Правление Шуйского. Крестьянская война начала XVII века 7 страница

пространства, суровый климат и сопротивление местного населения.

По-разному встречали коренные жители пришельцев: одни — луками и

стрелами, но уступая в конце концов огнестрельному оружию; другие сами

обращались с просьбами принять их в подданство, ибо искали защиты у

русского царя от нападения единоплеменников или воинственных соседей;

третьи безропотно подчинились новой власти.

За промышленными и служилыми людьми следовали представители царской

администрации — воеводы. С их появлением связано оформление подданства

местного населения, выражавшегося в уплате ясака пушниной. Надо отметить

особенность в отношении к местному населению воеводской администрации,

промышленных и служилых людей, с одной стороны, и московских властей — с

другой. В Москве присоединенные «землицы» расценивали как источник

поступления в казну пушнины и поэтому были заинтересованы в сохранении

платежеспособности ясачного населения. Отсюда многочисленные напоминания

воеводам и служилым людям о бережном отношении к ясачным людям, чтобы

«ясак с них на государя имать ласкою, а не жесточью», чтобы они

уговаривали население принять подданство «ласкотою» и не взыскивали с них

непосильных налогов.

Местное население Сибири переживало разные стадии

патриархально-родового строя. Самые отсталые формы экономики и социальных

отношений наблюдались у народов северо-восточной Азии: юкагиров, чукчей,

ительменов, живших в каменном веке и не пользовавшихся железом. Они

занимались рыбной ловлей, охотой на морских животных и диких оленей.

Наиболее многочисленными этническими группами Сибири были якуты,

жившие по обеим сторонам среднего течения Лены, и буряты, заселявшие

бассейн Ангары и берега Байкала. Уровень развития производительных сил у

них был значительно выше — основным занятием было скотоводство. Если скот

у бурят круглый год питался подножным кормом, то якуты прибегали к

заготовке сена. Охота и рыбная ловля имели для них второстепенное

значение. Некоторые бурятские племена были знакомы с примитивным

земледелием. Оба народа переживали развитую форму патриархально-родовых

отношений и стояли на пороге вступления в феодализм.

Бассейн Амура занимали оседлые народы (дауры, дючеры и др.), которым

было хорошо известно земледелие, дававшее высокие урожаи. Они возделывали

пшеницу, рожь, просо, гречиху, ячмень, овес и другие культуры, а также

занимались скотоводством и даже разводили фруктовые сады. Дауры и дючеры

находились среди народов Сибири на самой высокой ступени социального

развития — они жили патриархально-феодальным строем.

По мере продвижения на восток служилые люди создавали крепостцы,

служившие опорными пунктами для дальнейшего продвижения. Так возникли

Енисейский острог (1619), Красноярский острог (1628), Братский острог

(1631), Якутский острог (1632), Иркутское зимовье (1652), Селенгинский

острог (1665).

Промышленные люди и периодически сменяемые воеводы мечтали о

сиюминутных доходах и не были разборчивы в средствах их получения. Кроме

ясака они взимали поборы в свою пользу — «в почесть». Нередко их «ясак»

превышал государев и разорял ясачных людей. Распространенной формой

обогащения торговых людей был неэквивалентный обмен — ценные шкурки соболя

и песца выменивали за безделушки из стекла, в лучшем случае за изделия из

железа. Едва ли не самым отрицательным последствием общения с купцами было

спаивание коренных жителей — пушнину выменивали за водку. Чтобы обеспечить

своевременное поступление ясака в установленных размерах, с ясачных людей

брали аманатов — заложников. Местных князьков правительственная

администрация подкупала мелкими подарками (ножи, бисер, колокольчики и

др.), и те понуждали своих соплеменников вносить ясак.

К концу XVII в. численность русского населения Сибири достигала 150

тыс. человек, из коих около половины являлись служилыми людьми. Остро

стоял вопрос о снабжении сибирских гарнизонов хлебом. Сначала его

привозили из Европейской России, причем доставка стоила дорого. Постепенно

возникала сибирская пашня. Земледельческое население Сибири

рекрутировалось отчасти из принудительно переселяемых правительством

крестьян, отчасти в результате народной колонизации, преимущественно из

среды беглых крестьян и посадских.

Крестьяне оседали в районах, пригодных для земледелия, т. е. на юге

Сибири. В итоге в Сибири возник разряд крестьян, известных под названием

пашенных людей. Повинность их была натуральной — они возделывали так

называемую десятинную пашню, урожай с которой поступал государству.

Положение их было тяжелее, чем положение местного населения, о чем

свидетельствует стремление некоторых крестьян перейти на статус местных

жителей и, так же как они, выплачивать лишь ясак. К концу столетия

сибирское земледелие полностью обеспечивало потребности края в хлебе.

В отличие от служилых, торговых и промышленных людей, нередко либо

грабивших местное население, либо прибегавших к неэквивалентному обмену,

крестьяне приносили с собой земледельческую культуру, а также более

современные орудия ремесленного производства (долото, стамеска и т. д.).

Контакты русских крестьян с местным населением способствовали

усвоению последними более развитых форм производства. Другой положительный

итог вхождения народов Сибири в состав Российского государства состоял в

том, что прекратились распри и вооруженная борьба как внутри этнических

групп, так и между отдельными народами, истощавшие экономические ресурсы

каждого из них.

Социально-экономическое развитие

Сельское хозяйство

События смутного времени привели к разорению и опустошению значительной части

России, особенно ее центральных районов. Начиная с 20-х гг. XVII в. начался

процесс восстановления хозяйства. В основном оно было восстановлено к 40-м гг.

XVII в. Однако этот процесс в различных регионах страны шел неодинаковыми

темпами. Быстрее восстанавливались южные районы, где были плодородные земли.

Медленнее подъем хозяйства проходил в центральных районах России, наиболее

пострадавших во время польской интервенции и крестьянской войны. Например, в 14

центральных уездах в 70-м г. XVII в. распаханная земля составляла 60% от ранее

возделываемой.

Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, где продолжала

господствовать трехпольная система земледелия. Главными земледельческими

культурами были рожь, овес. Выращивались также пшеница, ячмень, просо, гречиха,

горох, из технических культур — лен, конопля. Развивалось садоводство и

огородничество. Основными орудиями труда оставались соха, бороны, серп, коса,

медленно вводился плуг. В сельском хозяйстве оставались рутинными методы

обработки земли, традиционные для предшествующего времени, однако в XVII в. в

целом по сравнению с XVI столетием в России было произведено больше

сельскохозяйственной продукции, прежде всего за счет освоения новых посевных

площадей на юге России, в Поволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового

хозяйства.

В рыночные отношения втягивались хозяйства крупных вотчинников и монастырей.

Интенсивное вовлечение в товарное производство хозяйств частновладельческих

крестьян тормозилось их полным подчинением власти феодалов, невозможностью

свободно распоряжаться своим трудом, ростом владельческих и государственных

повинностей.

Ремесло и промышленность

В XVII в. вырос удельный вес ремесленного производства в экономике страны

углублялось разделение труда. Крупнейшими центрами ремесленного производства

были Москва, Устюг Великий, Ярославль, Новгород, Тула и др. Ремесленными

центрами в XVII в. были и некоторые села, в которых крестьяне полностью или

частично порывали с земледелием. Например, торгово-промышленные села в Поволжье

— Павлово, Лысково, Мурашкино.

В развитии ремесленного производства в XVII в. явно прослеживается тенденция

превращения его в мелкотоварное производство. Если раньше ремесленники в

основном работали на заказ, то в XVII столетии увеличилось количество

ремесленников, работающих на рынок. В этот период явно стала проявляться

товарная специализация отдельных районов. В Ярославле и Казани активно

развивалось производство кож, из Тулы и Устюжны Железопольской везли металл, из

Устюга и Урала — металлические изделия, из Пскова и Ржева — лен, из Тотьмы и

Старой Русы — соль.

Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовили почву для

возникновения мануфактур*.

* Мануфактура — крупное предприятие, основанное на разделении труда и

использующее ручной труд.

Их создание ускорялось государственными потребностями. Мануфактурное

производство складывалось в местах развития товарного производства. Если

западноевропейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то

русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, так как рынок

вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, практически

отсутствовал.

В XVII в. в России было 30 мануфактур. Первая мануфактура была создана в 1631 г.

на Урале — Ницинский медеплавильный завод. Близ Тулы функционировали

железоделательные заводы Винниуса и Вилькинсона. Несколько металлургических

заводов, построенных С.Гавриловым, действовали в Олонецком крае. Кожевенное

мануфактурное производство развивалось в Ярославле, Казани. Казне принадлежали

мануфактуры — Монетный, Печатный, Хамовный (полотняный) дворы.

Торговля

В XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Образовалось несколько

областных торговых центров:

Москва, Устюг Великий, Ярославль, Вологда, Кострома. Оживленной торговой

артерией была Волга, где как крупные торговые центры развивались города

Астрахань, Казань, Нижний Новгород. Большую роль в развитии торговли играли

ярмарки: Макарьевская, Свенская, Тихвинская, Ирбитская, Сольвычегодская. Росло

число местных рядов и торжков.

Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия.

Остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие

торговли. Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к

столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от

государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. Торговый устав

1653 г. устанавливал единую рублевую пошлину для купцов и отменял ряд внутренних

пошлин. В 1667 г. был принят Новоторговый устав, по которому иностранным купцам

запрещалась розничная торговля на территории России.

Таким образом, в экономике России XVII в. господствующее положение занимал

феодальный уклад. В то же время в стране начинают складываться раннебуржуазные

элементы, которые были подвержены деформирующему воздействию феодального строя.

В советской историографии XVII в. именовался началом нового периода русской

истории. К этому времени ряд историков относил начало разложения феодализма и

возникновение в его недрах капиталистического уклада хозяйства. Вопросы,

связанные с генезисом капитализма в России, остаются дискуссионными. Споры

вызывает вопрос о том, носили ли новые явления в экономике страны буржуазный

характер.

2. Народные движения. Утверждение крепостного права

Городские восстания

Перед государством стояла задача возвращения отторгнутых в годы интервенции

земель. Для этого нужны были средства на содержание армии. Финансовое же

положение государства было крайне тяжелым. Всю тяжесть ликвидации последствий

интервенции феодальное государство перекладывало на народные массы. Помимо

поземельного налога прибегали к чрезвычайным денежным сборам — "пятинным

деньгам", которые собирались с 1613 по 1633 г. семь раз. Население всячески

сопротивлялось сбору чрезвычайных налогов. Сильно возрос самый тяжелый прямой

налог на содержание войска — "стрелецкие деньги".

Так как каждой посадской общине давали общую сумму налога на год, то для

городской верхушки создавалась возможность перекладывать всю тяжесть налога на

простых посадских тяглецов. Образовывались большие недоимки, которые государство

выколачивало в 1646-1647 гг. самыми суровыми методами.

Было еще одно обстоятельство, ухудшавшее положение простых посадских тяглецов —

проникновение в города феодального землевладения. Слободы в городах,

принадлежавшие феодалам, назывались белыми, и их население освобождалось от

уплаты государственных налогов. Многие посадские тяглецы уходили в белые

слободы, спасаясь от государственных налогов, а доля налогов, приходившаяся на

ушедших, распределялась на оставшееся население. Посадские люди требовали

уничтожения белых слобод. Противоречия между городской беднотой и феодальной

знатью, а также примыкавшей к ней купеческой верхушкой непрерывно возрастали.

Это привело к целому ряду городских восстаний.

Потерпев неудачу со сбором недоимок прямых налогов в 1646 г., правительство

боярина Б.И.Морозова установило косвенный налог на соль. Народ оказался не в

состоянии покупать соль по новым ценам. Вместо пополнения казны произошло

сокращение денежных доходов. В 1647 г. государство отменило налог на соль. Тогда

Морозов, стоявший во главе правительства, попытался сократить денежные расходы

за счет уменьшения жалования стрельцам, пушкарям, чиновникам приказов. Это

привело к невиданному размаху взяточничества и казнокрадства, недовольству

стрельцов и пушкарей, по своему положению все более смыкавшихся с посадским

тяглым людом.

Деятельность правительства Морозова вызвала мощные городские восстания. В 1648

г. восстания произошли в Козлове, Воронеже, Курске, Сольвычегодске и ряде других

городов. Самым мощным было восстание в Москве летом 1648 г. Поводом для

восстания послужила попытка подать челобитную с требованием ликвидации белых

слобод, ограждения от несправедливых судей Земского приказа (Морозова и

Плещеева), снижения тягла. Народ, пытавшийся вручить царю челобитную, был

разогнан. На следующий день противодействие окружавших царя бояр и приказных

людей озлобило посад еще больше. Горожане разгромили дворцы Морозова, Плещеева,

купца Шорина. К восстанию присоединились стрельцы. Восставшие потребовали выдачи

ненавистных бояр. Плещеева толпа растерзала на месте. Морозова сослали. Город

оказался в руках восставших. К восстанию присоединились крестьяне окрестных сел.

Бурными событиями июньских дней воспользовались дворяне, чтобы заставить

обессиленное правительство боярской аристократии удовлетворить свои требования.

10 июня состоялось совещание московских и провинциальных дворян и купеческой

верхушки. Участники совещания потребовали созыва Земского собора для обсуждения

насущных задач дворянского землевладения. Под воздействием волны городских

восстаний правительство тут же дало согласие.

Соборное Уложение 1649 г.

Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в январе 1649 г. он

принял Соборное Уложение.

Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу

дворянства. В этом документе провозглашалась отмена "урочных лет" и установление

бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Собственностью феодала

становился не только крестьянин со своей семьей, но и его имущество.*

*"Соборное Уложение" завершило долгий процесс складывания крепостного права,

прошедший ряд этапов. Со времен Киевской Руси существовали различные категории

несвободных крестьян (закупы, радовичи). Судебник 1497 г. ограничил переход

крестьян на другие земли двумя неделями в году (до и после Юрьева дня), ввел

плату "за пожилое", которую крестьянин, уходя, должен был уплатить феодалу. В

1581 г. были впервые введены "заповедные лета", когда переход запрещался

безусловно. В 1592 г. закончено составление писцовых книг. В 1597 г. был введен

пятилетний срок сыска крестьян, бежавших после 1592 г. В 1607 г. был введен

пятнадцатилетний срок сыска. Наконец, в 1649 г. было окончательно оформлено

крепостное право. Как указывалось выше, крепостное право — это зависимость

крестьянина от феодала (или от феодального государства) в личном, земельном,

имущественном, юридическом отношениях, основанная на прикреплении крестьянина к

земле.

Уложение признавало за дворянином право передачи поместья по наследству при

условии, что сыновья будут служить, как и отец. Таким образом, две формы

феодальной собственности — вотчина и поместье — сближались. Было ограничено

церковное землевладение. Создание Монастырского приказа ставило церковное

землевладение под контроль государства. Белые слободы были ликвидированы. Их

население обязано платить тягло. Посадские люди также прикреплены к общине, как

крестьянин к феодалу. Служилые люди по прибору — стрельцы и др. — со своих

торгов и промыслов обязаны были платить государственные налоги.

Принятие Соборного Уложения, направленного против трудового люда города и

деревни, обострило классовую борьбу. В 1650 г. вспыхнули восстания горожан в

Пскове и Новгороде. Государству нужны были средства на содержание

государственного аппарата и войска (Россия вела войну со Швецией в 1656-1661

гг. и с Польшей в 1654-1667 гг.). На содержание войска тратилось до 67%

государственных средств. Стремясь увеличить доходы казны, правительство с 1654

г. начало вместо серебряной монеты чеканить медную по той же цене. За восемь лет

их было (в том числе и фальшивых) выпущено столько, что они просто обесценились.

Это привело к росту цен. Серебряные деньги исчезали, а налоги государство

принимало только ими. Росли недоимки. Взвинчивание цен привело к голоду.

Отчаявшиеся посадские люди Москвы в 1662 г. восстали (Медный бунт). Восстание

было жестоко подавлено, но медные деньги перестали чеканить.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Восстание 1662 г. стало одним из предвестников надвигающейся крестьянской войны,

которую возглавил атаман С.Т.Разин. Нормы Соборного Уложения 1649 г. резко

обострили классовый антагонизм в деревне. Развитие товарно-денежных отношений

вело к усилению феодальной эксплуатации, что выражалось в росте в черноземных

районах барщины и денежного оброка в местах, где земля была малоплодородная. С

особой остротой ощущалось ухудшение положения крестьян в плодородных землях

Поволжья, где интенсивно росло землевладение бояр Морозовых, Мстиславских,

Черкасских. Специфика Поволжья заключалась в том, что рядом лежали земли, где

население не испытывало еще всей тяжести феодального гнета. Этим и привлекали

Заволжские степи и Дон беглых холопов, крестьян, посадских людей. Нерусское

население — мордва, чуваши, татары, башкиры находились под двойным гнетом

феодальным и национальным. Все это создавало предпосылки для развертывания новой

крестьянской войны именно в этом районе.

Движущими силами крестьянской войны были крестьяне, казачество, холопы,

посадские люди, стрельцы, нерусские народы Поволжья. В "прелестных (от слова

"прельщать") письмах" Разина содержался призыв к походу на бояр, дворян, купцов.

Для них была характерна вера в доброго царя. Объективно требования восставших

крестьян сводились к созданию таких условий, в которых могло бы развиваться

крестьянское хозяйство как основная ячейка сельскохозяйственного производства.

Предвестником крестьянской войны явился поход Василия Уса с Дона к Туле (май

1666 г.). Казачий отряд в ходе своего продвижения пополнялся крестьянами,

громившими усадьбы. Восстание охватило территории Тульского, Дедиловского и

других уездов. Правительство срочно бросило против восставших дворянское

ополчение. Восставшие отступили на Дон.

В 1667-1668 гг. казацкая голытьба, пришлые холопы и крестьяне совершили поход в

Персию. Он получил название "похода за зипунами". Такие нападения донская

голытьба совершала и раньше, но этот поход поражает своим размахом,

тщательностью подготовки, продолжительностью и огромным успехом.

В ходе "похода за зипунами" разницы опустошили не только западное и южное

побережье Каспия, нанесли поражения персидской армии и флоту, но и выступали

против правительственных войск. Разбили отряд астраханских стрельцов, разгромили

караван судов, принадлежащих царю, патриарху, купцу Шорину. Тем самым уже в этом

походе проявились черты социального антагонизма, что привело к складыванию ядра

будущего повстанческого войска.

Зимой 1669-1670 гг. по возвращении с Каспия на Дон Разин готовится ко второму

походу, на этот раз на бояр, дворян, купцов, в поход за всю "чернь", "за всех

кабальных и опальных".

Поход начался весной 1670 г. К Разину примкнул со своим отрядом Василий Ус. В

армию Разина сходились голутвенные казаки, беглые холопы и крестьяне, стрельцы.

Основной целью похода был захват Москвы. Основным маршрутом — Волга. Для

осуществления похода на Москву надо было обеспечить тыл — взять

правительственные крепости Царицын и Астрахань. В течение апреля-июля разницы

овладели этими городами. Были разгромлены дворы бояр, дворян, приказных, сожжены

архивы воеводского двора. В городах вводилось казацкое управление.

Оставив в Астрахани отряд под предводительством Уса и Шелудяка, повстанческие

отряды Разина взяли Саранск и Пензу. Готовился поход на Нижний Новгород.

Действия крестьянских отрядов превратили Поволжье и прилегающие области в очаг

антифеодального движения. Движение перебросилось на русский Север (разницы были

на Соловках), на Украину, куда был послан отряд Фрола Разина.

Лишь напряжением всех сил, посылкой многочисленных полков правительственных

войск, царизм к весне 1671г. смог потопить в крови крестьянское движение в

Поволжье. В апреле того же года Разин потерпел поражение и был выдан домовитыми

казаками правительству. 6 июня 1671 г. Разин был казнен в Москве. Но казнь

Разина не означала конца движения. Только в ноябре 1671 г. правительственные

войска захватили Астрахань. В 1673-1675 гг. на Дону, под Козловым и Тамбовом еще

действовали повстанческие отряды.

Поражение крестьянской войны под предводительством Степана Разина было

предопределено рядом причин. Главной из них было то, что крестьянская война

носила царистский характер. Крестьяне верили в "доброго царя", так как в силу

своего положения не могли увидеть истинную причину своего угнетения и выработать

идеологию, которая позволила бы объединить все угнетенные слои населения и

поднять их на борьбу с существующим феодальным строем. Другими причинами

поражения были стихийность и локальность, слабое вооружение и плохая организация

восставших.

Раскол в русской православной церкви

Характер широкого народного движения приобрел церковный раскол. В 1653 г.

патриарх Никон, желая укрепить позиции церкви, авторитет которой в XVII в.

падал, как никогда раньше, начал проведение церковной реформы. Суть ее

заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Исправление

обрядов богослужебных книг по греческим образцам нарушило сложившиеся

традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части

духовенства и светской знати. Признанным лидером противников Никона стал

протопоп Аввакум. Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных

слоях русского общества, что привело к движению, получившему название раскол.

Широкое участие в этом движении крестьянства и других слоев эксплуатируемого

населения придали ему социальный характер. В их сознании ухудшение положения,

вызванного оформлением крепостного права, связывалось с изменениями в вере.

Выступая в защиту старой веры, народные массы выражали протест против

усиливавшейся эксплуатации.

3. Внутренняя политика

Переход к абсолютизму

Во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно-

представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть

царя. Это выразилось и в появлении слова "самодержец" в царской титулатуре, и в

изменении социального состава Боярской думы в сторону усиления там

представительства дворянства. В 1678-1679 гг. в Думе было 42 боярина, 27

окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в число думных

дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов.

В 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной должности

в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Для усиления

власти царя, централизации и преодоления раздробленности в управлении в 1654 г.

был образован Приказ великого государя тайных дел, в ведение которого был

передан из Боярской думы ряд важных государственных дел. Тенденция к

установлению самодержавной власти царя проявилась и в победе Алексея Михайловича

над патриархом Никоном, стремившемся активно вмешиваться в управление

государственными делами.

Тенденция к усилению самодержавной власти проявилась и в ряде других

мероприятий. Начиная с 1653 г., практически прекратился созыв Земских соборов.

Проводилось слияние и реорганизация приказов, подчинение их одному лицу. Так,

например, тесть царя И.Д.Милославский руководил работой пяти приказов, а

Посольскому приказу были подчинены 9 приказов, ведавших присоединенными

территориями. Правительство пыталось реорганизовать и управление на местах.

Россия делилась на 250 уездов, во главе которых стояли воеводы. Во второй

половине XVII в. некоторые уезды стали объединять под властью одного воеводы в

так называемые разряды: Рязанский, Украинский, Новгородский и т.д. С 1613 г. 33

города России получили воеводское управление. В руках воевод, назначаемых

правительством, была сосредоточена административная, судебная и военная власть,

надзор за сбором налогов и податей.

В XVII в. остро встал вопрос о реформировании вооруженных сил России. Падала

боеспособность стрелецкого войска. Стрельцы по многу лет не получали от

государства денежного жалованья. Источником жизни для них и их семей были

занятия торговой и ремесленной деятельностью, которые им были разрешены еще в

XVI в. Военная служба отвлекала стрельцов от своих занятий. Кроме того, стрельцы

платили государственные налоги со своих торгов и промыслов, что их сближало по

интересам с посадским населением городов. Командиры полков часто использовали

стрельцов для работы в своих хозяйствах. Все это делало для стрельцов военную

службу обременительным занятием.

Дворянское ополчение несло службу на тех же началах, что и в XVI в. Но если в

XVI и первой половине XVII вв. военная служба все-таки была стимулом для

дворянства, то к концу XVII в. она стала для большинства весьма обременительной.

Они всячески уклонялись от службы. Кроме того, дворяне были плохо обучены

ведению военных действий. Один из современников охарактеризовал военную

подготовку дворян следующим образом: "учения у них к бою не бывает и строю

никакого не знают".

Уже в первой половине века в связи с этим началось формирование полков нового

строя — рейтарских и драгунских. Они формировались на основе принудительного

набора "даточных людей", когда от 100 дворов на пожизненную службу в этих полках

брали одного человека. К концу XVII в. полки нового строя стали играть

значительную роль в вооруженных силах России.

4. Внешняя политика

Международное положение России в XVII в. было сложным. Перед страной стоял целый

ряд внешнеполитических задач, которые необходимо было решить. Одной из них была

необходимость возвращения западнорусских земель со Смоленском, отторгнутых Речью

Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г. В 1632 г., решив воспользоваться


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: