Заедание
Износ
Контактное разрушение
Разрушение из-за активного контакта в пятне контакта.
Для борьбы с этой проблемой предлагается:
· Если НB<350 и V<15м/c то происходит завальцовывание.
· Расчёт на контактную прочность.
· Повышение степени точности по пятну контакта, например было так:
9-B
а сделали так, повысили степень точности по контактам зубьев:
9-9-8-B.
Рабочая поверхность зуба изнашивается, крошится и в итоге утончается, и в конце концов зуб ломается.
Для борьбы применяют следующие методы:
· Повышают твёрдость для того чтобы сократить степень износа.
· Очистка масла от разрушающих элементов (металлической стружки, пыли и т.д.).
Происходит из-за высоких кинематических давлений, которые возникают при расширении колёс
во время нагрева (иногда до 1300С°), который возникает при высоких окружных, а значит и линейных скоростей. Получается, что один зуб застревает между двумя, колёса крутятся, но тот что застрял вылезти не может и начинает как бы сворачиваться у основании, это останавливает зубчатую передачу. Может возникнуть также такая ситуация, из-за высокой температуры и давления, два зуба как бы свариваются, и при продвижении один у другова вырывает часть поверхности в, которой заключается твёрдость. В результате перепад в жесткости. Заедание часто наблюдаются в червячных передачах.
|
|
Методы борьбы таковы:
· Создать перепад в твёрдости.
· Использовать масло со специальными добавками, которые не позволяют передачи заесть.
· Можно охлаждать масло.
·
Один зуб как будто продавливается в другой. Это возникает при малых скоростях и при больших контактных давлениях.
Выход только один:
· Повышать твёрдость.σ
Расчёт зуба прямозубого колеса на изгиб
При расчете применяют ряд допущений:
· Вся нагрузка передается одной парой сопрягаемых зубьев, что справедливо для 8-9 и более грубых степеней точности.
· Сила трения не учитывается
· Зуб рассматривается как консольная балка в момент входа в зацепление(наиболее опасное нагружение)
Раскладываем силу, направленную по нормали (Fn), на две составляющие:
где: bw – ширина зуба
S – толщина
Примем некоторые коэффициенты подобия
Тогда:
где КT – теоретический коэффициент напряжения в выгрузке (область между двумя зубьями).
где: yF – коэффициент формы зуба.
Расчёт зуба косозубого колеса на изгиб
Расчёт похож на расчёт для прямозубого колеса, но с учетом особенностей косозубых колёс:
·
·
·
·
·
В итоге получим формулу для расчета на изгиб косозубого колеса.
|
|