Ошибка и заблуждение

Анатомия заблуждения. Типология заблуждения в науке Бэкона. Истоки научных заблуждений

Главный признак заблуждения - это неверное, искаженное отражение действительности. Это необходимый, но еще не достаточный признак. Заблуждение всегда представляет собой такое ошибочное знание, которое самому субъекту кажется истинным, если это не так, то это будет ложь. Так как заблуждение- это непреднамеренное искажение действительности, а ложь - умышленное.

На уровне обыденного сознания эти два понятия воспринимаются как синонимы, поскольку результат ошибки и заблуждения одинаков - непреднамеренное искажение действительности. В этом плане всякое заблуждение можно считать ошибкой, но не каждая ошибка- заблуждение.

Вывод:Заблуждение- это неточность, которая возникает в процессе получения или интерпретации нового знания. Ошибкасвязана с нарушением устоявшихся алгоритмов, норм, эталонов и правил действия, при этом ошибка обычно носит сугубо индивидуальный характер и обусловлена личностными качествами субъекта, заблуждение вызвано же объективными обстоятельствами.

Часто встречающийся тип ошибок - логические ошибки.Их возникновение связано с нарушением основных законов формальной логики в процессе рассуждения (закон тождества, исключающего третьего, противоречия, достаточного основания) или же бывают также ошибки, которые связаны с неоднозначностью понимания тех или иных терминов науки. Такой род ошибок носит название формально - логических, если логическая неправильность в развитии мысли допускается преднамеренно и маскируется с целью ввести в заблуждение, то в результате мы приходим к софизму или софистике («измышление, хитрость»).

Типология заблуждения в науке Бэкона.

Бэкон выделял 4 вида признаков или идолов, которые мешают истинному знанию

1. идолы рода;

2. идолы пещеры;

3. идолы рынка;

4. идолы театра.

Идолы рода присущи всем людям и социально обусловлены. Это когда люди к природе вещей примешивают свою собственную природу. К идолам рода относятся:

а) «объективные иллюзии»- это так называемое явление кажемости, например, Солнце вращается вокруг Земли;

б) антропосоциоморфизм. Речь идет о том, что человек воспринимает все явления окружающего мира по аналогии с самим собой и по аналогии с жизнью общества. Антроморфизм нашего сознания проявляется не только в области древней мифологии, но также нашел отражение в языке, т.к. многим явлениям и предметам приписываются человеческие или социальные характеристики;

в) ценностное восприятие. Человеческие ценности - это прочувствованные и осмысленные человеком значимые вещи, явления, принципы, нормы, основы и т.д. «Ценности других», которые мы не разделяем, часто представляются нам иллюзиями, в то время как свои собственные ценности мы считаем разными.

Идолы пещеры - это иллюзии человека, связанные с его конкретным положением в жизни и обществе, это заблуждения, обусловленные индивидуальными предрассудками, представлениями и т.д. Человек принадлежит к определенной социальной группе, вернее ко многим социальным группам и объективно существующие интересы этой группы определяют его видение мира. Второй вид идолов пещеры - это иллюзии, порождаемые не социально-классовым положением. А индивидуальной судьбой. Личные иллюзии бывают «черные»- весь мир рассматривается пессимистически, бывают «розовые» иллюзии (чрезмерно оптимистические). В обоих случаях это субъективное искажение действительности.

Третий вид идолов пещеры - это содержательное искажение действительности, проистекающее из профессиональной деятельности.

Четвертый вид -это иллюзии, свойственные личным взаимоотношениям. Мы смотрим и воспринимаем окружающих людей из своей собственной субъективной пещеры и видим в них только то, что хотим видеть, а остальное может остаться незамеченным. К этому же разряду иллюзий относится и то, что психологи именуют приписыванием мотивов.

Идолы рынка - это иллюзии, возникающие в речевом общении, существующие благодаря особенностям человеческого языка и понятийного мышления, иногда предметом обсуждения становятся сами слова, вытесняя суть спора. Слова способны создать самостоятельный иллюзорный мир, который может вытеснять реальные отношения и отвлекать внимание на себя.

Идолы театра - это иллюзии, выражающие приверженность к авторитетам, системам и доктринам, которые воспринимаются не критически, как единственная и неизменная истина. Слепая вера в авторитеты научные, религиозные, политические резко сужает кругозор, только один избранный ракурс дает искаженный образ действительности и приводит к догматизму. Идолы театра поражают также тех, кто не может избавиться в жизни и в общении от когда-то принятых на себя ролей-масок и пытается сохранить неизменным свое однажды сформированное «Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: