Контрольные вопросы
Истоки научных заблуждений.
Истоки научных заблуждений выявить достаточно трудно. Связано это с тем, что наиболее существенные причины заблуждения в науке не лежат на поверхности, они имеют глубинную природу и не всегда могут быть замечены исследователями. Вторая трудность связана с тем, что истоков и причин научного заблуждения очень много, они могут быть объективные и субъективные, основные и производные, формально-логические содержательные, социальные и гносеологические.
«Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один» Ж.Ж.Руссо.
Многие ученые пытались выяснить причины возникновения заблуждения в науке. Эмпиризм видел причины заблуждения в отрыве разума от чувств; рационализм наоборот считает, что все познавательные (гносеологические) трудности возникают из-за излишней чувствительности человека. Иррационалисты сваливали всю вин на практическую природу познания. Они полагали, что завязанность научного поиска на практический интерес связывает человека и одевает ему на глаза меркантильные шоры. Рассматривая весь мир через призму практической пользы, разум не в состоянии проникнуть в действительные причины явления.
|
|
1. Характеристика познавательных способностей человека.
2. Специфика познавательной деятельности.
3. Созерцательная и деятельная концепции познавательного отношения к действительности.
4. Дискуссия о познаваемости мира в истории философии и сего дня.
5. Объективные и субъективные условия познания.
6. Что такое истина? Критерий истины.
7. В чем различие между заблуждением и ложью?
8. О соотношении монизма и плюрализма.
9. Истина и польза.
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Истина, ложь, заблуждение.
2. Истина и польза. Реализация знаний.
3. Познание и творчество.
4. Агностицизм и его основные направления.
5. Чувственное познание и его формы.
6. Формы логического познания.
7. Разум и рассудок, особенности каждого и их взаимосвязь.
8. Конкретное и абстрактное. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
9. Взаимодействие познавательной и практической деятельности.
10. Характеристика познавательных способностей человека.
11. Агностицизм, солипсизм, скептицизм, нигилизм, что их сближает и отличает друг от друга.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988.
2. Витгенштейн Л. О Достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2.
3. Дынич В.И., Ельяшевич М.А. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии. 1994. № 12.
4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М.,2003.
|
|
5. Конт И. Критика чистого разума. – М., 1994.
6. Кураев А. Вера и знание // Вопросы философии. 1992. № 7.
7. Лобастов Г.В. Так что же есть истина? // Философские науки. 1991. № 6.
8. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию.//Вопросы философии.1992.№7.
9. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное — философская проблема // Вопросы философии. 1994. № 9.
10. Нарский И.С. Современные проблемы познания. – М., 1989.
11. Никаноров СП. Социальные формы постижения бытия
// Вопросы философии. 1994. № 6.
12. Понимание как философско-методологическая проблема: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1986. № 7,9.
13. Соловьев С. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. 1994. № 1.
14. Хайдеггер М.О. Сущности истины//Философские науки. 1989.№4.
15. Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. № 9.
Тема 4.2 Философия науки и техники.
- Наука, ее признаки и особенности. Социокультурная роль.
- Структура, методы и формы научного познания.
- Особенности научного познания (критерии научности).
- Понимание и объяснение. Герменевтический анализ научного знания.
- Вера и знание в аспекте познавательной деятельности субъекта. Научное и вненаучное познание, его формы.
- Социальные функции науки и закономерности ее развития. Рост научного знания, научной революции и смена типов рациональности.
- Наука и техника. Сциентизм и антисциентизм.
Постановка и раскрытие вопроса о научном и вненаучном познании связана с необходимостью показать многообразие способов и форм познавательной деятельности человека как существа уникального. По природе своей чувственность, рассудок и разум содержат в себе способность и возможность универсального (всестороннего, полного) познания окружающего мира. Таков уж человек, что по природе своей он нуждается во многом, — не только в истинах науки, но и художественных образах, религиозных представлениях, житейской мудрости. Чем Же вызван к жизни универсализм человеческого познания?
Во-первых, универсальность познания обусловлена разнообразием духовных и практических потребностей человека. Во-вторых, это связано с многообразием практического отношения человека к миру, спецификой различных форм практики. В-третьих, богатство форм познания мира заложено в самой природе человеческого способа отражения мира, в наличии совершенной чувственности и мозга как высокоразвитого органа мышления.
Для современного человека основной формой (способом) познавательной деятельности человека является научное познание (наука). В отличие от обыденного, оно протекает не стихийно, а целенаправленно и представляет собой развивающуюся систему достоверного знания. По выражению К.Маркса, наука есть "хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям". В наше время она достигла впечатляющих успехов, вызывая к себе всеобщее уважение и доверие.
Наука представляет собой специфическую сферу деятельности человека, где целью и результатом является система объективных и достоверных знаний об окружающем мире и путях его практического освоения, о самом человеке. Наука — это мышление специальными понятиями как логическими инструментами познания. Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точного) знания. В целом, объектом науки выступает система " человек — мир ". В этом объекте частные науки выделяют и исследуют отдельные фрагменты (например, биосферу планеты, физиологию человека, историю общества и т.д.). Предметом же науки являются наиболее важные и существенные стороны объекта, его признаки и свойства, которые вызывают интерес для данной отрасли научного познания и практики человека.
|
|
Научное познание имеет своеобразную природу и признаки. Это проявляется, в основном, в следующем.
Прежде всего, наука нацелена на получение объективного (достоверного) знания о своем объекте и предмете. Она не допускает привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта (например, пристрастного, тенденциозного отношения к объекту и предмету). Для науки окружающий мир представляет собой всего лишь реальность, которая дана человеку в ощущениях его и которая должна быть беспристрастно исследована.
Научное познание всегда является абстрактно - аналитическим и конструктивно - синтетическим. С помощью анализа изучаемый предмет мысленно расчленяется на отдельные составляющие (стороны, свойства, функции и т.д.). Благодаря же синтезу из знания отдельных сторон предмета складывается его целостный и объемный образ. Таким путем формируется конкретное, т.е. развернутое знание о предмете.
Научному познанию присущ также системный характер. Возникшие в ходе отражения вещей их чувственно-наглядные образы соединяются и подвергаются рациональной обработке (осмыслению). В итоге формируется совокупность различных идей и представлений о предмете и его объективных свойствах. В ходе дальнейшего познания складываются такие сложные системы знания, как научная теория, научная картина мира.
Для науки характерно и применение специальных методов иссле дования. Они представляют собой правила и приемы, принципы и процедуры, которыми владеет и пользуется субъект познания.
Научное познание — это особого рода деятельность, требующая от человека соответствующих качеств. Ею занимаются специальные группы людей — ученые, научные коллективы и сообщества. Наука представляет собой, как это очевидно, специализированный вид деятельности, который реализуется, в конечном счете, всегда коллективно.
Наконец, научное познание по природе своей нацелено на изучение не только того, что есть в настоящем, но и того, что будет или же может быть в последующем. Вот почему подлинная наука всегда есть и футурология ("взгляд в будущее"), которая предвещает грядущие события и процессы, что важно также и применительно к общественной жизни.
|
|
Возникнув на волне практики и порывов человеческого духа, научное познание стало неотъемлемой стороной бытия человека и общества. Социокультурная роль науки состоит, в основном, в следующем.
Во-первых, наука представляет собой мировоззренческую силу. Достоверные знания являются важнейшим инструментом и способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя. Без таких знаний невозможно получение убедительных ответов на вопросы о сущности мира и бытии человека в нем и, соответственно, формирование мировоззрения. В этом смысле наука есть, по выражению немецкого ученого М.Вебера, "расколдовывание мира" и внесение ясности в головы людей.
Во-вторых, наука является и производительной силой. В своем развитии она создает необходимые предпосылки для изготовления человеком орудий труда и техники. Без науки была бы невозможна промышленность, создание разнообразных технологий по производству человеком вещей. Решая эти задачи, она тем самым становится органическим элементом производительных сил человека и общества. В XX в. наука оказала колоссальное воздействие на развитие всего общественного организма, и прежде всего — на формирование совокупного интеллекта человечества. Совершенно очевидно, что она имеет прямое отношение к богатствам и достижениям человеческой цивилизации. Разумеется, это вовсе не означает всесилия научного знания как "орудия" в руках человека.
В-третьих, наука — это также и весьма важная социальная сила. Это означает, прежде всего, что ее развитие способствует крупным изменениям в социальной структуре общества. Так, в XX столетии резко возросла численность и влияние интеллектуальных слоев общества. Появились профессии, которые связаны с получением, обработкой и хранением научной информации. Кроме этого, научное знание активно применяется при решении проблем социального характера, и наука дает обществу соответствующие рекомендации — в политике, в экологии, в деле образования и воспитания человека. (В связи с этим будет уместным привести мысль Л.Н. Толстого о том, что не является наукой то, что не имеет целью благо, т.е. решение насущных проблем общественного характера).
К настоящему времени сформировалось и существует огромное множество наук, что требует их классификации. Как правило, при этом выделяют три группы наук, являющие собой направления (ветви "дерева науки"). К ним относят, во-первых, естествознание. Объектом его изучения является окружающая человека природа, ее вещи, процессы и состояния. Во-вторых, наука включает в себя и обществознание, в рамках которого происходит всестороннее исследование общественной жизни. И в-третьих, можно выделять и технические науки, которые изучают средства деятельности человека и соответствующие технологии. Учитывая неодинаковую степень отношения наук к практике, их принято разделять на фундаментальные (" теоретические ") и прикладные (" практически - ориентированные ").
В последние годы все более актуальной становится разработка нового комплекса наук — человековедения. Оно призвано стать синтезом различных научных и иных знаний о Человеке как уникальном и сложнейшем явлении мироздания. Особое место в человековедении призваны занимать гуманитарные науки, которые исследуют внутренний (духовный) мир человека, — психология, педагогика и другие. В рамках "антропологического" направления науки в нашей стране образованы и существуют Институт человека, Российская академия человековедения, Гуманитарная академия. Создан Музей человека, готовится издание "Словаря по человеку", выходит в свет научный журнал "Человек".
Наука — это не спонтанная деятельность: она имеет свою внутреннюю логику движения, законы и тенденции развития. Говоря о закономерностях научного познания, назовем и охарактеризуем следующие из них.
Развитию науки присуща дифференциация, что означает расчленение совокупного научного поиска на ряд направлений (ветвей), которые со временем становятся относительно самостоятельными. В рамках этого процесса возникают все новые и новые науки, что особенно примечательно для нашего времени. Напротив, в античном мире имел место синкретизм, т.е. нерасчлененность знания, да и вообще, — наука тогда лишь зарождалась и существовала еще лишь в форме преднауки. Научное познание чем-то напоминает пышное и устремленное ввысь дерево. Его корнем является совокупная практика человечества, а сучья и ветви — это научные направления и отдельные науки.
Напротив, интеграция научного познания предполагает сближение и взаимодействие смежных областей знания. Так, в XX в. имеет место весьма тесная связь между физикой и химией, физикой и философией, астрономией и механикой. В итоге на основе этой тенденции формируется целостная и развернутая картина мира, отдельных его фрагментов. Частные же науки отражают различные грани и оттенки этого многообразного мира.
В современном обществе наблюдается рост относительной самостоятельности науки как специальной сферы (вида) деятельности человека по производству достоверного знания. Наука сегодня — это многоликий мир людей, их интересов и отношений. Об этом в художественной форме показано, в частности, в романе В.Д.Дудинцева " Белые одежды ", в повести Д.А.Гранина "Иду на грозу", в других произведениях русской литературы, в киноискусстве. В XX в. наука стала особого рода профессией, и нередко — весьма престижной. Одновременно она являет собой сложный мир технических устройств и сооружений, приборов и лабораторий, инструментов как орудий познания. Это, например, электронные микроскопы, гигантские ускорители элементарных частиц, мощные телескопы, ЭВМ, компьютеры. Благодаря быстрому развитию информационных технологий и активному сотрудничеству ученых мира наука в наше время стала международнымявлением.
В научном познании наблюдается преемственность — особого рода связь настоящего с прошлым, когда накопленный потенциал знаний не отбрасывается за ненадобностью, а наследуется путем критического переосмысления. Без этого невозможно поступательное, прогрессивное развитие науки.
По природе своей науке присуща и такая закономерность, как постоянное ускорение темпов развития. В настоящее время удвоение уже имеющегося объема научных знаний человечества происходит через каждые 10 — 15 лет. В связи с этим можно сказать, что наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений ученых, и растет она, по сути дела, в геометрической прогрессии. Наука сегодня — это не просто данность, специфический факт человеческого бытия. Неуклонное возрастание ее социокультурной роли дает основание воспринимать ее как базис современного общества, в огромной мере определяющий прогресс и дальнейшую судьбу цивилизации.