Субъекты предпринимательского права
История развития предпринимательства в России
В древние века использовался термин антрепример. С 1725 года предпринимателем считается субъект, действующий в условиях риска. В 1985 году Роберт Хизрич именовал предпринимательство как процесс создания нового.
Предпринимательство в России зародилось во времени древнерусского государства в IX веке. Первоисточником является Русская правда. Нормы права были не систематизированы.
Ранними источниками являлись договоры Руси с Византией. Договоры можно считать международными, так как регулировали перевозку товаров из-за рубежа.
Новгородская, Псковская судная грамота регулировали обязательственное, вещное, залоговое право. Устная, письменная и «доска» - способы заключения договора.
Следующий этап развития предпринимательства связан с феодальной раздробленностью. В 1497 году – простая письменная форма сделки.
С середины 17 века формируется городское население, крупные предприниматели объединяются в торгово –промышленные ассоциации.
1649 год – принятие соборного уложения, который является межотраслевым актом.
С середины 17 века – третейские суды, которые были возрождены.
1653 год – таможенный устав
1667 – новгородский устав
В период правления Петра I начинается унификация законодательства в соответствии с европейским правом. Появляются артели, простые и полные товарищества.
1729 год – принятие вексельного устава, регламентирующий расчеты
1800 – устав о банкротах
Особый всплеск предпринимательства – конец XIX начало XXвеков. 1861 год после отмены крепостного права.
Виды субъектов – РФ, субъекты РФ, ИП, ЮЛ, муниципальные органы
Основными признаками субъекта предпринимательства:
- Регистрация – см. ст. 23 ГК РФ
- Правосубъектность
- Уплата налогов и сборов
- Имущественная база
Порядок создания субъекта:
1) Учредительно-распорядительный – основание для учреждений ЮЛ распоряжение государственного/муниципального органа
2) Учредительный - для создания коммерческой организации с одним участником, например с хозяйственное общество, а так же при легитимации ИП
3) Договорный – при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного.
4) Дозволительно-учредительный – необходимость получения разрешения государственного органа.
Понятие, содержание, предмет предпринимательского права
Российское предпринимательское право – это совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские хозяйственные отношения и тесно связанные с ними иные отношения, регулируемые гражданским, финансовым, административным, уголовным правом в целях обеспечения интересов государства и общества.
Например, финансовое право регулирует общественные отношения по распределению и перераспределению денежных средств, фондов, дает понятие бюджета, но на основании принципа власти-подчинения.
В предпринимательском праве соединяются императивные и диспозитивные принципы.
Первоначальные задатки предпринимательства связаны с появлением рыночных отношений в 17 веке.
I этап – начало XVII- конец XVIII – впервые появляется понятие предприниматель - человек выполняющий функцию в отличии от собственника.
II этап – начало – середина XX века – массовое появление предпринимателя. После Октябрьской революции – Ленин, Сталин, Бухарин – предпринимательство это угроза социалистическому строю.
III этап – начало 60-х гг. – сегодняшний день – разработка концепции предпринимательства.
В широком смысле предпринимательское право это совокупность или система норм, регулирующая хозяйственные отношения. В узком смысле, это нормы, направленные на создание условий для осуществления и развития предпринимательских правоотношений, то есть это различные общественные отношения, связанные с предпринимательством.
Аспекты:
1. Как система законодательства – это совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют предпринимательские отношения
2. Как наука – совокупность знаний, представлений ученых о предпринимательстве как отрасли, учебной дисциплины
3. Как учебная дисциплина – система информации, сведений об отрасли и науки.
4. Как отрасль права – это совокупность правовых норм.
Предмет отрасли составляет три группы общественных отношений:
1. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок – это горизонтальные отношения основанные на диспозитивных принципах.
2. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (государственный контроль в виде налогового контроля, финансового контроля, сертификации, стандартизации и тд)
3. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления бизнеса – создание, реорганизация, ликвидация.