Международные космические организации
Правовой статус космонавтов
Согласно Договору ООН по космосу, космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Они имеют право на помощь государств — участников Договора в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории иностранного государства или в открытом море. При вынужденной посадке космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству регистрации.
Космонавты обязаны оказывать помощь друг другу в космическом пространстве и на небесных телах.
Государство регистрации сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем космического объекта во время его нахождения в космосе.
Космонавты имеют право свободно передвигаться по поверхности Луны и других небесных тел.
В 1964 году была учреждена на основе Соглашения о временных условиях создания глобальной коммерческой системы спутников связи Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛCAT). Задачи ИНТЕЛСАТ — создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутниковой связи. Штаб-квартира ИНТЕЛСАТ находится в Вашингтоне.
|
|
В 1971 году была создана Международная организация космической связи «Интерспутник». Целью этой организации является координация усилий государств-членов по созданию и эксплуатации системы связи через искусственные спутники Земли. Штаб-квартира находится в Москве.
Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) была создана в 1976 году. Ее членами являются более 60 государств. Цели этой организации — обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи в интересах совершенствования системы оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море, повышение эффективности работы судов и управления ими, совершенствование служб морской общественной корреспонденции и возможностей радиоопределения. Штаб-квартира ИНМАРСАТ находится в Лондоне.
Порядок реализации материальной ответственности установлен Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года
С середины 50-х гг. государства активно сотрудничают в области мирного использования атомной энергии. Возникновение новой сферы человеческой деятельности обусловило необходимость в координации усилий государств по использованию атомной энергии в мирных целях. Было заключено большое число международных соглашений, регулирующих различные аспекты мирной атомной деятельности, сформировалась новая отрасль международного права — международное ядерное право.
|
|
Международное ядерное право представляет собой совокупность принципов и норм, которые регулируют международное совокупность принципов и норм, которые регулируют международное сотрудничество государств и других субъектов международного права в области мирного использования ядерной энергии и предотвращения опасности ядерной войны.
Источниками данной отрасли являются: Устав МАГАТЭ, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и др.
Международно-правовое регулирование в области мирного использования атомной энергии развивается в следующих основных направлениях:
1. ядерное разоружение;
2. обеспечение ядерной безопасности и радиационной защиты;
3. регламентация ядерного экспорта и транспортировки ядерных веществ;
4. физическая защита ядерных материалов;
5. атомное судоходство;
6. использование ядерных источников энергии в космосе;
7. охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения;
8. ядерное страхование и установление ответственности за ядерный ущерб;
9. помощь в случае ядерной аварии.
Рассмотрим некоторые из этих направлений.
В 1956 году было создано Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ. Целью МАГАТЭ, как записано в ст.2 Устава, является достижение более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, благосостояния, здоровья людей во всем мире.
Нормы, которые детально регламентируют функции Агентства в ст.3 Таких функций, по Уставу 7:
1. способствовать и содействовать научно-исследовательской работе в области атомной энергии и развитию атомной энергии и практическому ее применению в мирных целях во всем мире и, в случае просьбы о том, служить посредником с целью обеспечения тому или иному члену Агентства,
2. в соответствии с настоящим Уставом обеспечивать услуги, материалы, оборудование и технические средства для удовлетворения нужд научно-исследовательской работы в области атомной энергии, развития атомной энергии и практического ее применения в мирных целях, с надлежащим учетом нужд слаборазвитых районов мира;
3. способствовать обмену научными и техническими сведениями о применении атомной энергии в мирных целях;
4. поощрять обмен научными работниками и специалистами в области использования атомной энергии в мирных целях и их подготовку;
5. устанавливать и проводить в жизнь гарантии, имеющие своей целью обеспечить, чтобы специальные расщепляющиеся и иные материалы, услуги, оборудование, технические средства и сведения, предоставляемые Агентством или по его требованию или под его наблюдением или контролем, не были использованы таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели, и распространять, по требованию сторон, применение этих гарантий на любые двусторонние или многосторонние соглашения или, по требованию того или иного государства, на любые виды деятельности этого государства в области атомной энергии;
6. устанавливать или применять, в консультации и, в надлежащих случаях, в сотрудничестве с компетентными органами Организации Объединенных Наций и с заинтересованными специализированными учреждениями, нормы безопасности для охраны здоровья и сведения к минимуму опасности для жизни и имущества (включая такие же нормы для условий труда) и обеспечивать применение этих норм как в своей собственной работе, так и в работе, при которой используются материалы, услуги, оборудование, технические средства и сведения, предоставляемые Агентством или по его требованию, или под его контролем или наблюдением, и обеспечивать, по требованию сторон, применение этих норм к деятельности, проводимой на основании любого двустороннего или многостороннего соглашения, или, по требованию того или иного государства, к любому виду деятельности этого государства в области атомной энергии;
|
|
7. приобретать или создавать любые установки, заводы и оборудование, которые могут быть полезными при выполнении им возложенных на него функций, если имеющиеся в соответствующем районе установки, заводы и оборудование являются недостаточными или если пользование ими возможно лишь на условиях, которые Агентство признает неудовлетворительными.
24 сентября 1996 г. был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В преамбуле Договора отмечается, что прекращение всех испытательных взрывов ядерного оружия и всех других ядерных взрывов посредством ограничения разработки и качественного совершенствования ядерного оружия и прекращения разработки усовершенствованных новых типов ядерного оружия представляет собой эффективную меру ядерного разоружения и нераспространения во всех его аспектах. В соответствии со ст. 1 Договора каждое государство-участник «обязуется не проводить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем». Каждое государство-участник обязуется далее воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва. Договор является бессрочным.