Гюстав Кайботт. Парижская улица в дождь. 1877 г

Раздел 3. Лекции № 4 и 5. Импрессионизм в европейской художественной культуре (литературе, музыке, живописи). – 4 ч.

Термин импрессионизм произошел от французского impression, что означает впечатление [1. С. 106-107]. Этим термином обозначают направление в изобразительном искусстве, худож. литературе, музыке и худож. фотографии конца ХIХ – начала ХХ века. Сложилось во франц. живописи в 60-70-е гг. ХIХ в. Название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Импрессионизм объединил группу художников-новаторов, в которую, кроме К. Моне, входили Эдуард М а не, Огюст Ренуар, Поль Гоген, Камиль Писсаро, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Арман Гийомен, Жорж Клерен, Альфред Сислей, Фредерик Базиль, Берта Моризо, Мари Кассет, Гюстав Кайботт и др.

Имп-зм не был явлением только французской культуры. В Британии это направление представлял «лондонский парижанин» Джеймс Уистлер, в США –Уинслоу Хоумер (близок к экспресс-му), в Норвегии – Нильс Кройгер.

Им-ты опирались на традиции реалист. живописи, преимущ. пейзажной (Т. Руссо, Ж. Дюпре и др.).

Они противопоставили условности официального и салонного искусства красоту повседневной действительности, праздничной в их восприятии. Их излюбленные жанры – пейзаж, портрет, многофигурная композиция. Стремились передавать свои мимолетные впечатления от окружающего мира. Ценили значение непредвзятого взгляда на жизнь и изображали ее как полную естественной поэзии. В их восприятии чел-к находится в единстве с окружающей средой, которая вечно изменчива, поражает богатством и сверканием чистых, ярких красок. В центре изображения – современная повседневность: запечатлены сцены на улице, в кафе, много зарисовок воскресных прогулок и т. п.

 
 

Разрабатывая традиции пленэрной живописи, им-ты стремились передать движение света в воздушном пространстве, что и создавало единую среду, объединяющую все изображение. Цвет одних предметов оказывал влияние на восприятие других, находящихся рядом с ними, и словно окрашивал их в свои оттенки, благодаря чему становилось очевидным, что вещи не существуют изолированно друг от друга (мое доп-е к словарю).

Им-ты сущ-но расширили представление о технике худож. изображения, обогатили палитру красок: вглядываясь в природу, они высветляли колорит, пользовались разнообразной техникой, в том числе широко пользовались полутонами, цветными тенями:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: