Краткий курс лекций по

Порядок обработки ИВЗ

С помощью диспетчера D1 реализуется обоснование поступившей заявки и постановка ее в очередь 01….ON, которые реализованы на ячейках оперативной памяти. Диспетчер D2 выбирает из очередей заявку на обслуживание, т.е. передает вычислительную задачу для обработки на ЭВМ. Процесс выбора заявки из множества в соответствии с преимуществами на обслуживание называется – диспетчерированием. При этом инициируется соответствующая программа, реализующая вычислительный алгоритм решения задачи. При отсутствии заявок в очередях диспетчер D2 переключает процессоры ЭВМ в состояние ожидания.

Диспетчеры D1 и D2 реализуются программным путем и представляют собой управляющие программы.

Зачастую этот поток и по времени носит случайный характер, и сами задания заранее неизвестны (например, для системы обслуживания заранее не известно какие билеты будут заказаны, на какую цену и т.д.).

Методом решения является теория массового обслуживания (математическая теория вероятности), или теория очередей.

Представим данную систему как систему с дискретными состояниями и непрерывным временем. Дискретное состояние означает, что в каждый момент времени строго определено время поступления, количество ЭВМ, количество заданий в очереди.

курсу «Исполнительное производство»

Тема 1. Понятие исполнительного производства в Российской Федерации, его правовые основы.

Согласно общей теории управления эффективность деятельности любой производственной единицы зависит от применяемой системы управления, принципиальных подходов к работе и компетенции каждого руководителя. Деятельность службы судебных приставов построена на многоуровневой системе управления процессом принудительного исполнения с дифференциацией управленческих функций на административные и процессуальные. Процессуальное управление осуществляется судом и иными органами, выдающими исполнительные документы.

В лекции будет раскрыто административное управление в системе службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, представляющее собой следующую цепочку. Во главе системы стоит Главный судебный пристав Российской Федерации, который через Департамент судебных приставов осуществляет общее ру­ководство деятельностью всех главных судебных приставов субъектов Российской Федерации. В свою очередь главные судебные приставы направляют и организуют работу старших судебных приставов соответствующих территориальных подразделений, последние организуют и контролируют деятельность подчиненных судебных приставов-исполнителей, осуществляющих непосредственную деятельность по исполнению исполнительных документов.

Как видим, старший судебный пристав является первым и непосредственным руководителем территориального подразделения судебных приставов. Закон «О судебных приставах» наделяет старших судебных приставов необходимыми полномочиями. Организационные функции старшего судебного пристава можно классифицировать на организационно-распорядительные и процессуальные. К организационно-распорядительным функциям следует отнести:

1) общую организацию работы территориального подразделения судебных приставов;

2) организацию работы и контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей;

3) организацию работы и контроль за деятельностью судебных приставов по ОУПДС - Обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Общая организация работы территориального подразделения судебных приставов. Данная распорядительная функция старшего судебного пристава должна быть реализована в форме издания им соответствующих распоряжений, регулирующих самые общие и основные направления деятельности подразделения.

Общая организация работы территориального подразделения судебных приставов исходит из структуры территориального подразделения судебных приставов, которая, на наш взгляд, должна иметь следующую примерную форму:

- старший судебный пристав,

- судебные приставы-исполнители,

- судебные приставы по ОУПДС,

- лицо, ответственное за ведение счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение территориального подразделения,

- начальник канцелярии,

- секретарь,

-делопроизводители,

- водитель,

- уборщица,

- сторож.

Вне зависимости от структуры и штатной численности подразделения старшим судебным приставом должны быть решены следующие вопросы.

Во-первых, должен быть определен режим работы подразделения, включающий установление часов работы подразделения, времени обеденного перерыва, дней и часов приема старшего судебного пристава и судебных приставов-исполнителей, времени работы канцелярии по приему исполнительных документов и иной корреспонденции, а также выдачи документов из архива.

Во-вторых, должно быть издано распоряжение, регулирующее принципы и порядок распределения нагрузки среди судебных приставов-исполнителей, введение специализации по тем или иным видам взысканий.

В-третьих, должны быть решены вопросы о распределении обязанностей среди иных работников подразделения (аппарата канцелярии), должно быть назначено лицо, ответственное за ведение счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение территориального подразделения, и т.д.

В-четвертых, в подразделении должны быть организованы информационные стенды для граждан с информацией о личном составе подразделения, распределении нагрузки и специализации судебных приставов-исполнителей, адресах и телефонах вышестоящей организации (службы судебных приставов субъекта Российской Федерации), стенды с выдержками из Закона «Об исполнительном производстве», образцами отдельных заявлений (например, о возбуждении исполнительного производства и т.д.).

В-пятых, в целях повышения эффективности работы старшим судебным приставом и судебными приставами-исполнителями должно осуществляться планирование своей деятельности. Старший судебный пристав должен разрабатывать и определять план работы подразделения в целом, судебный пристав-исполнитель - составлять индивидуальный план работы, утверждаемый старшим судебным приставом. Планирование работы осуществляется на каждый отчетный месяц.

В-шестых, в целях отслеживания качества и результативности работы судебных приставов-исполнителей старший судебный пристав должен систематически, желательно не менее одного раза в месяц, проводить совещание по итогам работы за предыдущий отчетный месяц со всеми работниками подразделения. На данном совещании должны быть: 1) рассмотрены результаты работы подразделения за месяц, 2) определен средний показатель работы одного судебного пристава-исполнителя, 3) выявлены лучшие и худшие работники, установлены причины отставания тех или иных судебных приставов от среднего показателя, заслушаны объяснения отстающих работников, 4) рассмотрены поступившие жалобы на действия судебных приставов-исполнителей и приняты по ним решения. На этом же совещании должны быть заслушаны отчеты судебных приставов-исполнителей о выполнении плана работы за месяц, рассмотрено выполнение плана работы всего подразделения, определены недостатки работы отдельных сотрудников и установлен срок устранения недостатков. Ход совещания подлежит протоколированию, один экземпляр протокола подшивается в наряд старшего судебного пристава, второй экземпляр вместе со статистическими отчетами направляется в службу судебных приставов субъекта Российской Федерации.

В-седьмых, в целях повышения профессионального уровня судебных приставов-исполнителей старшим судебным приставом в подразделении должен быть организован постоянный учебный процесс в соответствии с «Положением о профессиональной подготовке в службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации». В соответствии с данным Положением все сотрудники службы судебных приставов — в зависимости от характера осуществляемых ими функций - проходят профессиональную подготовку. Учебный процесс организуется старшим судебным приставом в форме специальной, служебной подготовки, самостоятельной работы и стажировки сотрудников, впервые принятых на службу.

В-восьмых, важным фактором организации работы территориального подразделения является степень его взаимодействия с другими органами государства. К таковым относятся, прежде всего, органы прокуратуры Российской Федерации, органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, таможенные органы, отделения Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации, а также средства массовой информации.

Взаимодействие территориальных подразделений судебных приставов с органами прокуратуры Российской Федерации специального правового регулирования не имеет. Оно может проходить по следующим основным направлениям:

- надзор со стороны прокуратуры за соблюдением судебными приставами-исполнителями действующего законодательства, принесение соответствующих протестов, со стороны судебных приставов - устранение отмеченных в протестах нарушений и недостатков в работе;

- направление судебными приставами-исполнителями в органы прокуратуры материалов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об исполнительном производстве (ст. 157, 315.312УК);

- направление судебными приставами в органы прокуратуры информации о фактах нарушения интересов государства со стороны должников с целью привлечения виновных к ответственности и оспаривания совершенных ими сделок. К примеру, если при исполнении постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества должника судебный пристав установит факт отчуждения должником своих активов так называемым «дружественным» фирмам, об этом должна быть уведомлена прокуратура, чьей задачей будет оспорить сделку по мотиву мнимости или притворности и вернуть активы в собственность должника, чтобы судебный пристав-исполнитель имел возможность взыскать задолженность по налогам;

- в последнее время в связи с передачей службе судебных приставов функций органов налоговой полиции и в связи с необходимостью наполнения федерального бюджета во многих регионах страны на местном уровне создаются и работают чрезвычайные комиссии из числа представителей прокуратуры, службы судебных приставов, налоговых органов, местной администрации. Деятельностью данных комиссий является работа с крупнейшими неплательщиками.

Взаимодействие территориальных подразделений судебных приставов с органами МВД Российской Федерации определяется их предметной компетенцией и, кроме того, регулируется совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 августа 1999г. № 262/628 «О взаимодействии службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации и органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Взаимодействие территориальных подразделений судебных приставов с налоговыми органами также основано на межведомственном приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № ВГ-3-10/265 и Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2000г. №215 «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов».

Взаимодействие территориальных подразделений с отделениями Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации. Порядок взаимодействия с этим органом определен совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 57 и Федерального долгового центра при Правительстве Российской Феде­рации от 10 февраля 2000 г. № 20 «Об утверждении порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества».

Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации (далее - Центр) был образован постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1998 г. № 6 в целях решения организационных вопросов реализации конфискованного и арестованного имущества. Основной задачей Центра является создание организационных, экономических, информационных и иных условий эффективного Функционирования системы принудительного обращения взыскания на имущество организаций-должников.

В развитие указанного постановления Правительством Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации принят ряд нормативных актов, регулирующих порядок передачи на реализацию конфискованного и арестованного имущества. Вне сферы деятельности Центра остались только акции акционерных обществ, реализация которых отнесена к компетенции Российского фонда федерального имущества.

Взаимодействие территориальных подразделений с отделением Центра может происходить в двух формах:

- в форме привлечения в исполнительное производство оценочной организации, прошедшей аккредитацию при Центре;

— в форме привлечения в исполнительное производство специализированной организации, прошедшей аккредитацию в Центре, для реализации арестованного и конфискованного имущества.

Особенностью взаимодействия является то, что с момента принятия Правительством Российской Федерации постановления от 23 апреля 1999г. №459 участие Центра в исполнительном производстве стало обязательным, он стал фактически субъектом исполнительного производства в части реализации арестованного имущества.

Система взаимоотношений с Центром, помимо названных нормативных актов, детально определяется и на региональном уровне путем заключения между Центром и органом Министерства юстиции Российской Федерации соответствующих договоров, в которых устанавливаются технические правила передачи имущества на реализацию, вводится система документооборота, определяется круг уполномоченных организаций.

Тема 2. Лица, исполняющие требования судебных актов и актов иных органов.

При изучении данного вопроса следует обратить внимание на большой круг лиц, участвующих в исполнительном производстве и занимающих несходное правовое положение, наделенных неодинаковым объемом прав и обязанностей. Данные лица по своей процессуальной роли, возможностям воздействия на ход исполнительного производства, по характеру своей заинтересованности делятся на пять групп:

1) органы принудительного исполнения;

2) суды общей юрисдикции и арбитражные суды;

3) стороны исполнительного производства;

4) органы, исполняющие требования исполнительных документов;

5) лица, содействующие процессу исполнения.

Следует обратить внимание, что правила о субъектах исполнительного производства схожи с аналогичными положениями гражданского и арбитражного судопроизводства, нотариального и административного производства. Остановимся на классификации и характеристике отдельных групп субъектов исполнительного производства.

Органы принудительного исполнения как субъекты исполнительного производства. К числу органов принудительного исполнения в соответствии со ст. 3 Закона «Об исполнительном производстве» относится служба судебных приставов Российской Федерации и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Отметим, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению возлагается на судебного пристава-исполнителя. Основная роль судебного пристава-исполнителя в качестве органа принудительного исполнения заключается в следующем:

- судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным и относительно независимым лицом, действующим непосредственно на основании Закона «Об исполнительном производстве»;

- судебный пристав-исполнитель принимает от своего имени решения, облекаемые в форму постановлений, и иные акты, непосредственно влияющие на динамику исполнительного производства.

Юридические действия судебного пристава-исполнителя являются самостоятельным объектом обжалования вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов либо в судебном порядке.

Суды обшей юрисдикции и арбитражные суды как субъекты исполнительного производства. Необходимо выделить роль судов в исполнительном производстве, которая сводится к осуществлению судами функций предварительного либо последующего судебного контроля за деятельностью судебного пристава-исполнителя.

Во-первых, в компетенции суда или судьи общей юрисдикции, арбитражного суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, например выдача исполнительного листа, восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к взысканию, разъяснение судебного акта для целей его исполнения, отсрочка или рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения и других вопросов в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве», ГПК и АПК. В таких случаях суды осуществляют функции либо предварительного судебного контроля (например, разрешая приостановление исполнительного производства), либо решения вопросов, связанных с правовым действием исполнительного документа и судебного акта, на основании которого документ был выдан (разъясняя решение суда).

Во-вторых, суд осуществляет последующий контроль за действиями судебного пристава-исполнителя в тех случаях, когда жалобы заинтересованных лиц на его действия и постановления подаются в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в зависимости от вида исполнительного документа.

Стороны исполнительного производства. Изучение вопроса следует начать с обозначения сторон исполнительного производства (взыскателя и должника) и нормативного определения сторон, данного в ст. 29 Закона «Об исполнительном производстве». Согласно данной норме взыскатель - это гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должник - это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить другие обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Следует отметить, что стороны - основные участники исполнительного производства, именно поэтому их правовое положение имеет более детальное регулирование, чему посвящен целый ряд статей гл. II Закона «Об исполнительном производстве».

Следующий важный аспект темы - дееспособность в исполнительном производстве. Необходимо обозначить общие положения и степени дееспособности, а также нормы права, регулирующие данные отношения.

Правоспособность и дееспособность в исполнительном законодательстве (исполнительная право- и дееспособность). В отношении организаций не выделяются отдельно категории правоспособности и дееспособности, которые возникают у них одновременно и охватываются понятием правосубъектности.

Проверку правового статуса организации и ее возможностей исполнить соответствующую обязанность либо проверку принадлежности ей какого-либо права проводит суд либо иной орган, выдавший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель не должен заниматься проверкой правового статуса организации как стороны исполнительного производства.

Правосубъектность граждан как сторон исполнительного производства, в отличие от организаций, должна проверяться судебным приставом-исполнителем. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и поручать ведение дела представителю) в исполнительном законодательстве наступает с разного возраста и зависит от различных юридических обстоятельств. В этой связи закон устанавливает степени дееспособности, основывающиеся на правилах о дееспособности, установленных в ГК, ТК, СК, АК и в других федеральных законах.

Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу с 18 лет. Согласно п. 1 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» граждане по достижении ими возраста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей.

С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно п. 1 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» в том случае, если несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным (эмансипация). В соответствии со ст. 27 ГК несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия - судом.

Следует обратить внимание, что в Законе «Об исполнительном производстве» прямо не предусматривается возможность возникновения "полной дееспособности в случае вступления в брак до достижения 18 лет с разрешения местной администрации (ст. 13 СК). Однако данное правило, на наш взгляд, должно действовать и в исполнительном производстве исходя из норм семейного законодательства и производного характера дееспособности в исполнительном производстве.

Частичная дееспособность в исполнительном производстве заключается в возможности несовершеннолетних быть субъектами исполнительного производства по отдельным видам исполнения в тех случаях, когда материальное либо процессуальное законодательство также допускает возможность участия несовершеннолетних в соответствующих материальных или процессуальных отношениях. Таким образом, возраст наступления частичной дееспособности в исполнительном законодательстве определяется правилами соответствующего материального законодательства. Если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то соответственно они наделяются возможностью самостоятельного уча­стия в исполнительном производстве с целью защиты своих прав и интересов. В этих случаях нет необходимости в привлечении законных представителей для защиты их прав.

Данное правило можно проиллюстрировать следующим примером. Согласно ст. 13 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» членами производственного кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет. Соответственно несовершеннолетние с 16 лет вправе самостоятельно выступать в исполнительном производстве при исполнении исполнительных документов по делам, вытекающим из членства в кооперативах.

На основании ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными, и, следовательно, по спорам, возникающим из реализации ими своих гражданских прав, которые они могут осуществлять самостоятельно, несовершеннолетние вправе обращаться в суд за судебной защитой, например, если спор связан с распоряжением заработком, стипендией, иным доходом, осуществлением авторских прав. Поэтому по соответствующим исполнительным документам они могут выступать в качестве взыскателей в исполнительном производстве.

Полностью недееспособными в исполнительном производстве могут быть только граждане. Во-первых, это несовершеннолетние, не достигшие возраста 15 либо 16 лет в зависимости от возраста наступления дееспособности в соответствующих материальных правоотношениях, так и не достигшие 18 лет, если соответствующие материальные правоотношения не допускают более раннего наступления дееспособности в материальном праве.

Во-вторых, полностью недееспособными являются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими и признанные по данным основаниям недееспособными судом (ст. 29 ГК).

Права и охраняемые законом интересы указанных лиц защищаются в исполнительном производстве их законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами и попечителями.


Взыскатель не всегда может являться бывшим истцом в судебном процессе. Например, если в иске истцу было отказано, то ответчик при взыскании в свою пользу судебных расходов с истца в рамках исполнительного производства становится взыскателем, а бывший истец- должником. Поэтому в п. 2 ст. 29 Закона «Об исполнительном производстве» дается предельно широкое определение взыскателя - это гражданин либо организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный лист.

Следует отметить, что взыскателями являются не только бывшие участники судебных процессов. В частности, в случаях, предусмотренных подп. 5-7 п. 1 ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве», взыскателями являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, в чьих интересах (в зависимости от уровня бюджета, в который происходит взыскание) выступают уполномоченные органы и должностные лица, в том числе и судебные приставы-исполнители, взыскивающие различные суммы в федеральный бюджет.

Должник в исполнительном производстве. В качестве должника рассматривается лицо (гражданин или организация), на котором в силу вынесенного судом либо иным органом акта лежит определенная обязанность перед взыскателем. Указанная обязанность может быть осуществлена как путем совершения должником активных действий, так и путем воздержания от определенных действий.

Правовой статус сторон исполнительного производства. Права и обязанности сторон исполнительного производства определены в ст. 31 Закона «Об исполнительном производстве», согласно которой стороны при совершении исполнительных действий имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

Следует обратить внимание, что перечень прав сторон, перечислен­ных в п. 1 ст. 31 Закона «Об исполнительном производстве», не полон. Многие права определены в других статьях данного закона: взыскатель вправе отказаться от взыскания (п. 1 ст. 23); стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение (п. 2 ст. 23); взыскатель вправе отказаться от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю (п. 7 ст 23); взыскатель вправе оставить за собой имущество должника, если оно не будет реализовано в двухмесячный срок (п. 4 ст. 54) и др.

В законе не содержится указание на конкретный перечень обязанностей сторон исполнительного производства, они определяются приме­нительно к конкретному виду исполнительных действий. При этом взыскатель является управомоченной стороной, а должник - обязанной. Самая общая и основная обязанность должника, которая конкретизируется по мере развития исполнительного производства, - исполнение требований исполнительного документа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: