Наука, ее признаки и особенности. Социокультурная роль

Контрольные вопросы

Истоки научных заблуждений.

Истоки научных заблуждений выявить достаточно трудно. Связано это с тем, что наиболее существенные причины заблуждения в науке не лежат на поверхности, они имеют глубинную природу и не всегда могут быть замечены исследователями. Вторая трудность связана с тем, что истоков и причин научного заблуждения очень много, они могут быть объективные и субъективные, основные и производные, формально-логические содержательные, социальные и гносеологические.

«Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один» Ж.Ж.Руссо.

Многие ученые пытались выяснить причины возникновения заблуждения в науке. Эмпиризм видел причины заблуждения в отрыве разума от чувств; рационализм наоборот считает, что все познавательные (гносеологические) трудности возникают из-за излишней чувствительности человека. Иррационалисты сваливали всю вин на практическую природу познания. Они полагали, что завязанность научного поиска на практический интерес связывает человека и одевает ему на глаза меркантильные шоры. Рассматривая весь мир через призму практической пользы, разум не в состоянии проникнуть в действительные причины явления.

1. Характеристика познавательных способностей человека.

2. Специфика познавательной деятельности.

3. Созерцательная и деятельная концепции познавательного от­ношения к действительности.

4. Дискуссия о познаваемости мира в истории философии и сего­ дня.

5. Объективные и субъективные условия познания.

6. Что такое истина? Критерий истины.

7. В чем различие между заблуждением и ложью?

8. О соотношении монизма и плюрализма.

9. Истина и польза.

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Истина, ложь, заблуждение.

2. Истина и польза. Реализация знаний.

3. Познание и творчество.

4. Агностицизм и его основные направления.

5. Чувственное познание и его формы.

6. Формы логического познания.

7. Разум и рассудок, особенности каждого и их взаимосвязь.

8. Конкретное и абстрактное. Метод восхождения от абстрактно­го к конкретному.

9. Взаимодействие познавательной и практической деятельности.

10. Характеристика познавательных способностей человека.

11. Агностицизм, солипсизм, скептицизм, нигилизм, что их сближает и отличает друг от друга.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.

2. Витгенштейн Л. О Достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2.

3. Дынич В.И., Ельяшевич М.А. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии. 1994. № 12.

4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М.,2003.

5. Конт И. Критика чистого разума. – М., 1994.

6. Кураев А. Вера и знание // Вопросы философии. 1992. № 7.

7. Лобастов Г.В. Так что же есть истина? // Философские науки. 1991. № 6.

8. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию.//Вопросы философии.1992.№7.

9. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное — философская проблема // Вопросы философии. 1994. № 9.

10. Нарский И.С. Современные проблемы познания. – М., 1989.

11. Никаноров СП. Социальные формы постижения бытия
// Вопросы философии. 1994. № 6.

12. Понимание как философско-методологическая проблема: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1986. № 7,9.

13. Соловьев С. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. 1994. № 1.

14. Хайдеггер М.О. Сущности истины//Философские науки. 1989.№4.

15. Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. № 9.

Тема 4.2 Философия науки и техники.

  1. Наука, ее признаки и особенности. Социокультурная роль.
  2. Структура, методы и формы научного познания.
  3. Особенности научного познания (критерии научности).
  4. Понимание и объяснение. Герменевтический анализ научного знания.
  5. Вера и знание в аспекте познавательной деятельности субъекта. Научное и вненаучное познание, его формы.
  6. Социальные функции науки и закономерности ее развития. Рост научного знания, научной революции и смена типов рациональности.
  7. Наука и техника. Сциентизм и антисциентизм.

Постановка и раскрытие вопроса о научном и вненаучном позна­нии связана с необходимостью показать многообразие способов и форм познавательной деятельности человека как существа уникального. По природе своей чувственность, рассудок и разум содержат в себе способ­ность и возможность универсального (всестороннего, полного) позна­ния окружающего мира. Таков уж человек, что по природе своей он нуждается во многом, — не только в истинах науки, но и художествен­ных образах, религиозных представлениях, житейской мудрости. Чем Же вызван к жизни универсализм человеческого познания?

Во-первых, универсальность познания обусловлена разнообрази­ем духовных и практических потребностей человека. Во-вторых, это связано с многообразием практического отношения человека к миру, спецификой различных форм практики. В-третьих, богатство форм по­знания мира заложено в самой природе человеческого способа отраже­ния мира, в наличии совершенной чувственности и мозга как высоко­развитого органа мышления.

Для современного человека основной формой (способом) познава­тельной деятельности человека является научное познание (наука). В от­личие от обыденного, оно протекает не стихийно, а целенаправленно и представляет собой развивающуюся систему достоверного знания. По выражению К.Маркса, наука есть "хитрость, имеющая целью подчи­нить природу человеческим потребностям". В наше время она достигла впечатляющих успехов, вызывая к себе всеобщее уважение и доверие.

Наука представляет собой специфическую сферу деятельности че­ловека, где целью и результатом является система объективных и дос­товерных знаний об окружающем мире и путях его практического ос­воения, о самом человеке. Наука — это мышление специальными по­нятиями как логическими инструментами познания. Она является осо­бой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точного) знания. В целом, объектом науки выступает система " человекмир ". В этом объекте частные на­уки выделяют и исследуют отдельные фрагменты (например, биосфе­ру планеты, физиологию человека, историю общества и т.д.). Предме­том же науки являются наиболее важные и существенные стороны объекта, его признаки и свойства, которые вызывают интерес для дан­ной отрасли научного познания и практики человека.

Научное познание имеет своеобразную природу и признаки. Это проявляется, в основном, в следующем.

Прежде всего, наука нацелена на получение объективного (дос­товерного) знания о своем объекте и предмете. Она не допускает при­внесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта (например, пристрастного, тенденциозного отношения к объекту и предмету). Для науки окружающий мир представляет собой всего лишь реальность, которая дана человеку в ощущениях его и которая должна быть беспристрастно исследована.

Научное познание всегда является абстрактно - аналитическим и конструктивно - синтетическим. С помощью анализа изучаемый пред­мет мысленно расчленяется на отдельные составляющие (стороны, свой­ства, функции и т.д.). Благодаря же синтезу из знания отдельных сто­рон предмета складывается его целостный и объемный образ. Таким путем формируется конкретное, т.е. развернутое знание о предмете.

Научному познанию присущ также системный характер. Возникшие в ходе отражения вещей их чувственно-наглядные образы соеди­няются и подвергаются рациональной обработке (осмыслению). В итоге формируется совокупность различных идей и представлений о предмете и его объективных свойствах. В ходе дальнейшего познания складываются такие сложные системы знания, как научная теория, научная картина мира.

Для науки характерно и применение специальных методов иссле­ дования. Они представляют собой правила и приемы, принципы и про­цедуры, которыми владеет и пользуется субъект познания.

Научное познание — это особого рода деятельность, требующая от человека соответствующих качеств. Ею занимаются специальные группы людей — ученые, научные коллективы и сообщества. Наука представляет собой, как это очевидно, специализированный вид деятель­ности, который реализуется, в конечном счете, всегда коллективно.

Наконец, научное познание по природе своей нацелено на изуче­ние не только того, что есть в настоящем, но и того, что будет или же может быть в последующем. Вот почему подлинная наука всегда есть и футурология ("взгляд в будущее"), которая предвещает грядущие события и процессы, что важно также и применительно к обществен­ной жизни.

Возникнув на волне практики и порывов человеческого духа, науч­ное познание стало неотъемлемой стороной бытия человека и обще­ства. Социокультурная роль науки состоит, в основном, в следующем.

Во-первых, наука представляет собой мировоззренческую силу. До­стоверные знания являются важнейшим инструментом и способом те­оретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя. Без таких знаний невозможно получение убедительных ответов на воп­росы о сущности мира и бытии человека в нем и, соответственно, фор­мирование мировоззрения. В этом смысле наука есть, по выражению немецкого ученого М.Вебера, "расколдовывание мира" и внесение яс­ности в головы людей.

Во-вторых, наука является и производительной силой. В своем раз­витии она создает необходимые предпосылки для изготовления чело­веком орудий труда и техники. Без науки была бы невозможна про­мышленность, создание разнообразных технологий по производству человеком вещей. Решая эти задачи, она тем самым становится орга­ническим элементом производительных сил человека и общества. В XX в. наука оказала колоссальное воздействие на развитие всего об­щественного организма, и прежде всего — на формирование совокуп­ного интеллекта человечества. Совершенно очевидно, что она имеет прямое отношение к богатствам и достижениям человеческой циви­лизации. Разумеется, это вовсе не означает всесилия научного знания как "орудия" в руках человека.

В-третьих, наука — это также и весьма важная социальная сила. Это означает, прежде всего, что ее развитие способствует крупным изменениям в социальной структуре общества. Так, в XX столетии резко возросла численность и влияние интеллектуальных слоев обще­ства. Появились профессии, которые связаны с получением, обработ­кой и хранением научной информации. Кроме этого, научное знание активно применяется при решении проблем социального характера, и наука дает обществу соответствующие рекомендации — в полити­ке, в экологии, в деле образования и воспитания человека. (В связи с этим будет уместным привести мысль Л.Н. Толстого о том, что не яв­ляется наукой то, что не имеет целью благо, т.е. решение насущных проблем общественного характера).

К настоящему времени сформировалось и существует огромное множество наук, что требует их классификации. Как правило, при этом выделяют три группы наук, являющие собой направления (ветви "де­рева науки"). К ним относят, во-первых, естествознание. Объектом его изучения является окружающая человека природа, ее вещи, про­цессы и состояния. Во-вторых, наука включает в себя и обществознание, в рамках которого происходит всестороннее исследование обще­ственной жизни. И в-третьих, можно выделять и технические науки, которые изучают средства деятельности человека и соответствующие технологии. Учитывая неодинаковую степень отношения наук к прак­тике, их принято разделять на фундаментальные (" теоретические ") и прикладные (" практически - ориентированные ").

В последние годы все более актуальной становится разработка нового комплекса наукчеловековедения. Оно призвано стать синте­зом различных научных и иных знаний о Человеке как уникальном и сложнейшем явлении мироздания. Особое место в человековедении призваны занимать гуманитарные науки, которые исследуют внутрен­ний (духовный) мир человека, — психология, педагогика и другие. В рамках "антропологического" направления науки в нашей стране об­разованы и существуют Институт человека, Российская академия че­ловековедения, Гуманитарная академия. Создан Музей человека, го­товится издание "Словаря по человеку", выходит в свет научный жур­нал "Человек".

Наука — это не спонтанная деятельность: она имеет свою внут­реннюю логику движения, законы и тенденции развития. Говоря о закономерностях научного познания, назовем и охарактеризуем следу­ющие из них.

Развитию науки присуща дифференциация, что означает расчле­нение совокупного научного поиска на ряд направлений (ветвей), которые со временем становятся относительно самостоятельными. В рамках этого процесса возникают все новые и новые науки, что особенно примечательно для нашего времени. Напротив, в антич­ном мире имел место синкретизм, т.е. нерасчлененность знания, да и вообще, — наука тогда лишь зарождалась и существовала еще лишь в форме преднауки. Научное познание чем-то напоминает пышное и устремленное ввысь дерево. Его корнем является совокупная прак­тика человечества, а сучья и ветви — это научные направления и от­дельные науки.

Напротив, интеграция научного познания предполагает сближе­ние и взаимодействие смежных областей знания. Так, в XX в. имеет место весьма тесная связь между физикой и химией, физикой и фило­софией, астрономией и механикой. В итоге на основе этой тенденции формируется целостная и развернутая картина мира, отдельных его фрагментов. Частные же науки отражают различные грани и оттенки этого многообразного мира.

В современном обществе наблюдается рост относительной само­стоятельности науки как специальной сферы (вида) деятельности че­ловека по производству достоверного знания. Наука сегодня — это многоликий мир людей, их интересов и отношений. Об этом в худо­жественной форме показано, в частности, в романе В.Д.Дудинцева " Бе­лые одежды ", в повести Д.А.Гранина "Иду на грозу", в других произ­ведениях русской литературы, в киноискусстве. В XX в. наука стала особого рода профессией, и нередко — весьма престижной. Одновре­менно она являет собой сложный мир технических устройств и соору­жений, приборов и лабораторий, инструментов как орудий познания. Это, например, электронные микроскопы, гигантские ускорители эле­ментарных частиц, мощные телескопы, ЭВМ, компьютеры. Благода­ря быстрому развитию информационных технологий и активному со­трудничеству ученых мира наука в наше время стала международнымявлением.

В научном познании наблюдается преемственность — особого рода связь настоящего с прошлым, когда накопленный потенциал зна­ний не отбрасывается за ненадобностью, а наследуется путем крити­ческого переосмысления. Без этого невозможно поступательное, про­грессивное развитие науки.

По природе своей науке присуща и такая закономерность, как постоянное ускорение темпов развития. В настоящее время удвоение уже имеющегося объема научных знаний человечества происходит через каждые 10 — 15 лет. В связи с этим можно сказать, что наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений ученых, и растет она, по сути дела, в геометрической прогрессии. Наука сегодня — это не просто данность, специфический факт человеческого бытия. Неуклонное возрастание ее социокультурной роли дает основание воспринимать ее как базис современного общества, в огромной мере определяющий прогресс и дальнейшую судьбу цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: