. Последнее основано на присущей большинству людей “моторной памяти”. 6. Сложные уравнения со многими переменными и утверждения об их свойствах следует осознавать и запоминать на случаях 1 - 2 переменных; остальные можно временно положить постоянными. 7. Следует стремиться свести полученную новую информацию к ранее известной. Новая информация может быть обобщением или частным случаем ранее известного. Время, затраченное на осознание этого факта, окупается в дальнейшем. 8. Утверждения, которые неочевидны, следует проверять не только прослеживая логическую цепь доказательств, но и на простых примерах. При проработке нового материала следует работать под лозунгом “Идеи всегда просты. Сложным может быть лишь их изложение”.  
                                   

Своеобразная трудность научного работника в освоении новой для него области знаний состоит в настоящее время не в отсутствии источников, а в их изобилии. Возникает проблема выбора источников, которые кратчайшим путем приносили бы информацию.

Основными видами печатной продукции являются: книги в виде монографий и учебных пособий, периодические издания отечественных и иностранных журналов, квазипериодические сборники трудов институтов, “экспресс-информация” и реферативные указатели. Остановимся коротко на характеристике каждого из них.

Книги. Каждый опытный читатель знает, что при одинаково правильном изложении научного предмета, форма и методическое совершенство книг могут быть разными. Начинающий исследователь пытается скомпенсировать это несовершенство поверхностным ознакомлением со многими источниками. Однако опыт показывает, что более надежным является другой принцип: лучше детально, углубленно проработать одну правильно отобранную книгу, чем несколько выбранных наугад. Как найти эту методически правильно написанную книгу?

Представляется возможным указать несколько ее формальных признаков.

а) Она умеренно велика по объему. Логическое и продуманное изложение любого предмета не требует многих десятков печатных листов. Излишнее многословие не разъясняет истину, а прячет ее за деталями, которые читатель может “домыслить” сам.

б) В ней текст чередуется с формулами. Книга, почти лишенная формул, не может конструктивно изложить научно-технический предмет. Книга, содержащая малое количество словесных пояснений к формулам, затрудняет и замедляет понимание.

в) Методически совершенная книга содержит много численных примеров, часто нарочито простых с тем, чтобы расчеты не заслоняли сущности излагаемого вопроса.

г) Такая книга обычно понятна на каждом шаге чтения, она не содержит громоздких утверждений, которые “будут разъяснены позднее”. Позднее могут быть приведены доказательства к разъяснениям, но суть утверждаемого должна быть ясна в момент утверждения мысли.

Следует быть осторожным при откладывании “непонятной” книги: это непонимание может быть следствием не ее плохого качества, а недостаточной подготовки читателя. Наоборот, не следует считать каждую книгу хорошей только потому, что в ней все понятно: чрезмерная “понятность” может быть следствием элементарности изложения; обычно популярная книга предназначена не для углубления знаний, а для общего ознакомления.

д) Такая книга содержит большое количество графического материала (рисунков, схем, графиков). Это обстоятельство следует из свойства высокой пропускной способности человеческого глаза.

Не следует полагать, что всегда “самая лучшая” книга - это последняя по времени выхода. Для изучения основ науки, например логики, переходных процессов, многих других разделов математики и физики, могут быть использованы книги, написанные много лет назад.

Не следует полагать, что лучшая книга - это книга переводная, “заграничная”. Хорошими авторами могут быть ученые всех стран. Целый ряд книг наших отечественных ученых переведены на многие языки мира.

Журналы. По каждой области знаний издается, как правило, несколько (иногда до десятка) журналов. По отношению к ним представляется верным следующее утверждение: лучше регулярно следить за правильно отобранным малым числом журналов, чем от случая к случаю просматривать все.

Начинающему исследователю при отборе этого “малого числа” журналов лучше всего получить совет старшего коллеги. Можно также отыскать “свои” журналы путем ряда “проб” на основе изучения реферативных указателей (см. об этом ниже).

Отбирая и изучая журналы, следует обратить внимание не только на их предметную направленность, но и предполагаемый контингент читателей. Журнал может быть преимущественно предназначен для научных работников (теоретиков или, наоборот, экспериментаторов), инженерных работников, лиц, совмещающих науку с педагогикой, и даже для бизнесменов, связанных с научной деятельностью, или точнее с использованием в промышленности результатов науки.

Представляется, что в среднем научному сотруднику целесообразно следить за 3 - 4 отечественными журналами и столькими же иностранными. Для ряда зарубежных и отечественных журналов стало характерным издание их выпусками, посвященными узким проблемам.

Квазипериодические сборники трудов. Эти сборники выпускаются крупными учебными и научными институтами и предприятиями приблизительно с периодичностью в один - два года. Они в определенном смысле эквивалентны журналам, однако обычно более специализированы. Не следует обходить молчанием тот факт, что информация наиболее высоких рангов чаще попадается в общероссийские журналы, чем в ведомственные сборники трудов. Степень сжатия изложения в этих сборниках, как правило, даже выше, чем в журналах, а научно-методический уровень публикаций ниже. Однако научный сотрудник, уже определивший, что статьи в его области работы публикуются в сборнике трудов определенного института, несомненно должен следить за этими публикациями.

Общего перечня всех издаваемых сборников с указанием их тематики не существует в общедоступном виде. Поэтому, как правило, информация о сборниках трудов институтов распространяется путем научных связей - на конференциях, путем проведения совместных исследований, научных командировок.

Экспресс-информация и “Реферативный журнал ”. “Быстрая” (экспресс) информация, “Реферативный журнал” и другие подобные источники информации издаются ВИНИТИ. Здесь мы лишь укажем их названия с очень краткой характеристикой.

1) “Реферативный журнал”. Содержит краткие аннотации книг, статей, изобретений. Выходит 12 раз в год по приблизительно по 30 тематическим разделам.

2) “Экспресс-информация”. Выходит в 30 сериях по 4 номера в месяц. “Экспресс-информация” отличается большей глубиной и детальностью изложения содержания важнейших публикаций в специальных журналах. Кроме того, она более оперативна.

3) “Сигнальная информация”. Это ежемесячные выпуски, содержащие перечень всех поступлений в ВИНИТИ за истекший месяц. Издается по разделам физических, химических, биологических и др. наук.

4) Реферативные картотеки (РК) и рефераты на картах с краевой перфорацией (207х144 мм). Издаются лишь по некоторым разделам науки и техники.

5) “Итоги науки и техники”. Это выпуски, содержащие обзоры достижений в разных областях техники. Периодичность - от одного до нескольких лет.

6) “Депонированные научные работы” и “Издания ВИНИТИ за прошлый год”. Это библиографические указатели, содержание которых следует из названий.

7) “Бюллетень международных научных съездов, конференций, конгрессов, выставок”.

Для начинающих исследователей наиболее интересны, по-видимому, “Реферативный журнал” и “Экспресс-информация”. Однако они не могут заменить чтение оригинальных журнальных статей. Оба издания являются лишь “сигналом”, свидетельствующим о необходимости обратиться к соответствующему журналу. Кроме того, “обзор” статьи даже на мало знакомом языке дает научному работнику много полезной информации о ее содержании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: