Кубанских казаков

Тема: Эволюция сословного самосознания и самовыражения

Лекция № 8

Кубанское казачество – это сложный социально-экономический, политический и этнокультурный организм. С XVIII в. российские историки ведут спор по вопросу о сущностной характеристике казачества, определяют его как этнос или как сословие. Но в исследуемый период, с конца XVIII в. до начала ХХ в., для Российской империи была характерна сложная социальная структура, деление общества на сословия, и казачество с юридической точки зрения выделялось как военно-служилое сословие. Основной формой проживания и территориальной организации казачества выступало войско – целостный военно-административный и хозяйственный организм.

Сословно-правовой статус казачества определялся, прежде всего, принадлежностью к войсковой организации и ее структурным подразделениям. Казачество отличалось от других сословий более замкнутым характером, относительной изолированностью от других классов и сословий российского общества.

Определенную двойственность сущности казачества можно наблюдать и в других аспектах. Например, в отношении к религии – православие являлось официальным атрибутом, однако и богослужебная практика, и нормы морали в некоторых случаях отличались от принятых в православии. Наряду с холостыми казаками были и женатые. В финансово-экономическом отношении среди казаков были и крупные собственники (паны, домовитые), и нищие (сирома, голытьба). Если говорить о профессии, то война являлась главным предназначением, хотя казаки были и умелыми земледельцами. После снятия военной угрозы с юга казачество не слилось с регулярной армией, не образовалось в религиозную конфессию, не стало самостоятельным этносом, но отличало себя от других групп русского народа.

Все это говорит о том, что казачество – это, прежде всего, некая духовная общность, где свои традиции, особенный хозяйственный уклад и менталитет, где и войсковая элита, и рядовые казаки осознавали себя частью единого организма.

В историческом прошлом казачество сформировалось из вольных, свободолюбивых элементов русского и других народов, не мирившихся с религиозными гонениями, нередко принимавших участие в стихийных антиправительственных бунтах, мятежах.

Со временем казачество из буйной вольницы превратилось в неотъемлемую часть Российского государства, стало верным рыцарем России, исполненным национально-патриотическим чувством, глубочайшей преданностью отечеству. Воинственность казаков усиливалась наследственностью, и готовность жертвовать во имя Родины была доведена до высшей степени.

В развитии служилого сознания казаков выделяется несколько этапов. Первый охватывает эпоху от зарождения казачества до образования Российской империи. Здесь складывающийся институт казачества определялся военной службой вольных легковооруженных всадников русским князьям южных окраин России, покорением Урала, Сибири, Дальнего Востока и др. Процесс формирования казачества на окраинах России хоть и являлся стихийным, обособленным от политики московских царей, но в то же время отвечал государственным интересам. Казаки выполняют важнейшие государственные задачи. В России, не имеющей собственных границ для защиты от нашествий кочевых народов, создается преграда в лице казачьих поселений. В развитии служилого сознания казачества на первом этапе сказались факторы геополитического пространства, "рыцарственный дух" в деле защиты веры и государственности.

Второй этап охватывает период с петровских преобразований до середины XIX в. Казачество в этот период является как раз той средой, где происходит интеграция этноса – имперостроителя и культур присоединенных народов. Интересный опыт взаимопроникновения казачьей и горской культур накопился на Кавказе. Как отмечал А.Д. Фелицын, "Основные приемы войны, одежду, кавалерийскую выправку, даже характер вооружения – все это линеец перенял у горца. Одни словом, линеец был тот же черкес, но только русской национальности".

В то же время этот период знаменовался постепенным подавлением казачьих вольностей. Создание регулярной армии уже в XVIII в. потребовало подчинения иррегулярных казачьих войск общей военной концепции. На этом этапе создаются исключительно "служилые" казачьи войска, в том числе Черноморское в 1787 г. и Кавказское линейное в 1832 г. Казачество оказалось в центре крупнейших войн России, стало рассматриваться как часть российского населения, но со своими особенностями, со своими правами и привилегиями. Казачьи войска все больше и больше играют роль важнейшего рычага имперской геополитики.

Третий этап охватывает вторую половину XIX – начало XX столетий. Происходит включение казачьих войск в четкую имперскую структуру, полное огосударствление казачества. В 1905 – 1907 гг. казаки сыграли значительную роль в погашении революционных выступлений. Казачество выступало как ударная военно-политическая сила самодержавия" не только благодаря дисциплинированности и исполнительности, но и верности присяге и царю. В казачестве, активно участвовавшем в строительстве империи, уже генетически было заложено стремление сохранить ее целостность. Имперская модель была устойчиво впечатана в их культурный код. Для казака истинность веры подтверждалась блеском и величием империи.

Таким образом, генетическую основу казачества заложили люди вольнолюбивые и смелые, которые не желали покоряться угнетателям и отважились убежать на Дон или Запорожье, и то, что они смогли добраться до вольных пограничных окраин России, само по себе является доказательством их ловкости и находчивости. Пограничная территория создала особый уклад жизни, породила воинские качества и особый менталитет, систему ценностей.

Предметом гордости кубанских казаков, особенно в станицах бывшей Черномории, явллись фамилии, произошедшие от прозвищ, данных предкам в Запорожской Сечи за заслуги, внешние качества или характер – Головатый, Подопригора, Обертас, Рябоконь, Волкорез и т.п. Такие фамилии указывали на принадлежность к старинным казачьим родам. О себе потомки запорожцев с колоритными фамилиями с гордостью говорили: "Я есть казак именитый".

В праздничные дни в казачьих станицах разрешалось производить скачку и стрельбу на площадях, "дабы казаки не потеряли воинственного духа и честолюбия".

Казачьи части отличались крепкой спайкой и круговой порукой. Этому способствовало закрепление станиц и хуторов за определенными полками, и казаки с детства знали свой полк или батарею, сотню, имели отцов и братьев, служивших в подразделениях старших возрастов.

Кроме военной службы, главной обязанности перед отечеством, казаки выполняли многочисленные натуральные повинности в своей станице и на территории станичного юрта: ремонт и содержание мостов, дорог; служебных помещений; предоставление квартир войскам; караульная служба; сопровождение арестованных. К льготам и привилегиям казачества относились освобождение от уплаты налогов, право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий, особые права на пользование государственными землями и другими угодьями. Главной же льготой казаков являлось довольно значительное обеспечение их землей, явно превосходившее крестьянские земельные наделы.

Сознание особого сословного положения казаков, которое внушалось им в армии, дома, в школе, военизированный быт казачества накладывали особый отпечаток на ментальность казачества. Горделивость, властность, чувство своего превосходства над неказаками проявлялись во всех сферах жизни. Подчеркивание самими казаками своего отличия от остального населения страны в социально-экономическом плане становилось явлением все более заметным и распространенным. В ответе на вопрос об их национальной принадлежности сразу же следовал ответ: "Я не русский, я – казак". А в станицах и хуторах вплоть до сегодняшнего дня можно услышать: "Он – наш, а жена у него – русская".

Офицеры, не принадлежащие к казачьему сословию, которых назначали на службу в казачьи подразделения, не особенно пользовались доверием казаков, "как чужой для них элемент по происхождению и по традициям". В рапорте от 14 марта 1909 г. наказной атаман подчеркнул нежелательность определять на службу в казачьи конные части офицеров из регулярной кавалерии, так как они "не могут иметь в глазах казаков должного авторитета".

В целях сохранения сословной обособленности в казачестве постоянно культивировалось презрительное отношение к иногородним: черкесам, евреям, полякам и т.д.

Царское правительство всячески поощряло казачью сословность и самобытность.

Таким образом, в результате эволюции казачьих общин, составивших основу кубанского казачества, сформировалось замкнутое военно-служилое сословие, ментальной особенностью которого было стремление служить отечеству и центральной власти в борьбе не только с внешними, но и внутренними врагами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: