Индивидуализация обучения

В теоретической части учебника дается материал различной степени сложности: для самостоятельных наблюдений, для ознакомления (с опреде­ленной информацией в рамках); теоретические сведения для ознакомления (осмысления), а не для запоминания; материал для обязательного заучива­ния; исторические справки.

Система повторения в учебнике: повторение

- в начале учебного года;

- в начале изучения каждой новой темы (сопутствующее повторение);

- в конце изучения темы (раздела);

- в конце учебного года.

Справочные материалы учебников списки изученных (изучаемых) правил (орфограмм, пунктограмм); словари «Пиши правильно», «Произноси правильно», «Толковый словарь», «Грамматико-орфографический словарь»; памятки (сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике; как са­мостоятельно готовиться к диктантам, изложениям, сочинениям; как совер­шенствовать написанное; порядок проведения различных видов разбора).

Развитие школьников:

- развитие их логического мышления (от чувственно-наглядного к абст­рактно-обобщенному): анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобще­ние, классификация, систематизация;

- формирование лингвистического мировоззрения: усвоение школьниками ряда лингвистических понятий, родовых и видовых признаков изучаемых яв­лений; самостоятельное формулирование понятий и правил; об­наружение ошибок в дефинициях; представление о коммуникации;

- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний;

- обучение школьников умению применять полученные знания в новых ус­ловиях;

- развитие языкового чутья учащихся;

- формирование навыков самоконтроля.

Методический аппарат учебников:

1. Способы и формы предъявления информации.

2. Разграничение материала по степени важности.

3. Наличие материалов, корректирующих способы деятельности учащихся: образцы рассуждений, способы применения правил, образцы выполнения заданий, образцы разбора.

4. Система формирования понятий, умений и навыков.

5. Регулярное повторение изученного.

6. Наглядный материал учебника: рисунки, схемы, таблицы, алгоритмы и т.д.

3. Неосновные средства обучения: методические пособия, дополняющие учебник, дидактические материалы

Неосновные средства обучения

а) методические пособия,

дополняющие учебник

б) дидактические материалы в) наглядные материалы

А. К пособиям, дополняющим учебник, относятся «Рабочие тетради», представляющие собой сборники упражнений и различных заданий, часть из которых выполняется непосредственно в тетради, Для каждого класса разработаны тетради в соответствии с изучаемыми программными разделами.

Кроме того, на уроках русского языка широко используются словари и справочники (орфографический, толковый, словообразовательный, фразеологический и др.).

В настоящее время разработаны тетради тематического тестового контроля по классам.

Б. Дидактические материалы в основном представляют собой систему учебных карточек, предназначенных для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Они могут использоваться и на уровнях, и в качестве дополнительных домашних заданий отдельным учащимся с учетом их особенностей и возможностей, т.е. возможно применение дифференцированного подхода к обучению. Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся. Поэтому материал в них рассчитан на разделы в зависимости от характера формируемого навыка.

В. Наглядные пособия в учебном процессе применяются, прежде всего, для мобилизации психической активности учащихся, введения новизны в учебный процесс, повышения интереса к предмету, увеличения возможности непроизвольного запоминания материала, расширения объема усваиваемого материала, выделения главного в учебном материале и его систематизации.

Средства наглядности делятся на зрительные, звуковые и зрительно-звуковые.

Средства зрительной наглядности: таблицы, репродукции картин, экранные средства (диафильмы, диапозитивы, слайды, транспаранты).

В свою очередь таблицы, как основное средство зрительной наглядности, делятся на языковые и речевые в зависимости от выполняемых ими функций.

Языковые таблицы отражают закономерность, сущность какого-либо правила или понятия, что способствует наиболее быстрому усвоению этого понятия, запоминания правила.

Речевые таблицы содержат конкретный речевой материал, который требуется запомнить.

Средства слуховой наглядности: грампластинки, магнитофонные записи.

Зрительно-слуховые средства: диафильмы со звуковым сопровождением, кинофильмы и кинофрагменты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: