Температура

2.

Лекция 2. Планирование и организация профориентационной работы. Классификация профессий.

Курс лекций по дисциплине «Основы профориентологии».

Раздел 2. Особенности профориентологии в различных сферах.

План.

1. Планирование и организация профориентационной работы.

2. Классификация профессий.

1.

За последние годы определились следующие принципы профессиональной ориентации школьников:

1. Принцип сознательности. Сознательность предопределяет хорошее знание профессии: что должен человек знать и уметь по данной профессии, какие она предъявляет психофизиологические требования к нему, каковы условия труда, как оплачивается труд этой профессии, где можно получить эту профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда, каковы жилищно-бытовые условия и т. д. При этом молодому человеку желательно осуществить «пробу» своих сил в области избираемой профессии, посмотреть ее в «действии», почитать соответствующую литературу и сориентироваться, сможет ли он избрать эту профессию на долгие годы.

2. Принцип самостоятельности. В процессе профессиональной ориентации, предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся, следует совместными усилиями школы, семьи, профессиональных учебных заведений, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию. Педагогическое руководство и контроль должны занимать свое место, однако окончательное право в выборе профессии остается за школьником.

3. Принцип свободы выбора профессии с учетом потребностей производства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья. Вопрос о соотношении личного и общественного в выборе профессии невозможно рассматривать вне проблемы личности и общества. Общество заинтересовано в том, чтобы каждому из молодых людей была предоставлена возможность определиться в той области трудовой деятельности, где бы он смог полнее проявить свои способности, получить удовлетво­рение и тем самым внести наибольший вклад в развитие Отечества.

Вместе с тем свободный выбор профессии не имеет ничего общего с самотеком и стихийностью в профессиональном самоопределении подрастающего поколения. Выбор профессии в нашем обществе следует рассматривать в аспекте о единстве свободы и необходимости, где свобода выступает как осознанная необходимость. В связи с этим профориентация учащихся вырастает в одну из важных комплексных проблем нравственного формирования личности.

Свобода профессионального самоопределения учащихся предполагает педагогическое руководство, выражающееся в непосредственном влиянии на выбор молодыми людьми профессии на основе изучения личности. Выбор школьниками своей будущей профессии является не только важнейшей психолого-педагогической, но и одновременно социально-политической задачей.

Соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии. Правильный выбор профессии — необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности, возникающей в результате естественной потребности людей трудиться в соответствии со своими склонно­стями и способностями. Правильный выбор профессии обеспечивает и целый ряд производственных результатов: быстрое овладение профессией, стимулирование профессионального совершенствования, укрепление трудовой дисциплины и т. д. При неправильном выборе способности человека остаются, по крайней мере, частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям — к увеличению времени ученичества и трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы и поискам другой профессии, росту профессиональных заболеваний и производст­венных травм и т. д.

В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.

Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение; анализ документов и продуктов деятельности учащихся: личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т. д.; анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах, семье и т. д.; анкетирование; беседу-интервью; метод обобщения независимых характеристик; статистический метод; аппаратурный метод; тес­товый метод; педагогический эксперимент.

Для глубокого и разностороннего изучения личности школьника следует пользоваться несколькими методами. Обобщенные полученные данные дадут целостную сумму знаний о школьнике.

Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов, склонностей, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.

Воспитательный аспект необходимо активно реализовывать и в тех случаях, когда избираемые учащимися профессии не предъявляют повышенных требований к человеку. В таком случае необходимо разработать мероприятия, направленные на усиление трудового воспитания школьников и привития им любви к избранной профессии.

Профориентация должна решать проблемы не только «кем быть», но и «каким быть». При этом необходимо, чтобы молодой человек глубоко любил избранную профессию, так как только любимая работа может принести удовлетворение, радость и счастье и в то же время высокую производительность, сознательную дисциплину, «закрепление» на рабочем месте и ликвидацию излишней миграции.

Работа по профессиональной ориентации имеет четыре этапа (А.А. Вайсбург):

1. Ориентировочно-подготовительный этап – его цель: сформировать у младших школьников положительное отношение к труду, стремление своим собственным трудом доставлять окружающим радость, получая от этого моральное удовлетворение.

2. Ориентационно-побудительный этап заключается в том, чтобы ознакомить молодого человека с профессиями, необходимыми для данного региона.

3. Ориентационно-производительный этап, цель которого – включить молодого человека в активный производительный труд по конкретной профессии. Участие в труде позволяет молодежи лучше узнать себя, свои влечения и интересы, соизмерить их со своими возможностями и способностями. Это приводит к дальнейшему развитию профессионального самосознания молодого человека.

4. Ориентационно-заключительный этап – здесь идет выбор конкретной профессии, окончательное уточнение, корректировка путей реализации намерений школьников, избравших себе профессию.

По мнению В.В. Чебышевой, главную роль в профориентации молодежи приобретают овладение широким кругом политехнических умений и навыков, ознакомление с основными компонентами труда и миром профессий, изучение роли различных условий и факторов в формировании образа профессии у молодежи. Таким образом, в формировании образа профессии у молодежи можно наметить первое поле - информационно-содержательное.

Многогранное знание мира профессий позволяет самоопределиться молодому человеку в профессиональном плане. Однако, современное сложное состояние общества порождают такие условия выбора профессии, к которым не готовы выпускники школ и учебных заведений, в том числе, морально, психологически. Однако главный акцент эти условия накладывают на психологический механизм выбора профессии, который в первую очередь зависит от информационных и личностных факторов. Психологи и педагоги, работающие со старшеклассниками, отмечают большую зависимость от родителей и инфантилизм молодежи при выборе профессии.

Психологическая классификация профессий предназначена для профориентационной работы. Как уже было отмечено, мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Особенностью психологической классификации является отказ от социологических, экономических и технологических критериев.

Психологическая классификация профессий должна обеспечивать валидную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Отсюда возникает проблема нахождения психологических критериев, позволяющих объединить профессии в группы. Но главное, необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.

Изучение литературы позволило остановиться на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии, так называемую профессиональную пригодность. При этом согласовываются востребованные профессией психологические структуры личности. По этим критериям можно также осуществлять профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность.

Важной проблемой классификации профессий были и остаются методы сбора данных, характеризующих профессию. К ним относятся наблюдение, самостоятельное выполнение деятельности (трудовой метод), опрос работников, наблюдаемый опрос на рабочих местах и др.

Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности.

Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж.Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж.Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности – интересов и ценностных ориентации – Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический тип – на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств, интеллектуальный – на умственный труд, социальный – на взаимодействие с социальной средой, конвенциональный – на четко структурированную деятельность, предпринимательский – на руководство людьми и бизнес, художественный – на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Дж.Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Модель Дж.Холланда для определения совместимости личности и среды: Р – реалистический тип; И – интеллектуальный; С – социальный; К – конвенциональный; П – предпринимательский; X – художественный

Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный.

Суть теории Дж.Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж.Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.

Следующая классификация профессий основывается на учете способностей. Попытки классификации профессий по требуемым способностям предпринимались неоднократно (E.Bornemann, A.Melcher, 1941; B.I.Dvorak, 1947;A.Huth, 1961).

Остановимся на классификации профессий, предложенной Д.Патерсоном в 1953 г. Она получила наибольшую известность. В основу классификации профессий положены 9 различных способностей. С помощью «Minnesota Ocupational Rating Scale» (MORS) 432 профессии, отобранные психологами-профессиоведами, были разделены на следующие семь групп: академические, механические, социальные, религиозные, музыкальные, артистические и физические. Обобщение результатов исследований позволило свести эти 432 профессии к 214 «образцам», из них 137 сводятся к единичным профессиям – специальностям, а остальные 77 объединяют от 2 до 18 специальностей.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1) Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2) Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3) Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4) Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. 5) Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра1.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1) Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» – знание). Примеры в типе «человек – природа»: контролер – приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек – техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек – человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек– знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек – художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.

2) Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек– природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «человек– техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек – человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек – знаковая система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «человек – художественный образ», цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3) Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек – природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек – техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек – человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек – знаковая система»: программист, математик; в типе «человек – художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1) Профессии ручного труда (Р). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2) Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3) Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4) Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда – разного рода мысленные эталоны (например, у акробата – мысленный образец последовательности действий, у дирижера – образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А.Климов делит профессии на четыре группы:

1) Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2) Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3) Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4) Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте.

Обзорная схема классификации («карта» мира профессий) может выглядеть так:

Формула «моей профессии», или профессии-мечты, может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий. (Важно не путать порядок позиций: так, литера П («природа») в первой позиции означает тип профессий «человек – природа», а во второй позиции – класс преобразующих профессий.)

Рассмотрим пример: ученику хотелось бы подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет такой: ЗПаб. Теперь можно поискать, какие профессии ближе всего к этой формуле: оператор вычислительных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д.

В заключение еще раз подчеркнем, что приведенная классификация предназначена для профориентационной работы.

Для профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах Е.А.Климов предлагает более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях гнозиса и праксиса в их работе, внутренних и внешних средств труда.

В.Е.Гаврилов, признавая положительную роль психологической классификации профессий, предложенной Е.А.Климовым, отмечает ряд ее недостатков. К их числу он относит то обстоятельство, что профессии одной группы часто включают компоненты, предъявляющие к работнику противоположные требования, что затрудняет определение критериев профпригодности.

Следующий недостаток этой классификации видится в том, что мир профессий весьма динамичен, да и само содержание труда конкретных профессий изменчиво. Это вносит большую долю неопределенности в классификацию профессий и затрудняет внедрение профподбора в профконсультационный процесс.

В.Е.Гаврилов указывает, что для профподбора, при котором в отличие от профотбора подбирается не человек для профессии, а профессия для человека, необходимо предварительное определение критериев профпригодности, но они не должны быть такими жесткими, как для профотбора. По его мнению, в массовой практике профконсультационной работы правильнее подбирать профессии по критериям профуспешности и для этих целей весьма продуктивным может стать использование модульного принципа психологической классификации профессий.

Модуль профессии – это единица анализа профессии, типовой элемент, «строительный кубик» при создании описания профессии. Специалисты при сопоставлении профессий установили, что в структурах разных профессий есть как повторяющиеся элементы («кубики»), так и различия.

Психологический модуль профессии определяется как типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделенный на основании общности психологических требований к человеку. Например, психологический модуль, связанный с измерением объектов деятельности без помощи измерительных инструментов и приборов, имеет такую структуру:

1) типовой элемент деятельности – измерение объектов деятельности без помощи инструментов и приборов;

2) психологическое требование к человеку – хорошо развитый глазомер.

Из полного набора психологических модулей можно, как из кубиков, собрать характеристику любой профессии. В.Е.Гаврилов выделяет несколько десятков модулей и на этой основе составляет психологическую характеристику тысяч профессий.

Каждая профессия обычно состоит из нескольких модулей. Задачи исследования – установить связь между объективными характеристиками труда (предмет, цель, орудия, условия) и психологическими требованиями, предъявляемыми к человеку, причем психологические качества должны иметь уровень развития не ниже среднего. В.Е.Гаврилов приводит примерные психологические качества, могущие фигурировать в модулях профессии (острота зрения, глазомер, правильное цветоразличение, мышечная и температурная чувствительность, обоняние, пространственное представление, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движений, память, наблюдательность, оперативность мышления, эстетический вкус, эмоциональный облик и др.). Описаны примеры, когда одному модулю соответствует несколько профессий:

■ типовые элементы деятельности – графические действия;

■ психологические требования: хорошо развитые пространственные представления, глазомер, высокая концентрация внимания;

■ профессии: чертежник-конструктор, портной, модельщик.

Типовые элементы деятельности, составляющие основу модулей, относятся к разным сторонам профессиональной деятельности: к целям, условиям, орудиям труда, отдельным операциям. Всего выделено пять групп профессий. Каждая профессия обычно состоит из нескольких модулей, которые характеризуют ее с разных сторон.

Поэтому психологическая характеристика профессии или специальности определяется суммой психологических модулей, относящихся к ней.

Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, да и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно различаются. Нужен научно обоснованный отбор учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификация и установление ступеней квалификации. Результатом должен стать перечень учебных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это могут быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обучение в профессиональных школах или вузах.

На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.

Отбор перечня учебных профессий для профессионального образования всегда будет актуальным. И конечно, этот перечень должен иметь научно обоснованную группировку и быть немногочисленным.

Вопрос о необходимости группировки учебных профессий в целях совершенствования подготовки квалифицированных рабочих в стране впервые был поставлен С.Я.Батышевым. В качестве критериев дифференциации профессий рассматривались следующие:

■ степень механизации труда;

■ уровень и характер требуемой квалификации;

■ соотношение затрат физического и умственного труда.

ВНИИ профтехобразования предложил несколько вариантов группировки профессий: на основе общности содержания труда, на дидактической основе, по категориям квалификации труда, на основе комплексного учета признаков его сложности. В качестве критериев определения сложности труда рассматривались средства, предметы, продукты и функции труда, а также ответственность.

Профессиональное образование нуждается в классификации профессий, пригодной для подготовки специалистов в учебных заведениях на основе учета потребностей экономики в профессиях и их распространенности. Такая работа ведется. В 1987 г. был утвержден очередной общесоюзный перечень профессий для подготовки рабочих в системе профтехобразования. Общее число учебных профессий было сокращено до 1193. Основным недостатком этого перечня была ориентация на профессии узкооперационного профиля.

В июне 1994 г. Министерство образования России утвердило федеральный стандарт начального профессионального образования4. В госстандарте определен перечень учебных профессий и специальностей. В основу квалификации профессий положены следующие принципы:

■ систематизация перечня профессий в соответствии с крупными отраслевыми комплексами;

■ формирование профессий на основе общности технико-технологических параметров или трудовых функций;

■ введение характеристики сложности профессий.

Введение госстандарта на перечень учебных профессий направлено на повышение качества подготовки рабочих и служащих за счет регламентации учебно-программной документации, упорядочения системы контроля за результатами обучения, обеспечения единого образовательного пространства. Перечень призван также обеспечить эквивалентность профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия России в международном рынке труда.

Стандартом определены 42 группы профессий, объединяющие 257 профессий и более 870 специальностей. Оправданность такой группировки учебных профессий для контроля за системой льгот и пенсионного обеспечения, а также для управления экономикой труда очевидна.

Следующий недостаток перечня – огромное число специальностей (870). Разработчики попытались охватить как можно больше специальностей из Единого тарифно-квалификационного справочника и расширить таким образом возможности начального профессионального образования в подготовке рабочих и служащих.

Как и в перечне 1987 г., большое число профессий в разных группах продублировано. Можно было бы назвать еще ряд частных недостатков последней группировки учебных профессий, обусловленных экономическими реформами. Реальная жизнь побуждает профессиональную школу учитывать требования рынка труда. Необходима система профессиональных услуг, адекватная требованиям рыночной экономики.

Основной недостаток нового перечня профессий, как и предыдущих, заключается в том, что он составлен из числа реально существующих профессий. Состав и содержание этих профессий стали результатом развития экономики, техники, технологии, условий и организации труда. Речь же идет об учебных профессиях. Они должны перекрывать содержание ныне действующих профессий, иметь экстрафункциональный компонент, ориентированный на перспективы развития профессий. А в отдельных случаях учебная профессия может объединять, интегрировать несколько родственных специальностей и профессий. Это принципиально новые профессионально-педагогические образования. Их необходимо разработать, сконструировать. Формирование содержания и состава учебных профессий должно основываться на учете трех факторов: технико-технологического, политехнического и личностного.

Выделенные три фактора – технологический, политехнический и личностный – могут стать основой проектирования личностно ориентированного содержания каждого профиля.

При проектировании учебных профессий ведущими могли бы стать следующие принципы:

■ взаимосвязи педагогических технологий и современных производственных технологий;

■ профессионального самоопределения личности;

■ прогностического отражения содержания профессий;

■ интеграции личностно ориентированных технологий обучения и производственных технологий в профессиональные профили.

Реализация этого подхода положительно скажется на унификации учебных планов и программ, существенно облегчит стандартизацию начального профессионального образования.

Литература.

Основная литература.

1. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма: учебное пособие. – М.: МПСИ., 2006.

2. Бодров В.А. психология профессиональной деятельности: теоретические и практические проблемы. – М., 2006.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - М., 2006.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для вузов. – М., 2007.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2005.

6. Корниенко С.С. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки: учебное пособие для вузов. – М., 2007.

7. Пряжников Н. Основы профориентологии. – М., 2007.

8. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинги для подростков. - СПб., 2006.

9. Фонарев А.Р. Психологичсекие особенности личностного становления профессионала. – М., 2006.

10. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007.

11. Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности: учебное пособие для профессионального образования. – М., 2008.

Дополнительная литература.

1. Акмеологисекие аспекты профессионала. – М.,1993.

2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

3. Гарбер Е.И. К вопросу о структуре и количественной оценке профессиональных способностей. Личность, коллектив и проблема воспитания. Саратов, 1975.

4. Деркач А.А., Москаленко О.В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. – М.: «РАГС7», 1999.

5. Климов Е.А. Психология профессионализма. – М.1996.

6. Кознев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. – Л., 1980.

7. Колинько В.В. Психограмма как фактор. – Киев, 1988.

8. Кононова В.П. Применение теории психологических типов К.Г. Юнга к изучению личностных особенностей профессионализма. – М., 1987.

9. Кузьмина П.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – Спб.. 1993.

10. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: «Знание», 1996.

11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Никифорова. – Спб., 1991.

12. Секун В.И. Психология активности. – Минск, 1996.

Из основного уравнения МКТ идеальных газов следует, что давление пропорционально средней кинетической энергии поступательного движения молекул. Поскольку концентрация молекул связана с плотностью газа r соотношением: , то давление связано с плотностью прямой пропорциональной зависимостью. При неизменном n (n=const), а значит и r, давление прямо пропорционально . При нагревании газа его давление растет, при охлаждении падает.

Нагретый или охлажденный газ характеризуют температурой.

Температура - величина, характеризующая степень нагретости тел. Тела могут быть нагреты неравномерно (например, одна часть тела нагрета сильнее другой). Для определения температуры тела в этом случае необходимо подождать, пока тело в результате теплообмена не перейдёт в равновесное состояние, при котором оно будет равномерно нагрето. Температура - величина, характеризующая состояние теплового равновесия тел. Два тела, имеющие одинаковые температуры, находятся в тепловом равновесии. Если два тела находятся в тепловом равновесии с третьим, то и меду собой они тоже находятся в тепловом равновесии. Температура тела - величина, которая определяет направление теплообмена, то есть, будет ли данное тело отдавать (или принимать) другому телу с иной температурой теплоту. Своеобразие температуры в том, что её нельзя измерить методом сравнения с эталоном. Для измерения температуры необходимо, чтобы термометрическое вещество (тело) пришло в тепловое равновесие со средой, температуру которой нужно измерить. Своеобразие температуры и в том, что она не аддитивна. Это значит, что температура всего тела не равна сумме температур его частей. Для измерения температуры пользуются тем, что при изменении температуры тела изменяются его свойства, а, следовательно, и величины, характеризующие свойства.

Тело, выбираемое для измерения температуры, называется термометрическим. Нужно выбирать такие тела, у которых величина, изменяющаяся при изменении температуры - термометрическая величина - изменялась бы: 1) значительно; 2) монотонно. Прибор для измерения температуры называют термометром. Термометры бывают разные: ртутные, спиртовые, электрические, оптические и др. Они имеют разные термометрические вещества, термометрические величины и свойства.

Пример: ртутный термометр - термометрическое вещество - ртуть; термометрическое свойство - изменение объема с изменением температуры; термометрическая величина - длина ртутного столба.

Для того, чтобы величине температуры можно было сопоставить определенные числовые значения, нужно воспользоваться температурной зависимостью термометрической величины. Обычно используют линейную зависимость.

Единица измерения температуры - градус. Размер градуса устанавливают так. Произвольно выбирают две температуры (их называют реперными точками) - обычно это температура таяния льда и кипения воды при атмосферном давлении - и делят температурный интервал между реперными точками на некоторое число равных частей - градусов. Так получают температурную шкалу. Можно получить множество таких шкал. Их называют относительными шкалами. Примерами относительных шкал являются шкалы Цельсия, Фаренгейта, Реомюра.

Современная термометрия основана на шкале идеального газа, устанавливаемой с помощью газового термометра. В газовом термометре термометрической величиной является давление.

Пусть кипению соответствует РК, а таянию льда Р0 , тогда . Из опыта , следовательно, и . Размер градуса выбирают делением разности ТК - Т0 на 100 частей, следовательно: .

По газовому термометру градуируют многие используемые на практике термометры.

Температурная шкала называется абсолютной, если при температуре, равной нулю, термометрическая величина обращается в нуль. Температура, определённая по такой шкале, называется абсолютной термодинамической температурой.

В СИ температура измеряется в кельвинах: [T] =1К.

1 К равен части температурного интервала от абсолютного нуля температуры до температуры тройной точки воды (см.гл.6). Шкала Кельвина - абсолютная шкала, так как при Т=0 К, термометрическая величина - давление Р = 0 Па.

Связь между температурой в градусах Цельсия и Кельвина выражена следующей формулой:

t(0C)=T(K) - 273,15

Величина градуса Цельсия равна величине градуса Кельвина.

Если два тела с разными температурами привести в контакт, то со временем температуры этих тел станут одинаковыми. Изменение температуры контактирующих тел в процессе установления теплового равновесия означает передачу энергии от одного (более нагретого) тела к другому (менее нагретому) телу. Энергия будет передаваться до тех пор, пока температуры тел не станут одинаковыми. Процесс передачи энергии от более нагретого тела к менее нагретому обусловлен энергетическим обменом его структурных элементов (молекул). Следовательно, внутренняя энергия тела (как суммарная энергия его структурных элементов) пропорциональна температуре.

Для идеальных газов внутренняя энергия определяется только кинетической энергией его молекул. Средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул идеального газа прямо пропорциональна температуре ~ Т. Введём коэффициент пропорциональности, равный для одноатомных газов (почему именно 3/2 см. п.3.6), где k=1,38×10 –23 Дж/К - постоянная Больцмана. Тогда

(2.4)

Отсюда видно, что и температура как макроскопический параметр состояния, с точки зрения МКТ, тоже является среднестатистическим параметром, как и давление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow