Психическое развитие личности

Глава 16

Лекция 19. Периодизация развития личности.

Лекция 18. Социальные условия становления и развития личности

Лекция 17. Социальная принадлежность личности.

Личность как исторический и культурный феномен. Кросскультурные исследования и их значение для психологии личности. Этнопсихология. Проблема социально-типического поведения личности. Социальные и этнические стереотипы. Социальные установки. Национальный, социальный и профессиональный характер. Феномен автоматического конформизма. Методы исследования социально-типических проявлений личности.

Социальное чувство (чувство общности) и основные препятствия на пути его реализации. «Комплекс неполноценности» и возможности его компенсации. Развитие личности как реализация стремления к власти. Компенсация и гиперкомпенсация.

Социальная среда как условие развития личности: общественно-исторический опыт и его присвоение человеком. Специфика коллективных сознательных представлений. Личность как социо-культурное понятие. Биологический и социальный индивид.

Человек как субъект общения. Потребность в общении и ее развитие. Средства общения. Возможности психологического анализа процесса общения. Описание индивидуальных стилей общения. Восприятие и понимание людьми друг друга.

Критерии сформированности личности. "Первое" и "Второе" рождение личности. Стихийные механизмы развития личности: сдвиг мотива на цель, идентификация, усвоение социальных ролей. Воспитание как основной способ развития личности. "Внешняя" и "внутренняя" мотивация поступка. Награда и наказание как способы изменения "внешней" мотивации. Самооценка и эмпатия как формы "внутренней" мотивации. Клинические и социально-психологические способы воздействия на личность (клиническое интервью, психологическое консультирование, групповая психотерапия, психодрама).

Гетерохронность развития человека. Биологическая, психологическая и социальная зрелость. Понятие жизненного пути (Б.Г.Ананьев). Когнитивистская ориентация в развитии личности (Ж.Пиаже, Л.Кольберг). Психоаналитический (З.Фрейд) и эпигенетический (Э.Эриксон) подходы. Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Социально-психологический подход к периодизации развития личности.

Краткое содержание главы

Факторы психического развития человека. Биологические и средовые факторы. Данные психогенетики. "Эпигенетический ландшафт». Стадиальность и непрерывность психического развития.

Периодизации психического развития. Гетерохронность развития. Сензитивные и критические периоды. Периодизации жизненного цикла человека.

Периодизации когнитивного развития. Периодизация Ж. Пиаже. Стадии детства по А. Валлону. Уровни нравственного развития по Л. Колбергу. Исследования возрастной динамики когнитивных способностей. Периодизации личностного развития человека по З. Фрейду, Э. Эриксону, Д. Б. Эльконину.

Планирование и выбор жизненного пути. Жизненный путь как проблема. Жизненные планы и жизненный сценарий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: