Общественно – правовых воззрений

Тема: Ментальность казаков в эволюции

Лекция № 6

В генетическом плане общественно-правовые и духовные воззрения кубанского казачества исследуемого периода восходят ко времени, когда они определялись еще сохранившимися общинными традициями запорожских и донских казаков, конфессиональным фактором.

Община кубанских казаков – поземельная соседская организация мелких производителей – являлась экономическим объединением и низшей административной единицей. Ее экономическую сторону составляли мероприятия по распределению и эксплуатации земельного надела (переделы полей, лугов, использование пастбищ и лесов). В административном отношении община исполняла фискальные и полицейские обязанности. Отличительная черта – ярко выраженный военизированный характер, особенно на ранних этапах существования.

В общине проходила вся жизнь казака, от рождения до смерти, отсюда он отлучался на время воинской службы или походов. Общинников объединяли производственные интересы, коллективная ответственность перед государством, правосудие, религиозная жизнь, организация досуга, взаимопомощь.

Регулирование внутриобщинных отношений производилось на основании законодательных актов и накопленного опыта, нашедшего отражение в обычаях и традициях казачества.

Общественно-исторические, социально-культурные, географические особенности формирования и эволюции кубанского казачества наложили глубокий отпечаток на содержание и форму его политической культуры, сословной ментальности.

Наиболее архаичным властным институтом в казачьем обществе было народное собрание – "круг", "рада". Этот общественный институт был органом административного, гражданского и уголовного управления под председательством достойнейшего из казаков, носившего титул атамана. Решения круга, рады беспрекословно выполнялись всеми казаками.

Круги и рады были инициаторами различных начинаний, особенно военных. На Дону, в Запорожской Сечи на войсковом круге, раде решались вопросы, касающиеся только всего войска, как то: выборы Войскового атамана, есаулов, Войскового писаря, духовенства, прием в казаки, объявление походов, дележ добычи, прием царских послов, рассмотрение дел по преступлениям против всего Войска, против веры и т.д.

Казаки прочно поддерживали традиции войсковых кругов и рад. Как представляется, стремление к сохранению "старовыны" отражало ментальные особенности казачества как военного сообщества. Общеказачьи собрания служили для них символом их свободы и равноправия.

Все решения принимались простым большинством голосов, прямым голосованием. Тайное голосование у казаков не было принято – эта очень существенная черта казачьей ментальности – такие процедуры принятия решений рассматривались как несовместимые с понятием братства и честности. Голосование проводилось поднятыми обнаженными клинками, и было очень легко сосчитать голоса всех полноправных членов общины (казак, не обладающий всей полнотой прав, шашки не имел).

Традиционно рада и круг проводились на майдане (площади) под открытым небом. Когда площадь заполнялась казаками, в круг их входила войсковая старшина, вслед за войсковым правительством на площади появлялись куренные атаманы, каждый со своей куренной тростью. Все они снимали шапки и кланялись на все четыре стороны.

Данный церемониал придавал проводимому мероприятию особый колорит и торжественность, вселял чувство уважения к заслуженным людям и войсковой старшине, способствовал укреплению дисциплины.

На казачьих радах по центру обязательно размещались казачьи регалии – предметы, несущие на себе, прямо или опосредованно, печать Высочайшей милости: это войсковые знаки отличия, символы власти и достоинства. В число регалий входили предметы памятные и дорогие казачьему сердцу, имеющие статус реликвии: знамена, грамоты, бунчуки, печати, трубы, литавры и др.

В Кубанском войске находились регалии нескольких казачьих войск – Запорожского, Черноморского и Кавказского линейного.

Естественно то, что демократические институты власти в казачьем социуме менялись в новых условиях. Высшей властью в Кубанском казачьем войске обладал наказной атаман, который одновременно был и начальником Кубанской области. При нем создавалось областное правление, которому подчинялись правления отделов. Руководство отделами осуществляли поставленные войсковым наказным атаманом атаманы отделов, которые вместе с правлением следили за общественным порядком, распоряжались полицией, утверждали выборных станичных атаманов и контролировали их деятельность, ведали мобилизациями, учебными сборами и т.д.

Войсковой круг, проводившийся 30 августа, в день покровителя войска, Святого Благоверного князя Александра Невского, имел статус войскового парада и церковного праздника.

После переселения казаков на Кубань решения сбора по важным вопросам вступали в силу уже только после их одобрения чиновниками войскового правления.

Общих сходок в кубанских станицах не было. Для участия в станичном сборе избиралось определенное число выборных. Избирать и быть избранным мог каждый казак, достигший 25 лет. Женщины были лишены права голоса и могли выступать только в роли просительниц. Выборных – обычно их было 100-150 человек – избирали на один год от каждого квартала, для чего вся станица разбивалась на участки от двадцати до сорока домов.

Постановления сбора имели силу только в том случае, если на нем присутствовало не менее 2/3 его участников. Станичный сбор созывался двенадцать-восемнадцать раз в год по воскресным и праздничным дням, в случае надобности и в другие дни.

Станичный атаман осуществлял исполнительную власть. Он избирался казаками на три года, но общество имело право, с согласия войсковой администрации, сместить атамана до истечения его полномочий или, наоборот, продлить их.

На Старой и Новой Линиях не наблюдалось широкой органической связи с прошлым институтом самоуправления казачества. Одна из причин заключалась в том, что заселение Кавказской линии производилось иначе, чем Черномории.

Общинная жизнь на Линии всецело подчинялась военным приказам, и самоуправление не получило собственного развития. Войсковая старшина полностью зависела от полкового командира и участвовала в управлении станицами. Был нарушен весь строй бытовой и общественно-правовой жизни. Казаков лишали самостоятельности во внутренних порядках и взаимоотношениях.

Система полкового устройства линейных станиц наложила отпечаток на характер управления и при образовании в 1832 г. самостоятельного Кавказского Линейного казачьего войска во главе со своим атаманом. В самоуправление линейных казаков это преобразование не внесло существенных изменений. Атаманы (станичные начальники) назначались военной администрацией из казаков-чиновников, не выбирались общиной, как было заведено в Черномории. Здесь станичный начальник во всех отношениях был независим от общины. Даже занимаясь гражданскими делами, он оставался, прежде всего, военным командиром. Атаман наблюдал, например, "чтобы жители станицы там, где это по местности необходимо, выходя по полевые работы или сенокосы, имели при себе оружие на случай внезапного нападения черкесов", отвечал за обучение строевой службе "малолетков" и др.

Институт суда у кубанских казаков сложился под влиянием традиций и судебной практики в Запорожской Сечи и на Дону, с одной стороны, и под влиянием административных и судебных учреждений российского правительства – с другой.

Суровость наказаний в казачьих общинах объяснялось тем, что на Дон и в Запорожье часто убегали преступники, осужденные на казнь злодеи, дезертиры, различные проходимцы, и поэтому было необходимо добиваться того, чтобы они не давали негативной окраски казачьему товариществу и не могли иметь разлагающего влияния на казаков.

Патриархальный, родительский суд и суд по приговору замечались в судебных актах казаков, переселившихся на Кубань. Начальники округов исполняли судейские обязанности подобно атаманам Запорожья и Дона.

В кубанской общине официальное судебное право применялось только в тех сравнительно немногих случаях, когда казак имел дело непосредственно с государством или с кем-либо за пределами общины, либо тогда, когда призывался или сам обращался в государственный суд. Подавляющее число дел регулировалось неофициальными нормами или обычаями. Решения принимались "по справедливости", "по убеждению"; "по человеку", "по обстоятельствам".

В момент приведения в исполнение приговора о телесных наказаниях женщины, дети и все иногородние со схода изгонялись. Приговор в исполнение казаки приводили по жребию. После судебного схода все его участники держали трехдневный покаянный пост, ежедневно усиленно молились и только после бани шли в церковь к исповеди каяться за нарушение заповеди "Не судите да не судимы будете…!"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: