Исполнительная власть

Исполнительная власть теоретически принадлежит монарху. На деле он не участвует в законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не обладает. Страной руководит «правительство Его (Ее) Величества», точнее, его узкая часть – кабинет министров, в котором главную роль играет Премьер-министр.

Глава государства в Великобритании - монарх, являющийся источником суверенной власти и символом нации. Монарх занимает свой пост не путём выборов, а по наследству. Согласно Акту о престолонаследии 1701 года в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии – дочерью. Так в 1952 году воцарилась нынешняя Королева Елизовета II, принадлежавшая Квиндзорской династии: у её отца Георга VI не было сыновей. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона.

Монарх может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его нисходящих наследников будет наследовать трон.

Первым наследником престола считается старший сын царствующего монарха. Он носит титул принца Уэльского. Существует и возможный наследник (наследница), например, младший (следующий по возрасту за первым наследником) сын или старшая (единственная) дочь монарха.

Супруг Королевы монархом не является. Ему как принцу – консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга короля именуется королевой, однако, полномочий монарха не имеет.

В официальных британских документах и доктринальных произведениях институт монарха часто обозначают термином «Корона».

Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, то есть его как бы прирождённых исключительных прав, не производных от решений Парламента. Королевскую прерогативу можно разделить на личную и политическую.

Личная прерогатива охватывает право на атрибуты монарший власти: корону, мантию, трон, и скипетр и державу, титул, в котором перечисляются владения монарха, указывается божественное происхождение его власти.

Официальный титул Королевы Великобритании звучит так: «Её Величество милостью Божией Королева Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры». Личная прерогатива включает также право на королевский двор и цивильный лист (в 1995 году выплаты по нему составили 7,9 миллионов фунтов стерлингов). Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов, однако, в начале 90-х годов Елизавета II добровольно от этого отказалась.[17]

Группа полномочий политических прерогатив весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них – полномочия в области внутренней и внешней политике.

В области внутренней политике королевской прерогативы можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

Прерогатива в области управления означает: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) руководство вооружёнными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье почётных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

Прерогатива в судебной области основана на правиле «монарх – источник справедливости». Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.

Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент - законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные полномочия заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

Следует иметь в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарх осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Отдельно нужно сказать о праве заключения международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 года практикой международные договоры, подписанные главами государств, представляются на одобрение обеих палат Парламента.

Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического, торгового или технического характера не требуют выше изложенной процедуры рассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в своём тексте нормы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не влекут за собой изменений британского права или налогообложения; в) не затрагивают частные права британских подданных.[18]

Конституционному праву хорошо известен термин «правительство» и почти неизвестен термин «кабинет», но на деле именно последний во главе с Премьер-министром управляет страной. Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность по закону-95 человек), обычно это 75-80 министров, государственных министров, министров без портфеля, носителей традиционных должностей (лорд – хранитель печати и другие), младших министров, секретарей. Ранг министров имеют генеральный прокурор (он же генеральный - атторней) – юридический советник правительства, его представитель в суде. Титул государственного секретаря используется для важнейших министров: иностранных дел, внутренних дел и других.

Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18-23 человека, в 2000 году-22), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и другие. Он созывается на заседания и принимает решения. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живёт Премьер – министр. Чаще на эти заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собирается «внутренний кабинет» - несколько министров, пользующихся особым доверием Премьер – министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета.

Деятельность кабинета закрыта. Закон запрещает знакомиться с его протоколами в течение 30 лет. Решения на заседаниях кабинета принимаются без голосования.[19]

Возглавляет Правительство Премьер – министр. Премьер – министром назначается лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Он осуществляет общее руководство Кабинетов министров и официально занимает должность Первого лорда Казначейства.

Премьер-министр осуществляет следующие функции: 1) формирует правительство и руководит его деятельностью; 2) поддерживает постоянные отношения между Кабинетом и монархом и даёт советы монарху по вопросам политики; 3) представляет Правительство в парламентских дебатах и отвечает на вопросы о правительственной политике в палатах; 4) информирует лидера оппозиции Правительства Её Величества по наиболее важным конфиденциальным вопросам обороны и безопасности; 5) осуществляет контроль за исполнением решений Правительства министерствами и ведомствами; 6) участвует в принятие решений о назначениях на высшие государственные должности.

Функции и полномочия не определяются законом. Они вытекают из политических традиций и конституционных соглашений. Роль Премьер – министра в принятие решений правительством (Кабинетом министров) столь велика, что сегодня «кабинетную систему» иногда называют «правительством Премьер – министра» (Prime Ministerial government).

Политическая практика показывает, что роль Премьер – министра в осуществлении политики и отношения с Кабинетом министров во многом зависят от его личности. При этом следует иметь в виду, что принципы деятельности Кабинета определяются не личностью Премьер – министра, а конституционными соглашениями. Например, коллективная и индивидуальная ответственность министров; обязательное участие членов Кабинета в работе одной из палат Парламента; право монарха получать информацию от Кабинета и действовать по совету своих министров и так далее.[20]

При Премьер – министре и министрах существует множество вспомогательных органов – комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют парламентские службы, которые следят за дебатами в Парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в Парламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовит ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

Для исполнения законов Парламента, как считается, правительство принимает нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не от имени кабинета, которого законодательство, по существу (кроме единичных упоминаний), не знает, а от имени отдельных министров, кроме того, Парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное законодательство), которое тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в Парламент («положено на стол Парламента») до или после принятия, на деле же сдаются в библиотеку и в комитет Парламента по подчиненному законодательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета. Актов делегированного законодательства принимается приблизительно две тысячи в год.[21]

Несмотря на многочисленные реформы, британская судебная система остаётся чрезвычайно сложной. Традиционно суды подразделяются на высшие и низшие. Особое значение имеет деятельность высших судов, которые, разрешая конкретные дела, создают прецеденты.

Высшими судебными органами, юрисдикция которых распространяется на территорию всего государства, является Палата лордов и Судебный комитет Тайного совета при монархе.

Палата лордов как судебный орган представляет собой преимущественно апелляционную инстанцию по гражданским и уголовным делам.

Закон 1876 года об апелляционной юрисдикции установил, что суд Палаты лордов как апелляционной инстанции имеет следующий состав: 1) Лорд – канцлер; 2) «ординарные лорды по апелляции; 3) лорды ранее занимавшие судебные должности. По гражданским и уголовным делам Палата лордов рассматривает жалобы на решения Апелляционного суда, Высокого суда Англии и Уэльса, Высокого суда Северной Ирландии. На решения Суда сессий Шотландии в Палату лордов можно апеллировать только по гражданским делам. Основанием для апелляционной жалобы по гражданским делам может быть и вопрос факта, и вопрос права, по уголовным делам – только вопросы права, имеющие важное общественное значение. Условие подачи апелляции регулируется законодательством.

Судебный кабинет Тайного совета как судебный орган сохраняет своё значение как апелляционная инстанция на решения судебных судов и медицинских трибуналов. В старые времена, до Вестминстерского статуса 1931 года, исходя из принципа: «британский монарх – источник правосудия для всех доминионов», Судебный комитет рассматривал апелляции на решения высших судов государств – членов Британского Содружества Наций.

С принятием Вестминстерского статуса государства – члены Содружества получили право принимать законы, которые исключают возможность апелляции к Тайному совету. Ещё раньше, в 1857 году, была отменена апелляционная юрисдикция Судебного комитета Тайного совета в области морского права. Однако, несмотря на значительное сужение юрисдикции Судебного комитета, он продолжает играть важную роль в развитии права страны, сохраняя специальную компетенцию высказывать по требованию монарха авторитетное мнение по вопросам права.

Судебная система Англии и Уэльса включает в себя: 1) Апелляционный суд; 2) Высокий суд; 3) Суд Короны; 4) суды магистратов и суды графств.

Апелляционный суд является вышестоящий судебной инстанцией. В его составе 18 судей, которые образуют несколько коллегий, каждая из трёх судей. Суд состоит из двух отделений: по гражданским и по уголовным делам. Отделение по гражданским делам рассматривает апелляции на решения Высокого суда, судов графств, Апелляционного и других трибуналов. Отделение по уголовным делам рассматривает жалобы на решения Суда Короны, слушая апелляции на обвинительные приговоры и высказывая суждения по вопросам права в связи с оправдательными приговорами.

Высокий суд состоит из судей, назначаемых монархом по рекомендации Лорда – канцлера из числа барристеров, имеющих стаж работы в этом качестве не менее 10 лет. Высокий суд включает в себя три отделения: 1) канцлерское отделение; 2) отделение королевской семьи; 3) отделение по семейным делам.

Канцлерское отделение в качестве суда первой инстанции рассматривает споры о недвижимости, о доверительной собственности, о торговых товариществах, об управлении наследственным имуществом, о взыскании налогов и так далее. В качестве апелляционной инстанции рассматриваются жалобы на решения судов графств по делам о банкротстве, земельной регистрации и по другим вопросам. Отделение королевской скамьи в качестве суда первой инстанции рассматривает широкий спектр гражданских дел, особенно в связи с выполнением договоров и деликтами. Отделение по семейным делам в качестве первой инстанции имеет исключительную юрисдикцию в решение споров по семейным делам.

Суд короны, созданный в соответствии с Законом о судах 1971 года, наделён исключительной юрисдикцией в отношении тяжких уголовных преступлений и ограниченной гражданской юрисдикцией в основном по делам о выдаче лицензий. В состав Суда Короны входят: 1) судьи Отделения королевской скамьи Высокого суда; 2) окружные судьи, назначаемые монархом по рекомендации Лорда – канцлера; 3) рекордёры (судьи, назначаемые монархом по рекомендации Лорда – канцлера из числа барристеров или солиситоров со стажем и исполняющие обязанности судьи по вызову, то есть не постоянно, а время от времени) по первой инстанции Суд Короны заседает с участием присяжных (10 – 12 человек); в качестве апелляционной инстанции – рассматривает, обязательно с участием мировых судей, жалобы от лиц, осужденных в суммарном порядке в судах магистратов.[22]

Около 90% дел рассматриваются в Англии и Уэльсе нижестоящими судебными инстанциями, традиционно причисляемыми к низшим судам. К ним относятся суды графств и магистратские суды.

Судами графств рассматриваются гражданские дела с небольшой ценой иска – например, по искам из договоров и деликтов – до пяти фунтов стерлингов. Этих судов насчитывается более 350. Общее руководство судами графств осуществляет лорд – канцлер. В качестве судей в судах графств выступают окружные судьи или рикордеры. В каждом суде работает обычно один или два постоянных судьи. Кроме того, в каждом суде имеется один помощник судьи, назначаемый лордом – канцлером. Дела слушаются единолично судьями или рикордерами.

По ходатайству сторон дело может слушаться с участием 8 присяжных. Решения судов графств могут быть обжалованы в Апелляционный суд, а по делам о банкротстве – канцлерское отделение Высокого суда.

Суды магистратов – это суды, состоящие из мировых судей, которые в большинстве случае не являются профессиональными юристами и не получают материального вознаграждения за свою деятельность. Магистратские суды обладают уголовной и гражданской юрисдикцией. Уголовную юрисдикцию в основном составляет рассмотрение суммарных преступлений. Гражданская юрисдикция распространяется на брачно-семейные дела, дела об установления отцовства и о взыскании некоторых обязательных платежей.[23]

Все судьи в Великобритании назначаются: высшие суды – Короной (по рекомендации Лорда–канцлера, низшие – самим Лордом–канцлером).

Таким образом, рассмотрев государственное устройство Великобритании, можно сделать вывод о том, что хотя конституцией и закреплено, что данная страна является парламентарной монархией, фактически всё обстоит иначе. Глава государства (монарх) обладающий сильными полномочиями на самом деле выступает слабой политической фигурой, так как его полномочия либо совсем или почти не используются, именуясь «спящими прерогативами», либо используются не самостоятельно: по инициативе парламента или Премьер-министра. Монарх в Великобритании олицетворяет собой лишь стабильность государственных институтов и единство нации.

Лекция по теме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: