И.А.Бунин (1870— 1953) — один из крупнейших русских писателей-реалистов, в равной степени владевший искусством прозы и поэзии. России и русской душе посвящены его рассказы и стихотворения. Тема детства также была в поле зрения писателя. Он не раз публиковал для детей свои произведения. В издательстве «Детское чтение» вышел большой сборник его стихов «Под открытым небом» (1898), вслед за ним — «Стихи и рассказы» (1900), «Полевые цветы» (1901).
Мощно бьющий родник детских воспоминаний был для Бунина одним из источников вдохновения. С детства сохраненное художническое зрение позволяло писателю наслаждаться подробностями, мелкими деталями природы и вместе с тем обозревать разом целый мир вокруг.
Восход луны
В чаще шорох потаённый,
Дуновение тепла.
Тополь, сверху озарённый,
Перед домом вознесённый,
Весь из жидкого стекла.
В чащу тёмную глядится
Круг зеркально-золотой.
Тополь льётся, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.
Воспоминания о детстве связаны для поэта со старым орловским поместьем — его родовым гнездом. Детство Бунина было овеяно духом XIX века с его устоявшейся, расцветшей в покое культурой.
|
|
Среди стихотворений о детстве выделяется глубиной осмысления детской игры жанровая сценка «Христя» (1906— 1908): на бахче деревенская девочка Христя играет в куклы, а игра ее — в сговор невесты — напоминает о давно прошедшем в жизни бабушки и матери и пророчит будущее самой Христи. Поэт связал вечный смысл этой игры со всем живым на разомлевшей от зноя земле.
Христя угощает кукол на сговоре –
За степною хатой, на сухих бахчах.
Степь в горячем блеске млеет, точно море,
Тыквы светят медью в солнечных лучах.
Собрались соседки к «старой бабе» Христе,
Пропивают дочку - чай и водку пьют.
Дочка - в разноцветной плахте и в монисте,
Все ее жалеют - и поют, поют!
Под степною хатой, в жарком аромате
Спелого укропа, возятся в золе
Желтые цыплята. Мать уснула в хате,
Бабка - в темной клуне, тыквы - на земле.
Своему маленькому сыну поэт посвятил колыбельную «На глазки синие, прелестные...».
«Всё снится: дочь есть у меня...» — так начинается замечательное по искренности «взрослое» стихотворение «Дочь» (1923).
Произведения И.А.Бунина, в особенности стихи, — богатый источник для пополнения круга чтения детей.
А.А.Блок (1880—1921) — крупнейший поэт-символист младшего поколения. Главная тема его поэзии — Родина, древняя, современная и будущая. Поэт вслушивался в «музыку революции», пытаясь угадать ход истории: «Если мы только выправимся после этого потопа, нам предстоит перенестись на крыльях в эпоху великого возрождения, происходящего под знаком мужественности и воли...» («Записные книжки», 1915).
|
|
Под этим же знаком Блок представлял воспитание детей, которым предстоит войти «во все более тесное общение с народом», столкнуться «с так называемым невежеством, темнотой, цинизмом, жестокостью и т.п.». Детям нужно учиться технике, ибо «...нельзя забывать о том, что наш век — '"век железный" и что всякая сентиментальность по отношению к детям в наше время есть великий грех, потому что может развить в них бездеятельность, апатичность, неприспособленность к жизни, следовательно, сделать из них несчастных безвольных людей», — так звучит педагогическая заповедь Блока в тех же «Записных книжках».
Обратиться к вопросам воспитания поэту пришлось в связи с завязавшимся спором о жестокости в народной сказке. Блок выступил в защиту подлинной народности, против фальсификаторов, которые отфильтровывали из народной сказки все, что лишает ее спокойной благостности.
Работа Блока в детской литературе была не столько решением воспитательных задач и продолжением семейных традиций, сколько поиском новых путей искусства.
Молодой Блок поставил детское выше взрослого, живопись — выше литературы; новый подход и поэтическому творчеству открывался ему во внесловесном восприятии. Подобные идеи исходили от одного из учителей творческой молодежи — живописца И. Е. Репина. Вопрос о том, писал или нет Блок стихи для детей, решается не просто. Поэт отбирал из готовых вещей годное для публикаций в детских изданиях, работал над вариантами, устраняя темные для наивного понимания места. До войны он сотрудничал с детскими журналами, в первую очередь с «Тропинкой». Опыт журнальных публикаций пригодился в подготовке для детского отдела издательства И.Д.Сытина двух сборников: «Круглый год» — для читателей младшего возраста, «Сказки» — для среднего возраста (оба вышли в 1913 году). Однако стихи, появлявшиеся в детских изданиях, могли быть помещены автором и в издания для взрослых.
Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря. Открывает годовой круг стихотворение «Вербочки», впервые увидевшее свет в «Синодальном Букваре». Его сюжет связан с весенним обычаем приносить в Вербную субботу огонек из церкви домой. Замыкает сборник стихотворение «Рождество», написанное по заказу редакции «Тропинки». Реалистически конкретные образы и детали складываются в живую, узнаваемую картину и косвенно передают нюансы настроения, как, например, в стихотворении «Ворона»:
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны — игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..
Слово «весна» звучит лишь в последней строчке, но оно подготовлено множеством слов со звуком «в», рядом мелких деталей, увиденных сначала глазами человека, а потом вороны: весенняя земля пестрит белым, желтым, зеленым, удивляя отвыкший за зиму от пестроты взор. Ранняя весна — время контрастов, что подчеркнуто изображением «лохматой», еще «зимней» вороны и следов прошлогодней жизни.
В стихах «Круглого года» нет ничего символистского: их подтекст образован непосредственно наблюдаемой картиной, и только. Все стихи отличаются спокойствием чувств, реализмом описаний.
Если лирический герой «Круглого года» — «дитя добра и света», живущее в «золотом веке», то герой сборника «Сказки» переживает драму перехода в «железный век».
Для «Сказок» Блок отобрал стихотворения с мотивами русской мифологии: «Гамаюн, птица вещая», «Болотные чертенята», «В голубой далекой спаленке...», «Сын и мать», «Колыбельная песня». Вероятно, поэт считал, что стихи трагического накала, воскрешающие Древнюю Русь в современной национальной памяти, особенно нужны детям в начале «тревожных и мятежных дней». Стихотворение «В голубой далекой спаленке...» связано с семейной драмой Блока. Оно продолжает одну из традиций русской сентиментально-романтической поэзии XIX века — поэтизировать детскую смерть. Эта тема отнюдь не была табуирована в детской литературе, а, наоборот, активно разрабатывалась на страницах детских изданий. «Сусальный ангел» представляет собой образец философской лирики Блока, обращенной к читателям всех возрастов.
|
|
Незадолго до смерти Блок составляет сборник «Отроческие стихи», включив в него произведения, относящиеся к началу его «серьезного писания» — к 1898 году (он вышел посмертно в 1923 году). Известнейший поэт выставил напоказ начальную инфантильность своего гения, тем самым подтвердив сказанное о себе раньше — «он весь дитя добра и света». Пример Блока имел значение для утверждения наивного творчества и развития «детской» поэтики литературы. В круг чтения для детей вошли: «Первый снег», «Листопад»
Сергей Александрович Есенин родился (1895—1925) 3 октября (21 сентября по старому стилю) 1895 г. в селе Константинове Рязанской области. Отец его — крестьянин Александр Никитич Есенин, мать — Татьяна Федоровна. Детство поэта прошло у родителей матери. Развитая наблюдательность в отношении природных явлений, которая обычно отличает растущих в деревне детей, обогащалась в его сознании фантазией: наблюдение тут же превращалось в образ. Вместе с тем склонность к тихому созерцанию сочеталась в мальчике с озорством и даже драчливостью.
Писать стихи Есенин начал рано, лет девяти, но осознанное творчество он сам относит к 16—17 годам, периоду учения в церковно-учительской школе. В эти годы Есенин много читал Пушкина, Лермонтова, Кольцова.
|
|
Осенью 1912 г. Сергей Есенин приезжает в Москву и с весны 1913 работает в типографии. Зимой 1914 г. он бросает работу и целиком посвящает себя поэзии. В журналах «Парус», «Заря», «Мирок» и в газете «Новь» появляются первые стихотворения Есенина: «Выткался на озере алый свет зари», «Сыплет черемуха снегом», «Калики», «Молитва матери».
В его ранних стихотворениях отразились поиски жизненной позиции и собственной творческой манеры. Часто и плодотворно обращается Есенин к историческому прошлому своей Родины. В таких произведениях, как «Песнь о Евпатии Коловрате», «Ус», «Русь».
Основным мотивом раннего Есенина стала поэзия русской природы, отразившая его любовь к Родине. Именно в этот период написаны многие стихотворения, которые до сих пор известны детям и любимы ими. Примечательно, что первым напечатанным стихотворением Есенина была «Береза», появившаяся в детском журавле «Мирок» в 1914 г. С тех пор внимание поэта к стихотворениям для детей было постоянным. Детские стихи он печатал в журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро», «Задушевное слово», «Парус».
В ранней поэзии Есенина для детей, может быть, ярче, чем во «взрослых» стихах того же периода, отразилась его любовь к родному краю («Топи да болота», «С добрым утром»), к русской природе («Береза», «Черемуха»), к деревенскому быту («Бабушкины сказки»). В чтение современных детей вошли такие ранние стихотворения Есенина, как «Поет зима», «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Черемуха».
В своих ранних стихах поэт шел от традиций народной песенной лирики. Его образы достоверны благодаря теплоте и живости чувства. Лирический герой видит картину мира не внешним, а внутренним зрением, пропуская видимое через сердце.
Поэтический талант Есенина одушевляет то, что он видел и чувствовал в детстве. Он рассказывает маленьким читателям о том, как «Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». В колыбельном ритме стихотворения слышится то голос зимнего леса, то стук вьюги о ставни, то вой метели по двору. На фоне холодной и снежной зимы контрастно выписаны «детки сиротливые» — воробышки. Поэт сочувственно подчеркивает их беспомощность и незащищенность:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
К описанию зимы Есенин обращается и в стихотворении «Пороша». Зима в нем иная, манящая, волшебная:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
Здесь описание природы не со стороны, а изнутри, от поэта-наблюдателя, едущего по бесконечной, убегающей вдаль зимней дороге.
Еще более активно поэтическое восприятие природы в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы...»:
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
То наблюдатель, то путник, но всегда открытый впечатлениям окружающего мира, голосам птиц и зверей, шорохам леса, Есенин подмечает самое сокровенное в природе:
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Эти строки о пробуждении весны, о поре медвяных рос и золотистых веток черемухи. Для каждого периода жизни природы (осени, зимы, весны и лета) Есенин находит особые поэтические краски и неповторимые интонации.
Детям особенно близки стихи об играх и забавах их сверстников — крестьянских ребятишек:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы, идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идет,
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Особая тема есенинской лирики — маленькие сироты и беспризорники. Ранние стихотворения «Сиротка», «Побирушка» отразили не только личное восприятие этого явления, но и даже в большей степени общий крестьянский идеал ребенка. В 20-х годах проблема детей-беспризорников, обозначившаяся с началом Первой мировой войны, обострилась до крайности. Есенин одним из первых написал о них (стихотворения «Папиросники» и «Русь бесприютная»).
Поэзия Есенина — явление классической литературы: читатели всех возрастов, даже самые маленькие дети, на протяжении уже многих поколений находят в ней эстетическое удовлетворение.
Есенин стремился воспеть свою Родину и ее обновление во всей многозначности этого понятия. Проходят десятилетия, и все яснее становится, что его творчество — большое литературное явление не только в жизни России, но и в развитии мировой поэзии.