Лекция № 6 Реорганизация юридического лица

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права.

Явочно-нормативный порядок образования юридических лиц наиболее распространен как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

Все юридические лица, создаваемые на территории Республики Беларусь, подлежат государственной регистрации. Деятельность незарегистрированных субъектов хозяйствования запрещена законодательством. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированных юридических лиц, взыскиваются через суд и направляются в государственный бюджет.

Регистрация юридических лиц осуществляется компетентными государственными органами по месту нахождения юридического лица с занесением их в книги государственной регистрации. За регистрацию предприятия взыскивается плата, размер которой устанавливается законодательством Республики Беларусь.

Регистрация юридического лица должна быть произведена в течение срока, установленного законодательством, со дня подачи заявления с приложением всех необходимых документов. При отказе в государственной регистрации или уклонении от нее такие действия могут быть обжалованы в судебном порядке. Более подробно о действующем порядке регистрации субъектов хозяйствования в Республике Беларусь – в лекции № 13.

Реорганизация юридического лица и его ликвидация являются составными частями более широкого юридического понятия – прекращение деятельности юридического лица.

Различают два способа прекращения деятельности юридического лица.

Добровольный – осуществляется на основе решения учредителей, уполномоченного органа. Основания для такого решения: истечение срока, на который было создано юридическое лицо; достижение целей, ради которых оно было создано; после признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенным при его создании нарушением законодательства, которое носит неустранимый характер.

Принудительный – осуществляется по решению суда и уполномоченных государственных органов. Основания для такого решения: непринятие решения о ликвидации в добровольном порядке в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением целей, ради которых оно было создано; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); ведение деятельности, запрещенной законодательством, либо с иным неоднократным или грубым нарушением законодательства и др.

Существуют следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Кратко сущность этих понятий можно показать в следующей таблице.

Форма реорганизации Что происходит с правами и обязанностями юридических лиц
Слияние юридических лиц Права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом
Присоединение Права и обязанности присоединяемого юридического лица переходит к другому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом
Выделение Права и обязанности юридического лица, из которого произошло выделение одного или нескольких новых юридических, переходят к каждому из них в соответствии с разделительным балансом
Преобразование Происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица (см. вопрос 2 данной лекции); к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать данные по обязательствам реорганизованного юридического лица всех кредиторов, включая и оспариваемые обязательства. Они утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Ликвидация юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой органом, принявшим решение о его ликвидации, в установленный срок. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, она выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов осуществляются в установленной очередности (ст. 60 ГК РБ). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и утверждает его. Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения регистрационным органом соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Особенный случай прекращения деятельности юридического лица – признание его банкротом. Данная тема раскрыта в лекции № 14.

Участниками гражданских правоотношений, регулируемых гражданским правом, наряду с физическими и юридическими лицами выступает государство, т.е. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Вступая в гражданские правоотношения, государство всецело подчиняется общим и частным принципам и правилам гражданского права. Физические и юридические лица в гражданско-правовых отношениях с государством приобретают максимум свободы, которая только возможна в общество. Их подчинение интересам государства как субъекта гражданско-правового отношения носит такой же добровольный характер, как и подчинение своей воли интересам других физических и юридических лиц во времени и по существу своих обязательств.

Не обладая какими-либо преимуществами в гражданских правоотношениях над другими субъектами, государство, тем не менее, является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений и соответственно по правовому положению имеет свою специфику.

1. Многие нормы Гражданского кодекса, определяющие правосубъектность юридического лица, неприменимы к Республике Беларусь как суверенному государству (порядок образования, реорганизации, прекращения деятельности и т.п.).

2. Только Республика Беларусь как субъект правоотношений может обладать рядом прав, которых не могут иметь юридические лица (например, право собственности на объекты, которые могут принадлежать исключительно государству – недра, воды, воздушное пространство, территория государства).

3. Объем правоспособности государства в целом более полный в сравнении с объемом правоспособности физических и юридических лиц. Гражданская правоспособность государстваограничивается самим же государством, т.е. потенциально может стремиться быть безграничной, особенно в угоду экономически господствующих в обществе сил. Этой тенденции могут противостоять следующие факторы: наличие оппозиционных политических и иных сил внутри страны, внешнее влияние, интересы мирового сообщества.

4. Никто, кроме государства, не наделен правомочиями эмитировать казначейские билеты, устанавливать обязательные цены на товары, работы, услуги, определять процент депозитной процентной ставки и т.д.

5. Гражданско-правовая ответственность государства обычно ограниченная, в сравнении с физическими и юридическими лицами. Так, деликтная ответственность государства в большинстве стран возможна лишь в случаях, определенных законом или судебным прецедентом. Это правило основывается на древнем положении, что король не ошибается и всегда прав. Но постепенно эти границы деликтной ответственности государства все более расширяются. Однако объем ответственности, как правило, не выходит за пределы прямых издержек потерпевшего.

Осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Республики Беларусь могут государственные органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов. На республиканском уровне в качестве таковых могут выступать как Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, так и специально уполномоченные на то министерства и иные республиканские органы государственного управления.

От имени административно-территориальных единиц приобретать и осуществлять права и обязанности могут органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции.

Таким образом, Гражданский кодекс приравнял правовой режим участия Республики Беларусь, административно-территориальных единиц к режиму, установленному для юридических лиц, за исключениями, предусмотренными законодательством или связанными с особенностями государства как субъекта права.

Ст. 126 ГК РБ устанавливает, что Республика Беларусь не отвечает по обязательствам административно-территориальных единиц, а последние не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Республики Беларусь. Но, Республика Беларусь может принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы или юридического лица либо указанные субъекты – принять на себя гарантию (поручительство) по обязанностям Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: