Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость

Расходы, которые включаются и не включаются в себестоимость продукции

Классификация затрат по методу признания в качестве расхода образно показывает включение и не включение затрат в себестоимость продукции.

Затраты на продукт (продуктовые, производственные): это материализованные затраты, которые овеществлены в запасах материалов, объемах незавершенного производства, остатках готовой продукции, поэтому их можно инвентаризировать. Они включают: прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, общепроизводственные затраты. В управленческом учете их называют запасоемкие затраты, т.к. они распределяются между запасами и текущими расходами, участвующими в формировании прибыли.

Затраты периода (периодические, внепроизводственные) непосредственно не связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), нельзя проинвентаризировать. Это издержки определенного периода, т.к. их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Это незапасоемкие затраты (счета 26 и 44, т.е. административные и коммерческие затраты), т.к. не проходят стадию запасов, а сразу влияют на исчисление прибыли. Сюда относятся затраты, связанные с обеспечением условий работы: расходы по продаже продукции, ведомственные детские сады, мед.части, столовые, клубы – без чего можно производить продукцию. Эти затраты не включаются в производственную себестоимость. Они списываются на уменьшение прибыли от продажи продукции (счет 90 «Продажи

При использовании метода начисления в бухгалтерском учете расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени и формы оплаты. Если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода, и не предусмотрена поэтапная отгрузка готовой продукции (выполнения работ и оказания услуг), расходы коммерческой организацией распределяются самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При возникновении трудностей отнесения расходов на конкретные виды продукции (работ и услуг), они могут распределяться пропорционально объему доходов.

Даты признания расходов определяются следующим образом:

по реализации готовой продукции, работ и услуг - дата передачи прав собственности покупателям;

по списанию материалов - день их передачи со склада в подразделения, в которых они будут использованы;

на оплату труда - ежемесячно;

амортизационные отчисления - ежемесячно;

на ремонт основных средств - в том периоде, когда он осуществлялся;

по обязательному и добровольному страхованию - день перечисления средств (при единовременном платеже за несколько периодов - равномерно);

по налогам и сборам - дата их начисления;

на командировки, выплату компенсаций за использование личного транспорта, на представительские расходы, на содержание служебного транспорта и т.п. - дата утверждения авансовых отчетов;

по выплате комиссионных, арендных (лизинговых) и т.п. платежей - дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата принятия документов, необходимых для проведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода;

для сумм отчислений в резервы - дата начисления;

по оплате сторонним организациям за выполненные ими работы (оказанные услуги) - дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата принятия документов, необходимых для проведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

При использовании кассового метода датой признания расходов является срок фактической оплаты, т.е. прекращения встречных обязательств. Материальные расходы и расходы на оплату труда признаются в момент списания денежных средств. Объем материальных расходов включается в себестоимость продукции (работ и услуг) по мере их передачи на производственные и хозяйственные нужды. Амортизационные отчисления признаются только по оплаченному имуществу. Налоги и сборы признаются расходами только после перечисления денежных средств.

Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ, услуг)

Не включаются в себестоимость готовой продукции (работ и услуг):

1) пени и штрафы, начисленные для уплаты в бюджет;

2) расходы по приобретению и созданию амортизируемого имущества;

3) взносы на негосударственное пенсионное обеспечение;

4) стоимость имущества и денежных средств, передаваемых комиссионером, агентом или иным поверенным по соответствующему договору комитенту, принципалу или иному доверителю в связи с исполнением обязательств, а также в счет оплаты понесенных затрат, не подлежащих включению в состав расходов комиссионера, агента или иного поверенного;

5) убытки по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальных хозяйств и социально-культурной сферы в части, превышающей предельные размеры, установленные законодательством;

6) стоимость имущества и имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты (при учете по методу начисления);

7) суммы налогов, предъявленных покупателям;

8) средства, перечисляемые профсоюзам;

9) средства поощрений персоналу организации, не связанных с трудовой деятельностью по договору (контракту);

10) суммы добровольных членских взносов в общественные организации;

11) суммы материальной помощи сотрудникам на строительство жилья;

12) суммы на оплату дополнительных отпусков работников сверх установленных законодательством норм;

13) суммы оплаты проезда работников до места работы, за исключением случаев, предусмотренных трудовым договором (контрактом);

14) оплата путевок на лечение и отдых, а также подписка сотрудников на научно-техническую литературу;

15) сумма имущества и имущественных прав, переданных другой организации в виде залога;

16) компенсации за использование личных автомобилей и мотоциклов в служебных целях сверх установленных норм;

17) оплата услуг нотариата сверх государственных тарифов;

18) потери материальных ценностей сверх норм естественной убыли;

19) затраты на замену бракованной, утратившей товарный вид печатной продукции сверх установленных норм;

20) суммы представительских расходов, превышающие установленные нормативы;

21) суммы призов, используемых при рекламных мероприятиях, и расходы на отдельные виды рекламы сверх законодательно установленных норм;

22) суммы оплаты ценовых разниц при продаже работникам предприятия готовой продукции или выполнении работ;

23) сверхнормативные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), не давшие положительного результата (норматив - списание 70% фактических затрат в течение трех лет).

Полная производственная себестоимость продукции (работ, услуг)

Бухгалтерский учет обладает мощным инструментом в виде плана счетов, который позволяет учитывать максимально полно все расходы, связанные с производством и реализацией продукции, проведением работ и оказанием услуг. При этом бухгалтер имеет возможность классифицировать затраты, выделяя ту их часть, которая относится к категории непроизводственных или расходов будущих периодов. Это важно для формирования отпускных цен и выявления резервов повышения рентабельности производства.

Как указывалось выше, затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в бухгалтерском учете собираются на счетах: 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", счет 28 "Брак в производстве" и 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Расходы на реализацию - на счете 44 "Расходы на продажу". Торговые организации концентрируют все свои расходы на счете 44, называя их издержками обращения. На малых коммерческих предприятиях чаще всего используют счета 20 и 44.

Общая схема учета типовых затрат на промышленных предприятиях и в торговых организациях выглядит следующим образом:

Д 20, 44 - К 10, 21 - материальные затраты;

Д 20, 44 - К 70 - затраты на оплату труда;

Д 20, 44 - К 69 - отчисления в фонды социального страхования и обеспечения;

Д 20, 44 - К 01, 02 - амортизационные отчисления;

Д 20 - К 23 - затраты вспомогательного производства;

Д 20 - К 25 - общепроизводственные расходы;

Д 20 - К 26 - общехозяйственные расходы;

Д 20 - К 28 - потери от брака;

Д 20, 44 - К 97 - текущие доли расходов будущих периодов;

Д 20, 44 - К 05, 60, 68, 71, 76 - прочие расходы,

где: счет 01 "Основные средства", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 10 "Материалы", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 97 "Расходы будущих периодов".

В типовой перечень затрат по основной деятельности промышленного предприятия и торговой организации, описываемый представленными проводками, включены практически неизбежные при любой хозяйственной деятельности потери от брака и текущие доли расходов будущих периодов. Первые расходы относятся к разряду непроизводительных затрат, причину их возникновения следует тщательно анализировать и устранять. Расходы будущих периодов связаны с необходимость оплаты некоторых товаров, работ и услуг вперед, например: арендные платежи, оплата подписки на периодические издания, затраты на комплекс работ по подготовке к выпуску новых образцов продукции и т.п. Согласно принципу сопоставления доходов и расходов текущего периода они целиком не могут включаться в полную себестоимость продукции (работ, услуг) текущего периода.

Если на предприятии производится несколько видов продукции, то списание затрат со счетов 23, 25, 26 на счет 20, может осуществляться пропорционально различным показателям, например пропорционально объемам прямых производственных затрат. Пусть предприятием выпускаются два вида изделий: "А" и "Б". На изделие "А" в месяц затраты на субсчете 20-А (на котором отражаются прямые затраты по изделиям А) составили 100 тыс. руб., а на изделие "Б" затраты на субсчете 20-Б (на котором отражаются прямые затраты по изделиям Б) составили 20 тыс. руб.

Суммарные общехозяйственные расходы предприятия за данный месяц составили 7,2 тыс. руб. (счет 26). Списать эти затраты на себестоимость можно пропорционально объемам затрат и оформить проводками:

Д 20-А - К 26 6000

Д 20-Б - К 26 1 200.

В результате:

себестоимость продукции "А" будет равна 106 тыс. руб.;

себестоимость продукции "Б" будет равна 21,2 тыс. руб.

Бухгалтерам важно иметь представление о том, что при оценке полной производственной себестоимости продукции (работ, услуг) некоторые виды уже проведенных расходов должны быть исключены, что отражается в учете следующими проводками:

Д 10 - К 20, 23, 25, 26 - отражены возвратные отходы;

Д 28 - К 20, 23 - учтены потери в сумме окончательно забракованной продукции;

Д 23 - К 20, 23 - определены суммы взаимных услуг отдельных подразделений,

где: счет 10 "Материалы", счет 20 "Основное производство", счет 23 Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 28 "Потери от брака".

Кроме того, из состава затрат следует исключить ту их долю, которая относится к незавершенной продукции, недоделанным работам и незаконченным услугам, а также к тем расходам, которые относятся на непроизводственные счета. Действующий план счетов бухгалтерского учета позволяет отражать все производственно-хозяйственные тонкости деятельности предприятий и организаций. Представим типовой перечень таких проводок:

Д 08 - К 23 - отражены расходы по монтажу оборудования собственными силами;

Д 10 - К 10 - переданы материалы в переработку на другое предприятие;

Д 10 - К 76 - приняты к оплате счета поставщиков по доставке сырья и материалов на предприятие;

Д 25 - К 43 - готовая продукция использована для нужд общехозяйственных подразделений;

Д 45 - К 10 - отгружены смежной организации сырье и материалы без получения предварительной оплаты;

Д 45 - К 23 - отражена доля затрат вспомогательного производства при отгрузке продукции, права собственности на которую не перешли к покупателю;

Д 86 - К 10 - использованы материалы на мероприятия целевого назначения;

Д 86 - К 20 - списаны затраты основного производства, оплаченные из средств целевого финансирования;

Д 91 - К 20 - списаны затраты, не давшие продукции;

Д 91 - К 23 - погашены расходы по аннулированным заказам;

Д 91 - К 26 - списана сумма потерь от простоя, не компенсированная виновниками;

Д 94 - К 20 - выявлена недостача объемов незавершенного производства при инвентаризации;

Д 97 - К 10 - отпущены материалы на проведение работ по освоению новых образцов продукции;

Д 97 - К 70 - начислена заработная плата сотрудникам, проводящим работы по освоению новых образцов продукции;

Д 97 - К 69 - определены суммы отчислений в социальные фонды от оплаты труда работников, участвующих в процессе освоения новых образцов продукции;

Д 97 - К 60 - учтены расходы организации на подписку служебной литературы;

Д 99 - К 20 - на сельскохозяйственном предприятии списаны затраты по полностью или частично погибшим посевам в результате стихийных бедствий,

где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 10 "Материалы", счет 43 "Готовая продукция", счет 45 "Товары отгруженные", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 86 "Целевое финансирование", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 97 "Расходы будущих периодов", счет 99 "Прибыли и убытки".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: