Понятие предпринимательской деятельности

Основным звеном экономики является предприятие.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства товара (т.е. продукции, выполнения работ и оказания услуг) с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Во всех случаях основной задачей предприятия является получение дохода за счет реализации потребителям производимого товара. На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Родоначальником предприятия является предприниматель.

Предприниматель - субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход (В.Савченко).

В соответствии с российским законодательством “… предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке ”.

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах: индивидуальной и коллективной. Индивидуальная предпринимательская деятельность осуществляется физическими лицами, коллективная – юридическими лицами. В обоих формах может применяться и не применяться наемный труд.

В истории экономической мысли функция предпринимательства, за которую предприниматель получает доход как “чистую” прибыль, остающуюся после выплаты всех производственных издержек, объясняется как:

деятельность в условиях риска и неопределенности (Р.Кантильон, И.Тюнен, Найт);

координация факторов производства (Ж.Б.Сей);

новаторство (Й.Шумпетер);

арбитражные сделки (Л.Мизес, И.Кирцнер).

Ричард Кантильон впервые ввел термин “предприниматель” в экономическую теорию, обозначив его как деятельность человека, покупающего по известной цене и продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск. И, поскольку предприниматель является “изобретателем и исследователем в своей области”, риск, по И.Тюнену, непредсказуем и неисчислим. Человек, берущий на себя бремя подлинной неопределенности и избавляющий от него своих “поставщиков” считается, по Ф.Найту, предпринимателем.

Ж.Б.Сэй главную функцию предпринимателя видит в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации собственного процесса и величина факторных доходов определяется законами спроса и предложения.

Один из самых оригинальных мыслителей первой половины ХХ века Йозеф Алоиз Шумпетер называет предпринимателями людей, занимающихся экономическим новаторством: “Задача предпринимателей – реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности...”. Сутью этого определения является признание инновационности как неотъемлемой черты предпринимательства, которая характеризуется созданием новых экономических комбинаций, выводящих экономику из равновесия, основными видами которой являются: производство новых благ, применение новых способов производства и коммерческого использования благ существующих, освоение новых рынков сбыта, освоение новых источников сырья, изменение отраслевой структуры.

В неоавстрийской школе предпринимательство характеризуется выбором из доступных технологических методов производства самого дешевого, который нужен публике (Л.Мизес) и прибыль является продуктом его идеи, воплощенной в капитале. И.Кирцнер считает предпринимателем человека, который может купить товар по дешевой цене, а продать его в другом месте или в другое время по более дорогой, зарабатывая на арбитражных сделках или на спекуляции в нашем понимании этого слова.

Все рассмотренные выше функции предпринимательства Макконелл К.Р., Брю С.Л. объединяют, выделяя среди экономических ресурсов предпринимательскую способность, которая определяется четырьмя взаимосвязанными функциями предпринимателя:

соединение ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги;

принятие основных решений в процессе работы предприятия;

введение на коммерческой основе новых продуктов, новых производственных технологий или новых форм организации предприятия;

деятельность в условиях риска.

А.В.Орлов определяет предпринимательство как осознанный выбор общественно-полезной деятельности, осуществляемый в рамках закона с целью получения прибыли и удовлетворения от сделанного, при умении рисковать и брать ответственность на себя в интересах благополучия семьи и партнеров.

Предприниматель получает прибыль через реализацию имеющегося у него товара или услуги потребителю. Товарами и услугами могут быть здания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, патенты и т.д.), деньги, валюта, ценные бумаги и т.д. Исходя из того, предприниматель товар делает сам или получает его и затем реализует, предпринимательство делится на три вида деятельности: производственное, коммерческое и финансовое.

Производственное предпринимательство направленно на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку, предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям.

Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что его содержанием являются товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг.

Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги.

В зависимости от размеров предприятия условно делятся на три группы: крупные, средние и малые. Предприятие, как правило, развивается в три этапа: создание фирмы, функционирование в качестве малого предприятия (на этом этапе развития остаются многие фирмы), укрупнение предприятия и привлечение внешних инвесторов.

В последнее время на Западе предпринимательство получило широчайшее распространение. Экономическая свобода, возможность политического выбора и всеобщее образование, часто в области высоких технологий, привели к появлению огромного числа людей, желающих создать свое собственное дело. Стимулирует предпринимательство и безработица: многие служащие корпораций вынуждены были уйти в сферу малого предпринимательства, потеряв уверенность в том, что работа в крупной корпорации не дает автоматическую гарантию занятости.

Влияние предпринимательства на национальную экономику исходит из его сущности – стремления каждого гражданина улучшить свое материальное положение и выражается через массовое явление в форме развития малых предприятий.

Универсального определения малого предпринимательства не существует. В докладе Российской ассоциации развития малого предпринимательства приводится более 20 формальных определений малых и средних предприятий в различных зарубежных странах. Отдельные попытки как зарубежных, так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение не дали результатов и для разных целей используются различные определения.

В определении малого предпринимательства основным критерием является численность работающих на предприятии. Так, предельный ценз численности работников при выделении малых предприятий в Японии составляет 300 человек, в США, Германии, Франции – 500, Нидерландах – 100, в Бельгии – 50. Верхняя граница численности работающих колеблется в зависимости от отрасли – в сфере услуг, торговли, финансов и страхования она ниже. Кроме того, часто используются дополнительные критерии при выделении малых предприятий (оборот, активы и др.).

В соответствии с российским законодательством, субъектам малого и среднего предпринимательства относятся “внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства”. Необходимо отметить, что критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в России за немногим более 20 лет менялись несколько раз.

На уровне Европейского Сообщества малое и среднее предпринимательство составляют очень малые (0-9 служащих), малые (10-49 служащих) и средние предприятия (50-249 служащих). Кроме того, они определяются товарооборотом (менее 40 млн. ЭКЮ) или общим балансом (менее 27 млн. ЭКЮ) и экономической независимостью.

Таким образом, предпринимательство, с одной стороны, это образ жизни, а с другой – возможность повышения своего благосостояния и его главным мотивом является прибыль. Но, всякий раз являясь индивидуальным, “штучным” явлением, предпринимательство, в силу своей массовости, играет важную роль в рыночной экономике, поскольку большая производительность труда отдельных лиц увеличивает благосостояние всего общества. Удачная предприимчивость нередко создает для местного населения новое поле для приложения труда, новые источники дохода и средств для существования массы населения, что оказывает благотворное влияние в экономическом развитии страны и росте ее производительных сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: