Понятие и содержание этики
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Деловая этика»
Костанай 2013 г.
Краткий конспект лекций по дисциплине «Деловая этика» составлен:
Ивановой Нели Александровной, к.и.н., доцентом кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин;
Краткий конспект лекций по дисциплине «Деловая этика» обсужден на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.
Председатель метод. комиссии __________________ И.А.Волошина
Тема 1. Этика: понятие, содержание и социальная ценность
Вид лекции: Вводная информационная лекция.
Компетенции:
ОК-5 -владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-12 – осознанием социальной значимости своей будущей профессии;
ОК-13 - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ПК-25 – знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в менеджменте.
Образовательные технологии: Технология проблемного обучения (Открытая дискуссия).
Цель:
Формирование целостного представления о научной картине мира и месте в нем этики.
Задачи:
1. Познакомить студентов с основными этическими понятиями и категориями, основными проблемами и задачами науки этики;
2. Научиться оценивать поступки личности в профессиональной деятельности с этической точки зрения;
3. Иметь представление о междисциплинарных связях науки этики.
4. Воспитывать положительные моральные качества личности.
Ключевые слова: Этика, мораль, категории этики, структура этики, направления этики.
Вопросы:
- Понятие и содержание этики
- Этика в системе гуманитарного знания
- О соотношении морали и права. Теоретические проблемы этики.
Содержание:
Термин «этика – древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова «Этос» (ethos), означавшего местопребывание – человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Позднее данное слово приобретает новый смысл – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. Вместе с новым значением слово «этос» приобретает нормативный оттенок, обозначая такую устойчивую природу явления, которая вместе с тем выступает в качестве образца. Смещение и углубление значения слова «этос» (от местопребывания к характеру, устойчивой природе) является многозначительным: здесь можно усмотреть зависимость характера, устойчивой природы человека и животных от их совместного проживания, общежития.
Этика – это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущую данному обществу совокупность принципов человеческого общения.
Термин «этика» происходит от греческого «этос» (нрав, характер). Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях. Термин «мораль» появился в IV в. н. э. в латинском языке, как прямой аналог греческого термина “этика”. Первоначально эти термины в основном совпадают. Позже, с развитием культуры, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью стали пониматься реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т. д.). В таком же значении употребляется и термин «нравственность». Этика же стала наукой, изучающей мораль (нравственность).
Предметом этики являются нравственные процессы, жизнь человека и общества: ведущие мотивы общественного поведения, нравственное бытие человека.
Этика – гуманитарная дисциплина (от лат.человек), т.е. наука, объект изучения которой человек. Поэтому этика тесно связана и взаимодействует со всеми практическими науками гуманитарного плана, со всей духовной культурой общества. Так, литература и искусство в целом, с одной стороны, а этика – с другой, взаимно обогащают и дополняют друг друга. Вся нравственная жизнь общества и личности. Ее различные стороны, вся сложная палитра взаимоотношений людей друг с другом и с миром в целом отражаются в искусстве и литературе каждой эпохи, вызывая сочувствие, негодование, осуждение, восхищение современников (достаточно вспомнить страстные споры о нигилизме во второй половине XIXв. в связи с публикацией романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).