Этика аудитора

Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой – либо общественной или профессиональной организации.

Каждый профессиональный аудитор при проведении аудиторской проверки или оказании аудиторских услуг обязан соблюдать правила этики поведения. В ряде зарубежных стран разработаны и действуют кодексы и положения, правила аудиторской этики. По аналогии с международной практикой, Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ принял в 2003 году Кодекс этики аудиторов России с целью поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности специалистов.

Кодекс признает, что основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований (см.табл.)

Основные требования к аудиту, обеспечивающие качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов

Требование Содержание
Достоверность Общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах
Профессионализм Аудируемые организации и др. заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере аудита
Качество услуг Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества
Уверенность Лица, пользующиеся услугами аудиторов, необходима уверенность в том, что предоставляемые им услуги оказываются в соответствии с профессиональными этическими нормами

Кодекс содержит следующие нормы профессионально поведения:

Честность. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен действовать открыто и честно. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность.

Независимость предполагает свободу аудитора от влияния, давления, контроля как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьих лиц. Независимость аудитора - отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор должен непредвзято и объективно выполнять свои обязанности.

Объективность. Беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов, заключений. Аудитор должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни конфликт интересов, ни другие лица, ни иные факторы.

Профессиональная компетентность и должная тщательность. Аудитор должен обладать необходимым объемом знаний и умением квалифицированно применять эти знания; предоставлять профессиональные

Конфиденциальность. Аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы третьим лицам. Аудитор не должен раскрывать фактов или информации, которые стали ему известны в ходе аудиторской проверки, если только клиент не дает на это своего разрешения, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями. Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию для своей собственной выгоды.

Профессиональное поведение: аудитор должен постоянно доказывать, что он заслуживает доверия как профессионал; должен вести себя так, чтобы не дискредитировать себя и профессию; воздерживаться от какого-либо поведения, дискредитирующего профессию.

Регламентирующие документы. Аудитор обязан выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами). Аудитор обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания аудируемой организации или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности, независимости.

К принципам, регулирующим работу аудитора, следует отнести и профессиональный скептицизм. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнения достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять чтобы не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при проведении аудиторских процедур и оценке их результатов.

Кодекс этики так же определяет порядок разрешения этических конфликтов. Расхождение мнений аудитора и другого лица само по себе не является этической проблемой. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства. В случае возникновение серьезных (см. стр.30) этических вопросов аудитору следует руководствоваться политикой разрешения конфликтов, существующей в организации-работодателе, либо принять другие возможные меры.

При невозможности разрешения конфликта, если речь идет о существенных вопросах (напр., мошенничестве), в качестве крайней меры у аудитора может не остаться иного выбора, кроме отказа от проведения аудита, а при необходимости и доведения информации до сведения внешних уполномоченных организаций – правоохранительных или контролирующих органов.

Кроме вышеперечисленного, аудитор должен в своей профессиональной деятельности быть ориентирован на поддержание добрых отношений с коллегами по профессии: прежде чем высказать критическое замечание в адрес коллеги, совершившего ошибку в работе, аудитор обязан взвесить все обстоятельства, при которых это случилось. Замечание должно быть высказано в корректной форме. Несоблюдение этого правила можно расценить как дискредитацию профессии.

Соблюдение этических норм поведения является обязанностью каждого сотрудника аудиторской фирмы или самостоятельных аудиторов.

Виды аудита:

Внутренний и внешний аудит

Аудит на соответствие требованиям

Аудит финансовой отчетности

Обязательный и инициативный аудит

Первоначальный и согласованный аудит

Классификация с точки зрения аудитора

Классификация с точки зрения направления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: