Тема: Мифология, народные приметы и суеверия кубанских казаков. Особенности кубанского говора

Лекция № 7

Православное вероисповедание уживалось в народных представлениях с дохристианскими веро­ваниями. Живучим было представление об очистительной силе ог ня. В огонь нельзя было плевать. Использовали его при лече­нии людей и животных. Сверхъестественными свойствами наделялась вода: «живая» - взятая сразу после полуночи со среды на четверг, и «мёртвая» - стоячая или использованная при от­мывании покойника. Особую силу приписывали луне, кометам, вихрю.

Необычными свойствами наделялись растительный и живот­ный мир. Фруктовые деревья одушевлялись. Неплодоносившую яблоню или жерделю казаки в новогоднюю ночь пугали с топором в руках: «Не будешь родить - буду рубить! Будешь родить - не буду рубить!». Осину использовали при лечении. Если после по­хорон выяснялось, что покойник «по ночам ходит», то на могиле в ногах и головах забивали осиновые колья. Это считалось более действенным средством, чем православный христианский риту­ал. Запрещалось убивать ласточку: она могла покарать за обиду порчей коровы или пожаром. Сыч и кукушка считались вещимн птицами.

Повсеместно на Кубани была распространена вера в домового, или, как его здесь называли, хозяина. Он считался покрови­телем хаты и домашнего хозяйства. Поэтому при переселении в новый дом его обязательно приглашали с собой, иначе могло случиться несчастье. Домового представляли в виде маленько­го старика, покрытого шерстью, одетого в подпоясанную рубаху красного цвета. Бытовала среди казаков и вера в ведьм и колду­нов. Представления об их силе основывались как на возможнос­ти навредить людям, так и на умении избавиться от вреда.

Народные суеверия мирно уживались с христианской тради­цией, представляли культуру казачества во всей её сложности и многообразии.

Состояние православной веры у кубанских казаков проступа­ло во многих чертах их домашней и общественной жизни. Право­славное вероисповедание уживалось в народных представлениях с древними дохристианскими верованиями.

Народные знания у казаков - это и представления об окру­жающем мире, и навыки его использования. Опыт, накопленный наблюдениями за природой и обществом, закреплён в повседнев­ной жизни традициями.

Основанное на календарных наблюдениях
знание погоды отразилось в ряде устных примет. Если зима несколько лет была слабой, то потом выдавалась суровой и продолжительной. Если на Сретенье Гос­подне, когда, по народным представле­ниям, зима встречается с летом, с крыш капает вода, то и зима будет тянуться дол­го. Если на Сретенье солнце было целый день, а потом стало пасмурно, лето выйдет
прохладное. Если в этот день был мороз, то будет холодная весна, если дождь - дождливые весна и лето. Казаки говори­ли: какое Благовещенье - такая и Пасха. Дождь на Благовещенье предвещал дождливое лето.

Прогнозы погоды на следующий день основывались на на­блюдениях за атмосферными явлениями дня прошедшего. Если утром не было росы, дрожал воздух, солнце садилось за тучу - быть дождю. Мало росы - будет пасмурно. Роса на траве -к солнечной погоде.

Наблюдали казаки и за поведением домашних птиц и жи­вотных. Если собака валялась на соломе или утки бегали по двору - жди ветра. Скот ревел - к буре. Если зимой свинья держит во рту солому - будет мороз. Ждали мороза, когда кошка скреблась когтями или лежала на печи. Ласточки летают низко -к дождю. Если петух кричит, когда идёт ливень, - дождь скоро прекратится.

Для определения погоды иногда прибегали и к шутливым га­даниям. Например, в станице Бжедуховской устраивалось шут­ливое состязание. Два парня, одному из которых давали имя Зима, а другому - Лето, боролись. По победителю определяли, будет ли зима затяжной или же весна наступит рано.

Особенности кубанского климата нашли отражение в по­говорке: «До Святого Духа не кидайсь кожуха, по Святом Дуси - у том ж кожуси», что означало: ни в какое время года погоде доверять нельзя.

Представления о болезнях и на­родных способах лечения носили сверхъестественный характер, отражались в бытовавших суевериях. Причину болезни коровы видели в злых действиях «нехороших людей». Чтобы узнать, кто «испортил» корову, казачки выдавливали из коровьего вымени ос­тавшееся молоко, наливали его на сковородку и ставили на угли. Ножом, окроплённым святой водой, резали загустевшее моло­ко, и на месте порезов должна была выступить кровь. Тот, кто «испортил» корову, при этом чувствовал острую боль, прибегал к хозяйке и просил прощения. При эпидемиях скота стадо про­гоняли через костры, окуривая дымом. Чтобы очистить овец от глистов, использовали черемшу; «для изгнания червей» у лоша­дей - любистик и коноплю. Раны у скота лечили корой дуба. Раны, нанесённые жеребятам волками, промывали майской водой.

Для лечения и предотвращения болезней людей казаки ис­пользовали разнообразные средства растительного, животного и минерального происхождения. Ежовый, енотовый и собачий жир применяли для лечения туберкулёза и воспаления лёгких. Ожоги лечили рыбьим и гусиным жиром, желтком куриного яйца, который пере-жаривали на сковородке и прикладывали к поражённому участку кожи. Настоем червей, выкопанных из перегноя расти­рали тело при ревматизме. С помощью пчелиного воска лечили сглаз, испуг, оп­ределяли, будет ли больной жить. Мёдом врачевали раны, ожоги, больные глаза, на­стой прополиса на спирту употребляли от простуды. От кашля пили отвар из мёда, ягод калины и свиного жира.

Из растений готовились мази и настойки. К нарывам, ранам и чирьям прикладывали печёный горячий лук, листья подорожни­ка со сметаной, чистотел. Мозоли лечили клеем, который образо­вывался на фруктовых деревьях. При воспалении лёгких жевали на ночь листья алоэ. Если мучил ревматизм, народная медицина в качестве эффективного средства предписывала крапиву. Необ­ходимо было хорошенько отстегать себя ветками этого растения. В качестве кровоостанавливающих средств использовали тыся­челистник, мать-и-мачеху, подорожник. При ожогах готовили примочку из подсолнечного масла. Расстройство желудка лечили отваром из коры дуба и конского щавеля. При лечении лихорад­ки применяли отвар из листьев сирени, кореньев дыни. Когда казаки отправлялись на службу, они брали с собой порошок из гриба-навозника, который хорошо помогал при лечении ран.

В процессе освоения края кубанцы научились использовать для врачевания местные минеральные грязи и источники. При лечении кожных болезней - медный купорос, марганец, нефть, янтарь. Инфекционные болезни лечили фосфором, серой и керо­сином.

Среди казаков встречались знатоки хирургии. Не проводя ни­каких разрезов ткани тела, хирург-самоучка умело собирал «под мясом» раздробленные кости, забинтовывал пораненную руку или ногу в лубок. Если начинался «антонов огонь» - гангрена, знахарь-казак простым ножом отрезал поражённую поверхность. Осколок кости из прострела удаляли волосяной заволокой.

С помощью русской печи лечили радикулит. В протопленную соломой и сбрызнутую холодной водой печь ложился головой на­ружу больной и парился. После этой процедуры его растирали водкой, козьим жиром или керосином. При ушибах, вывихах и головной боли использовали лёд и холодную воду. Чтобы кожа на лице была чистой и здоровой - умывались первым весенним дождём.

Кубанские говоры возникли на базе уже существовавших языков - в результате переселения людей с территорий Украины и южнорусских областей. Происходило смешение языков, насе­ления, образовывались новые варианты местной речи.

Сложившиеся на Кубани особенности балакать (в бывших черноморских и закубанских станицах) и разговаривать (в ли­нейных и закубанских) настолько своеобразны, что скорее напо­минают уникальный язык, одинаково понятный всем жителям края. Недаром на вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки- на русском или украинском, они часто отвечают: «На нашем, на казачьем. На кубанском!».

Говоры - средство общения в семейной жизни и производственной среде. Точное и меткое слово или выражение - такая же часть малой родины, как природа, ис­тория, уклад жизни. Поэтому относиться к ним надо бережно Кубанский говор с южнорусской осно­вой сложился в восточной и юго-восточной частях края. Он распространён вверх по течению Кубани начиная от станицы Воронежской, а также между реками Кубанью и Лабой. Говор с украинской основой сформировался главным образом в бывших черноморских стани­цах, в западной и юго-западной частях нашего края.

Многие слова в кубанских гово­рах отличаются от литературного языка тем, что у них тот же корень, но другие суффиксы или приставки, например: пэрэбой -сбой, надголодь - впроголодь, заседка - засада, годыть - угож­дать, впиймать - поймать, близняты - близнецы. В кубанских говорах средний род часто заменяется женским или мужским: в окошку глядить, полотенец висел. Своеобраз­ны окончания и суффиксы: итить, хода, болыть, яблоков, кортший. В станице Расшеватской говорили: он пиша письмо, он лье воду, он гне (гнёт), он прибудя (он прибудет). Интересны произношения имён в ли­нейных станицах, заселявшихся однодвор­цами из Воронежской, Курской, Орлов­ской губерний: Ванькя, Петькя, Митькя, Манькя, Лёнькя, Варькя.

К кубанским говорам нельзя относить­ся как к речевой ошибке или языковому недоразумению. Слова, удачно используе­мые, обогащают местную речь, делают её сочной, неповторимой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: