Этика в системе гуманитарного знания

Понятие и содержание этики

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Деловая этика»

Костанай 2013 г.

Краткий конспект лекций по дисциплине «Деловая этика» составлен:

Ивановой Нели Александровной, к.и.н., доцентом кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин;

Краткий конспект лекций по дисциплине «Деловая этика» обсужден на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

Председатель метод. комиссии __________________ И.А.Волошина

Тема 1. Этика: понятие, содержание и социальная ценность

Вид лекции: Вводная информационная лекция.

Компетенции:

ОК-5 -владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-12 – осознанием социальной значимости своей будущей профессии;

ОК-13 - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ПК-25 – знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в менеджменте.

Образовательные технологии: Технология проблемного обучения (Открытая дискуссия).

Цель:

Формирование целостного представления о научной картине мира и месте в нем этики.

Задачи:

1. Познакомить студентов с основными этическими понятиями и категориями, основными проблемами и задачами науки этики;

2. Научиться оценивать поступки личности в профессиональной деятельности с этической точки зрения;

3. Иметь представление о междисциплинарных связях науки этики.

4. Воспитывать положительные моральные качества личности.

Ключевые слова: Этика, мораль, категории этики, структура этики, направления этики.

Вопросы:

  1. Понятие и содержание этики
  2. Этика в системе гуманитарного знания
  3. О соотношении морали и права. Теоретические проблемы этики.

Содержание:

Термин «этика – древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова «Этос» (ethos), означавшего местопребывание – человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Позднее данное слово приобретает новый смысл – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. Вместе с новым значением слово «этос» приобретает нормативный оттенок, обозначая такую устойчивую природу явления, которая вместе с тем выступает в качестве образца. Смещение и углубление значения слова «этос» (от местопребывания к характеру, устойчивой природе) является многозначительным: здесь можно усмотреть зависимость характера, устойчивой природы человека и животных от их совместного проживания, общежития.

Этика – это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущую данному обществу совокупность принципов человеческого общения.

Термин «этика» происходит от греческого «этос» (нрав, характер). Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях. Термин «мораль» появился в IV в. н. э. в латинском языке, как прямой аналог греческого термина “этика”. Первоначально эти термины в основном совпадают. Позже, с развитием культуры, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью стали пониматься реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т. д.). В таком же значении употребляется и термин «нравственность». Этика же стала наукой, изучающей мораль (нравственность).

Предметом этики являются нравственные процессы, жизнь человека и общества: ведущие мотивы общественного поведения, нравственное бытие человека.

Этика – гуманитарная дисциплина (от лат.человек), т.е. наука, объект изучения которой человек. Поэтому этика тесно связана и взаимодействует со всеми практическими науками гуманитарного плана, со всей духовной культурой общества. Так, литература и искусство в целом, с одной стороны, а этика – с другой, взаимно обогащают и дополняют друг друга. Вся нравственная жизнь общества и личности. Ее различные стороны, вся сложная палитра взаимоотношений людей друг с другом и с миром в целом отражаются в искусстве и литературе каждой эпохи, вызывая сочувствие, негодование, осуждение, восхищение современников (достаточно вспомнить страстные споры о нигилизме во второй половине XIXв. в связи с публикацией романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: