Современное положение прав и свобод человека в России

Перестройка и постсоветские реформы сделали «абсолютно относительными» такие понятия, как «политический успех», «общественное благо», «прогресс».

Всеобщая декларация прав человека полностью вошла в Конституцию РФ 1993 года. Россией подписаны и ратифицированы Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания и другие международные конвенции в области прав человека. Свобода слова стала общепринятым российским достижением в области прав человека, а выборы, несмотря на все нарекания, проходят регулярно, в соответствии с установленными законодательством демократическими процедурами, при минимуме замечаний со стороны международных наблюдателей. За соблюдением прав человека в России следит избранный Государственной Думой Федеральный Уполномоченный по правам человека. Российские граждане имеют возможность обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека. В РФ около тысячи общественных правозащитных организаций, введён мараторий на смертную казнь. Тюрьмы и колонии из ведомства силового Министерства внутренних дел переданы в компетенцию гражданского - Министерства юстиции.

Однако в России, реальная жизнь большинства граждан по-прежнему характеризуется крайне низкой степенью правовой защищенности. Создаваемая в ходе реформ государственная система гарантий соблюдения прав человека пока малоэффективна, а зачастую и просто беспомощна. Все более очевидной становится правозащитная недееспособность правоохранительных органов.Суды, прокуратура и полиция зачастую не в состоянии защитить граждан от наиболее распространенных посягательств на права человека. Более того, правоохранительные органы сами становятся опасным источником нарушения гражданских прав. Безнаказанность, отсутствие реальной ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной) становится одной из основных причин расширенного воспроизводства нарушений прав человека со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Система уголовной юстиции в России переживает регресс,все дальше отходя от стандартов Совета Европы. Остались невыполненными взятые Правительством РФ перед Советом Европы обязательства по реформированию прокуратуры, ФСБ и Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Суды по-прежнему представляют собой единое корпоративное целое с органами прокуратуры и МВД.

В российских гражданских судах вынесение судебного решения в пользу гражданина вовсе не означает достижения справедливости, т.к. решение может быть просто не исполнено или исполнено частично.

Волокита - бедствие российской судебной системы, подрывает и без того непрочную веру в правосудие.

В современной России все еще отсутствует целый ряд государственно-правовых механизмов, крайне важных для обеспечения защиты прав граждан.

Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в ст. 18 Конституции РФ, так и не стали в нашей стране «непосредственно действующими». Ссылки на статьи Конституции РФ, которые провозглашают права человека, часто не принимаются во внимание должностными лицами исполнительных органов власти, российскими судами и прокуратурами при рассмотрении соответствующих дел.

Российское законодательство не предусматривает персональную ответственность должностных лиц за нарушение основных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ.

При массовых нарушениях прав человека, в ситуациях, когда на права человека посягают высшие должностные лица государства, в других сложных случаях в странах развитой демократии широко используется институт парламентского расследования. Назначенная парламентом следственная комиссия имеет право заслушивать показания любых должностных лиц, имеющих отношение к данному делу, при этом должностные лица не имеют права отказаться от участия в следственных действиях. Разбирательство производится в соответствии со строгой процедурой, предусмотренной уголовным законодательством. В России институт парламентского расследования законодательством не предусмотрен.

Также российское законодательство не предусматривает возможность общественного контроля уполномоченных лиц и негосударственных организаций (без предварительного уведомления) за деятельностью правоохранительных органов (прежде всего, полиции и исправительных учреждений) и специальных социальных учреждений (детские дома, интернаты для престарелых и инвалидов и т.п.). Почти абсолютная непрозрачность для общественности указанных выше учреждений при очевидной неэффективности государственного контроля, с одной стороны, создает условия для самых различных злоупотреблений, с другой стороны, дает основание общественности (вынужденной опираться лишь на письма и обращения заключенных и обитателей интернатов) при оценке положения в этих учреждениях допускать все что угодно.

Применение незаконных методов дознания и следствия - сегодня обыденность. Избиения задержанных, пытки подследственных - общеизвестный, но, благодаря корпоративной солидарности правоохранительных органов, трудно доказуемый факт. Несмотря на то, что большинство граждан, столкнувшихся с полицейским произволом, не верят в возможность наказания виновных и не выступают с соответствующими требованиями, в прокуратуру любого крупного российского города ежегодно поступают десятки и даже сотни заявлений о пытках и избиениях. Но, как правило, «факты не находят подтверждения», и только в исключительных случаях дело доходит до суда. При этом некоторые эксперты считают, что нереально высокий процент раскрываемости преступлений в некоторых регионах в определенной степени является следствием применения пыток. Многие правозащитные организации фиксируют увеличение случаев изощренных, особо жестоких издевательств.

Фактически пыткой являются и условия содержания в российских тюрьмах (следственных изоляторах /СИЗО/). СИЗО, как правило, находятся в очень старых и изношенных зданиях с ужасающими санитарными условиями, переполнены в среднем в два с половиной раза. Это означает, что подследственные спят по очереди в 2-3 смены, постоянно испытывают недостаток кислорода (в жаркую погоду - обмороки), недоедают, страдают от инфекционных заболеваний (каждый десятый болен туберкулезом). Не лучше обстоят дела и в изоляторах временного содержания. К этому государство добавляет все «удовольствия» репрессивного следствия, издевательства блатных над новичками и бесчеловечно затянутые сроки следствия и судебного разбирательства (до 2 - 4 лет).

По-прежнему зоной особой концентрации нарушений прав человека является армия.Фикцией в большинстве регионов остается право на альтернативную гражданскую службу. Несмотря на систематические протесты общественности и проведение показательных судебных процессов, в армии сохраняются варварские обычаи издевательств над новичками. Быт многих воинских частей - это череда обстоятельств и компромиссов, унижающих человеческое достоинство.

Наиболее тяжело переживаемыми для граждан являются нарушения социально-экономических прав, которые призваны гарантировать достойный уровень жизни человека. Обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, социального обеспечения, образования и медицинского облуживания. Система социальной поддержки у нас основана не на реальном уровне дохода и степени работоспособности реципиента, а на его социальном и профессиональном статусе.

В России нарушаются права заключенных и детей.Положение дел в этих сферах особенно нетерпимо и требует самых быстрых и радикальных мер.

Если говорить об отношении государства к детям, то при тотальной скудности бюджетов всех уровней государственную социальную политику в определенном смысле можно назвать дискриминационной по возрастному признаку. Объем ресурсов, направляемых на поддержку пожилых граждан, значительно (при сопоставимой численности) превышает средства, отпускаемые на обеспечение социального и физического здоровья подрастающего поколения.

При внешней относительной благополучности серьезным испытаниям подвергается одно из основных экономических прав - свобода предпринимательства. Существующий режим фактически вывел предпринимателей за рамки правового поля, отдав их на откуп чиновничеству и криминалитету. Тем временем, почти незаметно для общества, владельцы властных ресурсов создают новую, бюрократическо-монополистическую экономику, которая подавляет частную инициативу и конкуренцию.

Указанный выше неполный перечень нарушений прав человека в России является не только проблемой государства (хотя политически это именно так), но и проблемой общества в целом, проблемой нашей истории и наших традиций.

3. Международно-правовые стандарты в области прав человека:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: