double arrow

СЕМАНТИЧНІ ЗМІНИ ТА СЕМАНТИЧНІ УГРУППУВАННЯ

Проза

Эпос

«Эпос» в переводе с греческого – повествование, рассказ, история. В узком смысле этого слова эпосом называются древние сказания разных народов: мифы, сказки, былины и пр. Сегодня в литературоведении к жанру эпоса относят еще роман, повесть, балладу и басню.

Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий, внешних по отношению к автору, объективного хода жизни, где автор «является как бы простым повествователем того, что совершается само собой» (В. Белинский). Организующим началом эпического произведения является «повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет» (В. Хализев). Возможности эпического литературного рода в изображении мира и человека просто трудно переоценить, поскольку авторы романов, повестей, рассказов могут заглянуть, и очень глубоко, в душу человека, изобразить его внутренний мир и так же глубоко, а главное – масштабно и достоверно описать ход исторических событий, взаимодействия целых народов и государств.

Эпический текст организует, цементирует сюжет, т. е. определенную последовательность событий, которые выстраивает автор. Иногда он может нарушить логику событий в жизни героев, построить произведение так, что читатель начнет читать как бы с конца, с финального эпизода, например рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы». Но такое построение художественного произведения – его композиция – объясняется идейно-художественными задачами автора.

Одной из главных особенностей эпического текста является присутствие в нем повествователя. Именно повествователь рассказывает о событиях, поэтому чаще всего в эпических произведениях рассказ ведется от третьего лица. Он все «знает», даже мысли героев и их переживания, может «присутствовать» во всех местах, где происходит действие. Повествователь является как бы посредником между читателем и писателем. Но кроме объективного описания событий, где автор как бы прячется за спинами героев, он может высказывать свое отношение к героям (А. Пушкин в романе «Евгений Онегин», например, прямо говорит: «Я так люблю Татьяну милую мою!»), давать свою оценку событиям, а иногда вообще превращаться в рассказчика, и тогда рассказ идет от первого лица, как в «Заячьих лапах». Но даже если автор эпического текста как бы скрыт от читателя за сюжетом, то наша задача в работе с произведениями этого рода – увидеть позицию автора, его отношение к изображаемому, осмыслить эту позицию, согласиться или не согласиться с ней.

О своем отношении к окружающему миру авторы эпических произведений говорят, как правило, не непосредственно от себя, а выражают его через образы действующих лиц, через картины жизни людей и природы. Иногда писатели прибегают к лирическим отступлениям, включают в произведения рассуждения исторического и политического характера. Но и тогда главным в эпическом произведении остаются картины окружающего мира, изображение людей и событий.

Эпический текст, как и вся художественная литература, – это отражение жизни в образах. Художественное произведение – это система образов, в которой, как и в любой системе, есть некие элементы и связь между ними. Эта система может минимально состоять из двух элементов. А максимально? Конечно, в лирических произведениях, которые обычно небольшие по объему и чаще всего имеют стихотворную форму, много образов не бывает. А вот в романе-эпопее «Война и мир» Л. Толстого действуют более пятисот героев, образов-персонажей, среди которых есть и выдуманные литературные герои, и изображенные автором реальные люди такие, как полководец Кутузов, император Александр и др. Но образов в произведении ровно столько, сколько нужно автору для выполнения своей основной задачи – передать читателю свое видение мира, свои представления о жизни и ее смысле, о ценностях, о добре и зле, воплотить свою идею. Идея — это главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы. Поэтому идея, глубоко запрятанная в текст, извлекается в результате его анализа.

Герой в произведении, по сути дела, является двигателем сюжета: именно из его поступков складывается сюжетная цепочка. Надо отметить, что само понятие «герой» возникло в древнейших литературных текстах, в которых рассказывалось действительно о героях: сильных, мужественных людях, совершающих героические поступки. Позднее героями стали называть всех персонажей художественного произведения – и главных героев, и второстепенных, и эпизодических.

В древних текстах: мифах, сказках, былинах – все герои четко делятся на положительных и отрицательных, но в произведениях реалистической литературы ХIХ–ХХ веков авторы изображают сложных героев, наделяя их и положительными, и отрицательными чертами характера, такими как в жизни у обычных, реальных людей. Это способствует читательскому «узнаванию» героев, примериванию на себя ситуаций из их жизни, а в конечном итоге – личностному восприятию нравственных образцов поведения, отношений людей друг к другу, к своему делу, к природе и Родине.

Как создается образ литературного героя? В древних текстах, в сказках, например, образа героя в нашем нынешнем понимании нет. Коллективный автор, народ, создающий сказку, предназначенную для устного пересказа, «не утруждает» себя и рассказчиков подробностями внешности героя, не приводит его размышлений, а если и говорит о чувствах героя, то на уровне простой констатации. Так, в народной сказке «Царевна-лягушка» портрета Василисы Премудрой вообще нет. Когда она в образе лягушки, то говорится: «… видит – сидит лягушка», – и все. Даже когда героиня уже в облике прекрасной Василисы Премудрой, описан скорее ее костюм: «…на лазоревом платье – частые звезды, на голове – месяц ясный, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». А об ее характере очень немногословно говорится: «Лягушка хитра…» – да через ее постоянное, трижды повторенное сочувствие Ивану-царевичу можно догадаться о ее доброте.

Позднее, в ХIХ веке, В. Гаршин, автор сказки «Лягушка-путешественница» уже рисует образ лягушки, дает ей «портрет», изображает ее чувства: «Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами... Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком. Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете! Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают – на это есть весна – и что, заквакав, она может уронить свое лягушачье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться».

На этом примере мы увидели, как развиваются способы изображения литературного героя в эпосе. И позднее, чтобы мы могли представить себе героя, авторы изображают его внешность, рисуют его портрет – и не только лицо, но и фигуру, одежду, жесты, манеры и т. д. Для создания образа героя очень важны высказывания героев, их мнения друг о друге. Но самое главное – это поступки героя. Автор произведения придумывает эти поступки, но иногда герои совершают неожиданные, казалось бы, несвойственные им поступки: Наташа Ростова влюбляется в Анатоля Курагина и собирается с ним бежать из родительского дома, Татьяна Ларина выходит замуж за генерала, которого не любит, и, дождавшись наконец признания в любви от Онегина, отказывает ему, так что сам Пушкин удивляется ей, и т. д. Но на самом деле герои «поступают» по логике художественного образа, созданного автором: если бы Татьяна Ларина бросила своего любящего и гордящегося ею мужа или стала любовницей Онегина, она изменила бы себе, перестала быть «милым идеалом» поэта.

Автор художественного произведения всегда глубоко и точно мотивирует поступки героя, иногда впрямую, словами героя или изображением его мыслей (как, например, изображает Н. Гарин-Михайловский переживания и страхи мальчика в повести «Детство Темы»). Но чаще всего до мотивов поступков героя надо докопаться, додуматься. Размышления над поступками героев, их причинами и последствиями, их взаимоотношениями, осмысление идеи автора, присоединение понятого и эмоционально принятого к своим личным представлениям. Вспомните, как в небольшом рассказе «Огурцы» замечательный детский писатель Н. Носов через поступки героев, через их слова, размышления, переживания немногословно и точно рисует образы героев, их характеры, изображает развитие, эволюцию представлений главного героя Котьки, его чувства, его нравственное становление. Как мудро поступают взрослые, особенно мама Котьки, которая так его учит честности, что он запомнит этот урок на всю жизнь! Как благороден и великодушен колхозный сторож, который своей добротой вызвал сильные переживания мальчика и преподал ему урок на всю жизнь!

Эпические произведения делятся на виды (жанры): сказка, былина, басня, рассказ, повесть, роман.

В с казке представлены большей частью вымышленные события, иногда фантастического характера, происходящие с животными или человеком. В фантастических сказках действуют волшебные герои и предметы-«диковинки»: Баба Яга, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Значительный разряд составляют сказки бытовые, в которых отражаются некоторые стороны народной жизни, высмеиваются угнетатели, прославляются ум, смекалка, трудолюбие. Герои сказок о животных также часто наделяются человеческими чертами: хитростью (лиса), простоватостью (волк), трусостью (заяц) и др. Кумулятивные сказки, например «Репка», основаны на многократном повторении одних и тех же действий.

В былине, устном поэтическом произведении, изображаются богатыри и народные герои, в образах которых олицетворяется мощь народа, воплощаются его лучшие качества. Былины слагались народными певцами и, как и сказки, передавались затем из поколения в поколение, исполняясь обычно нараспев, под аккомпанемент народного инструмента – гуслей.

В басне, небольшом произведении аллегорического (иносказательного) характера, через образы животных, вещей, а иногда и людей высмеиваются, обличаются человеческие пороки или отрицательные черты общества. Это один из древнейших жанров эпоса: считается, что легендарный Эзоп создавал свои басни еще в VI в. до н. э. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в которой описывается какое-либо событие или спор между действующими лицами. Часто в конце дается мораль – вывод из нарисованной аллегорической картинки.

В рассказе, небольшом прозаическом произведении, рисуют одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц.

В повести, в отличие от рассказа, изображают не одно событие, а цепь событий, количество действующих лиц в ней больше.

Роман – самое большое по объему, числу действующих лиц и количеству изображаемых событий произведение. В романе изображают много лиц, их сложные взаимоотношения иногда на протяжении длительного времени, часто – историю всей жизни одного или нескольких человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: