Таблица 13.3
Процесс контроля и выбор варианта форм контроля
Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:
1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля "Controlling" или частные проверки);
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления);
3. Планирование проверки:
а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
г) методы контроля;
д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручные, автоматические, компьютеризированные);
е) сроки и продолжительность проверок;
ж) последовательность, методики и допуски проверок.
4. Определение значений действительных и предписанных.
5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).
6. Выработка решения, определение его веса.
7. Документирование решения.
|
|
8. Метапроверка (проверка проверки).
9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).
10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).
Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы (рис. 13.9).
Рис. 13.9. Основные составляющие критерия для решения о контроле
13.13. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле
Чтобы результаты контроля можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели, ключевые результаты должны быть хорошо определены. С точки зрения оценки результатов коммерческой деятельности контроль направлен на оценку стратегических альтернативных вариантов, долгосрочных ключевых результатов, степени их достижения прежде всего в разрезе года. Это оценивают на уровне фирмы, подразделения, работника. Контроль должен быть направлен на результаты как коммерческой, так и вспомогательной деятельности (табл. 13.3).
Пример ситуации контроля
Ключевой результат | Планируемый результат | Полученный результат | Измеритель | Оценка и выводы | ||||
1. Коммерческая деятельность: | ||||||||
Рентабельность | +2 % от нынешнего уровня прибыли на весь капитал | рост 3 % | Прибыль на весь капитал | Цель превзойдена, но процент прибыли еще недостаточно высок | ||||
Контролируемая доля рынка | 25 % внутреннего рынка | 33 % внутреннего рынка | Доля в % | Цель превзойдена; доля на внутреннем рынке довольно высока; обратить внимание на экспорт | ||||
Административные расходы | 10 % экономии | 3 % экономии | Расходы по бухгалтерской отчетности | Цель не достигнута. Разобраться в причинах и факторах | ||||
2. Вспомогательная деятельность: | ||||||||
Производительность труда | Увеличить на 20 % число операций при том же персонале | Рост на 15 % при сокращении численности персонала на 3 % | Число выполненных операций | Цель почти достигнута. Продолжить выполнение мероприятий | ||||
Мотивация персонала | Значительно большее желание работать, внутреннее стремление к перемещениям | Заметно повышение | Анализ по принципу "Мне кажется" | Достигнута уверенная мотивация, закрепить достижения | ||||
Имидж фирмы | Популяризация имиджа | Значительно оживившееся в печати представление о фирме, подкрепленное информацией | Число ссылок в газетах;анализ по принципу "Мне кажется" | Наблюдается активизация. Продолжить мероприятия. Провести исследование представления об имидже фирмы в обществе |
Руководитель на стадии контроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим является сочетание напористости и гибкости. Худший вариант — агрессивность и вялость. Таким образом, объекты контроля целесообразно классифицировать в соответствии с рис. 13.10.
|
|
Рис. 13.10. Классификация объектов контроля