Внимание не является самостоятельным познавательным процессом.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Внимание бывает 3-х видов:
1. Непроизвольное – непреднамеренное сосредоточение сознания на объектах деятельности в силу их особенности (громкий звук, яркий свет и т.д.).
2. Произвольное – специальное сосредоточение внимания на объектах; зависит от цели деятельности и требует постоянных волевых усилий.
3. Послепроизвольное – сохранение произвольного внимания, для которого уже не требуется волевых усилий, они заменяются интересом, увлеченностью, навыками.
Свойства внимания:
1. Объем – это количество объектов, одновременно удерживаемых или осознаваемых человеком с одинаковой степенью ясности (5-7 единиц информации)
2. Распределяемость – способность параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
3. Концентрация (сосредоточенность) – степень сосредоточенности внимания на объекте.
|
|
4. Переключаемость – скорость переключения сосредоточенности сознания с одних объектов на другие (осознанность переключения).
5. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.
Память. Мнемические процессы.
Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Человеческая память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память - необходимое условие единства человеческой психики, наше психологической идентичности.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
Виды памяти:
По системам:
Существует несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация:
1. Сенсорная (мгновенная) –
2. Кратковременная
3. Оперативная
4. Долговременная
По видам анализаторов:
1. зрительная
2. слуховая
3. двигательная
по сигнальным системам:
образная, логическая и эмоциональная.
По способам запоминания
Прямая и опосредованная.
По форме психической активности
-Произвольная (запомни!)
-непроизвольная (иногда и не хотим, а запоминаем!)
По процессам:
1. запечатление;
2. сохранение;
3. воспроизведение;
4. забывание.
Воспроизведение информации можно считать основной функцией, основным назначением памяти – дать человеку возможность использовать данные своего опыта.
|
|
Память относится к одному из самых индивидуализированных явлений психики и зависит от множества факторов:
1. степени завершенности действий запоминания (незавершенное действие запоминается сильнее, т.к. вызывает негативные эмоции);
2. от интересов и склонностей личности;
3. от отношения личности к той или иной деятельности;
4. от эмоционального настроя;
5. от волевого усилия.
Мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание.
Закономерности механического запоминания нейтрального
(в смысловом и эмоциональном отношениях) материала
1. Сильнее всего запоминаются относительно элементарные, но сильно действующие внешние воздействия, которые человек переживает впервые.
2. Сложная информация, не вызывающая сильных эмоциональных реакций, долго в памяти не задержится.
3. Чем выше концентрация внимания на данных, тем быстрее произойдет их запоминание.
4. При запоминании длинного ряда данных или впечатлений лучше всего воспроизводятся их начало и конец.
5. Повторение – единственная относительная гарантия надежности запоминания.
6. Логически связанные или взаимообусловленные данные легче запомнить, так как складывается ассоциативная связь впечатлений. При воспроизведении одни и те же элементы как бы «тянут за собой другие».