Основная часть

Существуют три главных вопроса, на которые должен ответить суд.

1. Доказано ли, что деяние имело место.

2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый.

3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

Главная часть судебной речи и должна быть посвящена этим главным вопросам. Главная часть – самая сложная и продолжительная. Она имеет внутреннюю многочастную структуру и представляет собою совокупность отдельных микротем, связанных по смыслу.

1. Изложение фактических обстоятельств дела.

2. Анализ и оценка собранных доказательств.

3. Обоснование правовой квалификации содеянного.

4. Сведения о личности подсудимого (истца, ответчика)

5. Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления

6. Мнение о мере наказания.

1. Значительное место в судебном выступлении, особенно в речи прокурора, занимает изложение фактических обстоятельств дела, так как убеждение судей основывается на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств, связанных с совершением преступления. Государственный обвинитель и защитник стараются восстановить картину преступления, сделать ее убедительной.

Прокурору в обвинительной речи следует рассказывать об обстоятельствах дела, а не читать текст обвинительного заключения. Текст этого документа желательно использовать творчески, вводя из него цитаты.

2. Самой важной композиционной частью является анализ и оценка доказательств, так как назначение судебной речи - в установлении виновности или невиновности подсудимого, законности или незаконности требований истца и вынесении правовой оценки его действий.

3. Изложение и анализ фактических обстоятельств дела подводит к необходимости правовой квалификации совершенного преступления. Это особенно актуально, когда квалификация преступления представляется спорной, когда приходится иметь дело со смежными составами преступлений или когда необходимо разграничить формы вины. В этом случае ударным пунктом выступления является анализ и опровержение аргументации противной стороны (или органов предварительного расследования) и обоснование единственно правильной, с точки зрения оратора, квалификации

4. Сведения о личности подсудимого могут занимать центральное место в судебной речи адвоката, особенно в том случае, если вина доказана и можно вести разговор только о смягчающих обстоятельствах. В таком случае защитник должен досконально изучить биографию, психологию, характер своего подзащитного. То, что Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова было доказано, сама подсудимая этого не отрицала, и тем не менее она была оправдана благодаря блестящим речам адвокатов. Вот речь П.А.Александрова, направляющая внимание суда присяжных на личность подсудимой, на чувства, которые ей двигали.

«… В первый раз является сюда (на скамью подсудимых) женщина, для которой в преступлении не было личных интересов, личной мести, женщина, которая со своим преступлением связала борьбу за идею, во имя того, кто был ей только собратом по несчастью всей ее молодой жизни. Не много страданий может прибавить ваш приговор для этой надломленной, разбитой жизни. Как бы мрачно не смотреть на этот поступок, в самых мотивах его нельзя не видеть честного и благородного порыва».

А вот другой пример характеристики – скудный, невыразительный:

«Дело по обвинению Семенова, 37 лет, сельского жителя. После отбытия уголовного наказания он вернулся к прежнему месту жительства в с. Орлов Гай одного из районов Саратовской области. Семьи не имел, жил в частном доме один, нигде не работал».

Можно сразу догадаться, что это говорит не адвокат, а прокурор, которому достаточно доказательств фактов преступления и мало интересен подсудимый.

5. Наиболее важной композиционной частью является анализ и оценка доказательств, так как назначение судебной речи - в установлении виновности или невиновности подсудимого, законности или незаконности требований истца и вынесении правовой оценки его действий. Оценка предполагает, что каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные в совокупности - с точки зрения достаточности для разрешения дела. Эта композиционная часть всегда следует за изложением обстоятельств дела.

6. Изложение и анализ фактических обстоятельств дела подводит к необходимости правовой квалификации совершенного преступления. Это особенно актуально, когда квалификация преступления представляется спорной, когда приходится иметь дело со смежными составами преступлений или когда необходимо разграничить формы вины. В этом случае ударным пунктом выступления является анализ и опровержение аргументации противной стороны (или органов предварительного расследования) и обоснование единственно правильной, с точки зрения оратора, квалификации.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного и степень его общественной опасности, личность подсудимого, причины, способствовавшие совершению преступления. Поэтому судебному оратору необходимо проанализировать характеристику личности подсудимого и затем выразить мнение о мере наказания, обосновать свои соображения.

Теоретиками уголовного процесса неоднократно выражалось мнение о том, что построение судебной речи - дело творческое, т.е. последовательность композиционных частей, логика рассуждения и изложения определяются замыслом речи. Значит, композиция судебной речи - это мотивированное расположение микротем (тематических частей). Могут даже отсутствовать отдельные композиционные части - например, если речь построена на доказывании отсутствия преступления.

Наиболее отчетливо зависимость логико-смысловой структуры от замысла проявляется в защитительной речи. Адвокат в соответствии с особенностями конкретного уголовного дела может оспаривать факт совершения преступления его подзащитным, наличие в совершенном деянии состава преступления или квалификацию преступления, обосновывать недоказанность совершения преступления. В случае доказанности виновности подсудимого защитник подробно анализирует причины совершения преступления, указывает смягчающие ответственность обстоятельства. Кроме того, на соотношение и последовательность композиционных частей защитительной речи большое влияние оказывает позиция государственного обвинителя, так как адвокат не может не учитывать аргументов, приводимых процессуальным противником. Итак, расположение материала в судебном выступлении - дело творческое и почти не поддается стандартизации.

Однако есть некоторые закономерности в построении основной части судебной речи, обусловленные ее назначением. Логика рассуждения в ней осуществляется, как и в каждой публичной речи, от констатации -» к опровержению -» к доказательству. Это принцип построения любой публичной речи, который в риторике называется принципом последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. Назначение судебных прений (содействие формированию внутреннего убеждения суда) определяет две главные структурные части, ради которых строится судебная речь: это обоснование правовой квалификации преступления и соображения о мере наказания. В целях правильной квалификации деяния анализируются действия подсудимого; с целью правильно определить меру наказания анализируются характеристика личности, а также причины, условия и мотивы совершения преступления. Таким образом, может меняться последовательность только тех композиционных частей, в которых излагаются обстоятельства дела, анализируются характеристика личности подсудимого и причины совершения преступления. В целом же все структурные части располагаются в строгой логической последовательности: анализ - квалификация преступления - мнение о мере наказания. И подчинены одной главной мысли - принять справедливое решение. В целом они создают смысловую градацию. Это очень важно знать судебному оратору. Смысловая градация создается и при правильном расположении аргументов, когда их значимость, убедительность постепенно нарастают. Это один из важных принципов композиции - принцип усиления. Вот почему теоретики судебной речи пишут, что самые сильные аргументы и доказательства должны быть даны в конце речи.

Заключение.

Важной композиционной частью судебной речи является заключение - последняя часть, конец речи. Оно должно подвести итог всему сказанному. Если в начале речи оратору необходимо привлечь внимание судей, то в заключении важно усилить значение сказанного. В этом его назначение.

Думающий оратор сумеет дать нужное для каждого конкретного случая заключение. Вот напутствие Анатолия Федоровича Кони судебным ораторам: «… конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: