Национальное своеобразие символизма и его истоки

Наиболее яркие представители символизма

Во Франции – Поль Верлен (автор сбор-в стих-ий «Добрая песня», «Сонеты без слов», эссе о сим-х «Проклятые поэты»), Артюр Рембо («Цветной сонет», цикл стих-ий в прозе «Озарения», «Одно лето в аду»), Стефан Малларме (эклога «Послеполуденный отдых фавна»), Лотреамон, Поль Клодель, Поль Валери;

в Бельгии – Роденбах, Эмиль Верхарн (поэт), Морис Метерлинк (драматург, автор знаменитой пьесы «Синяя птица);

в Германии – Георге, Герхард Гаумтман (драматург, автор пьес «Ткачи», «Перед заходом солнца»);

в Австрии – Гофмансталь, Райнер Рильке (поэт, автор сбор-в стих-ий «Книга образов», «Дуинские элегии», «Сонеты к Орфею»);

в Англии – Оскар Уайлд (поэт, писатель, драматург, эссеист. Стих-я, философские сказки, роман «Портрет Дориана Грея», «Баллада Редингской тюрьмы», драма «Саломея» и др.);

в Норвегии – Кнут Гамсун, поздний Генрик Ибсен;

в России – философ и поэт Вл. Соловьев, философ В. Розанов, философ, публицист, лит. критик Дмит. Мережковский, его жена, поэтесса Зин. Гиппиус, поэты Иннокентий Анненский, Федор Сологуб, Вяч. Иванов, Валерий Брюсов (поколение старших симв-ов), Александр Блок, Андрей Белый (младшие сим-ты).

Авторитетные источники подчеркивают, что для происхождения (генезиса) и своеобразия национального облика сим-ма в разных странах значимыми становятся не столько общие тенденции развития, хар-ные для ряда кул-р, и межкультурные влияния и взаимосвязи, но собственные национальные культурные традиции.

Так, не смотря на влияние, которое оказали на русск. сим-зм франц. сим-зм и поздний нем. романтизм, поэтика и философия кул-ры русс. сим-ма стали специфически русскими феноменами кул-ры. Специфика проявлялась в творческом преломлении идей зап.-европ. кул-ры. На почве русс. кул-ры преобразовалась даже знаменитая ницшеанская идея «сверхчеловека»: из проповеди безудержного имморализма, волевого самоутверждения личн-ти, поставившей себя «по ту сторону добра и зла», из утверждения исключительности «господских натур, которым все позволено», русс. мыслители 19-20 вв. сделали «залог высшей природы вглубине души человеческой»; а «сверхчеловеческое» стали толковать как «всечеловеческое» или даже «богочеловеческое» (здесь сказалась религиозная доминанта, присущая русс-й кул-ре); вместо проповеди эгоцентризма и вседозволенности появляется идея возвышения личности, отдающей себя на пользу общему благу – изначальный коллективизм русского культурного самосознания одерживает верх над комплексами идей и установок западной индивидуалистич. кул-ры, проявлением обостренного самосознания которой можно считать тв-во Ницше. Восходя к В. Соловьеву, от него – к Ф. М. Достоевскому, от последнего – к А. С. Пушкину, а через него ко всей мировой кул-ре (Гете, Байрон, Данте и т.П.), русс. сим-ты вступили в спор с Ницше и реинтерпретровали его образы и идеи в духе русс. религ. философии и лит-ры (Мережковский, Белый, Блок, Иванов). Точно так же обстояло дело и со всеми другими зап-ми влияниями – фр., скандинавским и т. д.

Поскольку генезис С. ориентирован не столько на преемственность по отношению к конкрет. традиции, стилю, имени, сколько на отталкивание от них, спец-ка нац. С. (т.е. смысл и эстетич. наполнение разных нац-х вариантов С.) зависит от предмета филос. противостояния, полемики, идейного спора, от конкретного, своеобразного для каждой нац-й кул-ры, соотношения сил натурализма и противостоящих ему романтич. тенденций в иск-ве и философии. В разных зап.-европ. кул-х генезис С. различен. Так, франц. сим-зм рождается в полемике с натурализмом – творчеством Эмиля Золя и его эпигонами. Англ. С. не ограничивается чисто худож. полемикой: он отталкивается не только от бытописательства, от реалистич. литер-ых традиций, но и от филос. позитивизма, рационализма и вообще от научного мировоззрения, от материализма и прагматизма в житейской практике. Немецкий же сим-м строится на совмещении импр-ма с натурализмом, дополняемых философским идеализмом и иррационализмом. Сходные тенденции – в австр., шведском и норвежском С.

А в Бельгии сталкиваются как позитивистские, рац-ие и натуралист. тенденции (Верхарн), так и неопозитивистские (Метерлинк), хотя последние не исключают конкретной вещественности. И обе тен-ции движутся навстречу друг другу.

Франц., австр., сканд. С. – важность личностного начала, культ «Я», поэтизация внутреннего мира человека;

Нем., бельг. и, особенно, русский С. – на первом плане внеличностное, всеобщее, вселенское начало;

Англ. С. – декларация отречения от обыденности, пошлой повседневности;

Бельг., русс. С. – в самой будничной повседневности увидеть величест., возвышенное и прекрасное;

Фр., нем., скандин. – воссоздание извеч. противоречий между банал. дейст-ю и высокими идеалами, обыденным и исключит-ым.

Как различают разновид-ти европ. сим-ма?

Критерий – тенденции, кот. из него вытекают в тот момент, когда оспаривается его культурный авторитет и происходит низвержение его идейно-эстетич. монополии (т. е. по тем явлениям, кот. следуют за С. – по различ. видам постсимволизма).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: